АРС АНТИ́КВА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРС АНТИ́КВА (лат. ars antiqua – старое искусство, старая техника [письма]), исторический период в музыке западноевропейского Средневековья. Понятие «старого искусства» (также лат. ars vetus) появилось в трактатах 1-й половины 14 в. (Якоб Льежский, школа Иоанна де Муриса) в противовес современной им арс нова. Изначально под «старым искусством» подразумевалась главным образом ритмика и тесно связанная с ней нотация многоголосной музыки 13 в. — органумов, мотетов и кондуктов. В музыкознании 20–21 вв. термин «арс антиква» употребляется в широком смысле, для обозначения профессиональной многоголосной музыки 2-й половины 12 и 13 вв. в совокупности всех её стилевых характеристик — эстетических и композиционно-технических. Основные творческие достижения арс антиква связывают с деятельностью музыкантов парижской Нотр-Дам школы.
Музыка ars antiqua почти всегда трёхдольна, её метрическая основа – tempus perfectum (лат. – совершенное время). Идеолог арс антиква Якоб Льежский в трактате «Зеркало музыки» («Speculum musicae», 1323–25) противопоставлял ритмические и мелодические «дерзости» современной ему «распущенной музыки» (musica lasciva) скромности и сдержанности (musica modesta) сочинений предыдущего исторического периода, а всё большее распространение в музыке арс нова двудольной метрики (tempus imperfectum – несовершенное время) воспринимал как отказ от «совершенства» и падение нравственности в искусстве. Наиболее сложным с точки зрения композиции в арс антиква был политекстовый мотет, большей частью анонимный (среди немногих известных по имени авторов — Пьер де ла Круа и Адам де ла Аль). В таком мотете (а также в клаузулах органумов) применялась специфическая для арс антиква изысканная техника гокета. Крупнейшие рукописи музыки — «Magnus liber organi» («Большая книга органума»; её флорентийский список содержит 1043 пьесы, их них 275 многоголосных) и Монпелье Кодекс (345 многоголосных пьес). Видные теоретики этого периода – Иоанн де Гарландия, Магистр Ламберт (ранее известный как «Псевдо-Аристотель»), Франко Кёльнский, Аноним IV Кусмакера.
В А. а. не принято включать светскую музыку 12-13 вв. — вокальную (например, песни трубадуров и труверов) и инструментальную (например, эстампиды).