Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́ДУС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 598

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

МО́ДУС, 1) в зап.-ев­роп. мно­го­го­лос­ной му­зы­ке 12 – 1-й тре­ти 14 вв. (в осн. сов­па­да­ет с пе­рио­дом Арс ан­тик­ва) – рит­ми­че­ская фи­гу­ра (фор­му­ла), в со­во­куп­но­сти всех её дли­тель­но­стей об­ра­зую­щая счёт­ную еди­ни­цу 3-доль­но­го мет­ра (мен­зу­ру). По­вто­ряю­щие­ся М. груп­пи­ро­ва­лись в ря­ды (лат. ordines), от­де­ляе­мые друг от дру­га пау­зой. С мо­ду­са­ми в му­зы­ко­ведч. лит-ре при­ня­то ус­лов­но со­пос­тав­лять др.-греч. сти­хо­твор­ные раз­ме­ры: тро­хей (хо­рей), ямб, дак­тиль, ана­пест, спон­дей и триб­ра­хий. Из 6 нор­ма­тив­ных М. – LB, BL, LBB, BBL, LLL, BBB (L – лон­га, B – бре­вис) – в му­зы­ке наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ны­ми бы­ли 1-й (тро­хей) и 5-й (спон­дей); 4-й (ана­пест) поч­ти не встре­ча­ет­ся. Для пре­одо­ле­ния трёх­доль­ной мо­но­то­нии ис­поль­зо­ва­лись дроб­ле­ние од­ной круп­ной дли­тель­но­сти на бо­лее мел­кие (т. н. plica, букв. – склад­ка), а так­же рит­мо­фор­му­лы уд­ли­не­ния (extensio modi) и раз­бие­ния (frac­tio modi), при не­пре­мен­ном со­хра­не­нии об­щей трёх­доль­но­сти. Тео­ре­тич. опи­са­ние мо­ду­сов да­но в трак­та­тах 13 в. (Иоанн де Гар­лан­дия, Ма­гистр Лам­берт, Ано­ним IV и др.). В пе­ри­од Арс но­ва мо­даль­ная рит­ми­ка бы­ла вы­тес­не­на мен­зу­раль­ной (см. в ст. Мен­зу­раль­ная но­та­ция). 2) То же, что лад (тон) гри­го­ри­ан­ской мо­но­дии (см. в ст. Цер­ков­ные ла­ды). 3) В зап. муз. нау­ке тер­ми­ном «М.» на­зы­ва­ют лю­бой мо­но­ди­че­ский лад мо­даль­но­го ти­па (см. в ст. Мо­даль­ность в му­зы­ке).

Лит.: Apel W. Die Notation der polyphonen Mu­sik. Lpz., 1970; Frobenius W. Modus (Rhyth­mische) // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Freiburg im Breisgau, 1971; Фе­до­тов В. А. Уче­ние о мо­ду­се в за­пад­но­ев­ро­пей­ской рит­ми­че­ской тео­рии XIII в. // Lau­da­mus. М., 1992.

Вернуться к началу