КОНДУ́КТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНДУ́КТ (позднелат. conductus, от conduco – вести, сопровождать), в европейском Средневековье песня на латинском языке, в основном духовной тематики. Термин встречается в нотных рукописях и музыкально-теоретических трактатах преимущественно французского происхождения. В 12–14 вв. К. функционировал как песнопение во время литургических процессий (на Рождество и др. церковные праздники), мог входить в структуру литургической драмы. Поэтическая форма строфическая (иногда с рефреном); стихи – рифмованная силлабика или силлаботоника. Ранние К., как правило, одноголосны. Вершина жанра – многоголосные (до 4 голосов; главным образом, 2-голосные) К., созданные в Нотр-Дам школе (автором ряда К. традиционно считается Перотин). К. отличаются разнообразием тематики (полемические, сатирические, плачи по усопшим, К. «на случай»). Преобладает распев силлабического типа (один звук на один слог текста), но также встречаются протяжённые мелизмы (особенно на предпоследнем и последнем слогах текста). Интерес к К. угас к середине 13 в. (вероятно, в связи с бурным развитием мотета), последние яркие образцы – в поэме с обширными музыкальными вставками «Роман о Фовеле» («Roman de Fauvel», Париж, около 1316). Расшифровка К., написанных до возникновения модальной нотации, представляет значительные трудности с точки зрения корреляции стихового и музыкального метра.