Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРС АНТИ́КВА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

АРС АНТИ́КВА (лат. ars antiqua – ста­рое ис­кус­ст­во, ста­рая тех­ни­ка [пись­ма]), ис­то­рический пе­ри­од в му­зы­ке западноев­ропейского Сред­не­ве­ко­вья. По­ня­тие «старого искусства» (также лат. ars vetus) поя­ви­лось в трак­та­тах 1-й половины 14 в. (Якоб Льеж­ский, шко­ла Ио­ан­на де Му­ри­са) в про­ти­во­вес со­вре­мен­ной им арс но­ва. Изначально под «старым искусством» под­ра­зу­ме­ва­лась главным образом рит­ми­ка и тесно свя­зан­ная с ней но­та­ция многоголосной музыки 13 в. — ор­га­ну­мовмотетов и кон­дук­тов. В музыкознании 20–21 вв. термин «арс антиква» употребляется в широком смысле, для обозначения профессиональной многоголосной музыки 2-й половины 12 и 13 вв. в совокупности всех её стилевых характеристик — эстетических и композиционно-технических. Основные творческие достижения арс антиква связывают с деятельностью музыкантов парижской Нотр-Дам шко­лы.

Му­зыка ars antiqua поч­ти все­гда трёх­доль­на, её мет­рическая ос­но­ва – tempus perfectum (лат. – со­вер­шен­ное вре­мя). Идео­лог арс антиква Якоб Льеж­ский в трак­та­те «Зер­ка­ло му­зы­ки» («Speculum musicae», 1323–25) про­ти­во­пос­тав­ля­л рит­мические и ме­ло­дические «дер­зо­сти» со­вре­мен­ной ему «распущенной му­зы­ки» (musica lasciva) скром­но­сти и сдер­жан­но­сти (musica modesta) со­чи­не­ний пре­ды­ду­щего исторического периода, а всё боль­шее рас­про­стра­не­ние в му­зы­ке арс но­ва дву­доль­ной мет­ри­ки (tempus imperfectum – не­со­вер­шен­ное вре­мя) вос­при­ни­ма­л как от­каз от «со­вер­шен­ст­ва» и па­де­ние нрав­ст­вен­но­сти в искусстве. Наиболее сложным с точки зрения композиции в арс антиква был политекстовый мотет, большей частью ано­ним­ный (среди немногих известных по имени авторов — Пьер де ла Круа и Адам де ла Аль). В таком мотете (а также в клаузулах органумов) применялась специфическая для арс антиква изысканная техника гокета. Крупнейшие рукописи му­зы­ки — «Magnus liber organi» («Большая книга органума»; её флорентийский список содержит 1043 пьесы, их них 275 многоголосных) и Монпелье Ко­декс (345 многоголосных пьес). Видные тео­ре­ти­ки этого периода – Ио­анн де Гар­лан­дия, Магистр Ламберт (ранее известный как «Псевдо-Аристотель»), Фран­ко Кёльн­ский, Аноним IV Кусмакера.

В А. а. не принято вклю­ча­ть свет­скую му­зы­ку 12-13 вв. — во­каль­ную (например, песни тру­ба­ду­ров и тру­ве­ров) и ин­ст­ру­мен­таль­ную (например, эс­там­пи­ды).

Лит.: Rok­seth Y. Po­lypho­nies du XIII siè­cle: In 4 vol. P., 1935–1939; Haas M. Studien zur mit­te­lal­ter­li­chen Mu­sik­le­hre I: eine Übersicht über die Mu­sik­le­hre im Kon­text der Phi­loso­phie des 13. und frühen 14. Jahr­hun­derts // Fo­rum mu­si­cologicum. Basel, 1982. Bd 3; Ars antiqua: organum, conductus, motet / Ed. E.H. Roesner. Farnham; Burlington, 2009.

  • АРС АНТИ́КВА историч. период в музыке зап.-европ. Средневековья (2005)
Вернуться к началу