Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНДУ́КТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

КОНДУ́КТ (позд­не­лат. conductus, от con­du­co – вести, сопровождать), в ев­ропейском Сред­не­ве­ко­вье пес­ня на латинском язы­ке, в основном ду­хов­ной те­ма­ти­ки. Тер­мин встре­чает­ся в нот­ных ру­ко­пи­сях и музыкально-тео­ретических трак­та­тах пре­имущественно французского про­ис­хо­ж­де­ния. В 12–14 вв. К. функ­цио­ни­ро­вал как пес­но­пе­ние во вре­мя ли­тур­гических про­цес­сий (на Ро­ж­де­ст­во и др. цер­ков­ные празд­ни­ки), мог вхо­дить в струк­ту­ру ли­тур­ги­че­ской дра­мы. Поэтическая форма стро­фическая (ино­гда с реф­ре­ном); сти­хи – риф­мо­ван­ная сил­ла­би­ка или сил­ла­бо­то­ни­ка. Ран­ние К., как пра­ви­ло, од­но­го­лос­ны. Вер­ши­на жан­ра – мно­го­го­лос­ные (до 4 го­ло­сов; главным образом, 2-го­лос­ные) К., соз­дан­ные в Нотр-Дам шко­ле (ав­то­ром ря­да К. тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся Пе­ро­тин). К. от­ли­ча­ют­ся раз­но­об­ра­зи­ем те­ма­ти­ки (по­ле­ми­че­ские, са­ти­ри­че­ские, пла­чи по усоп­шим, К. «на слу­чай»). Преобладает распев силлабического типа (один звук на один слог тек­ста), но также встре­ча­ют­ся протяжённые ме­лиз­мы (осо­бен­но на пред­по­след­нем и по­след­нем сло­гах тек­ста). Ин­те­рес к К. угас к середине 13 в. (ве­ро­ят­но, в свя­зи с бур­ным раз­ви­ти­ем мо­те­та), по­след­ние яр­кие об­раз­цы – в по­эме с обширными музыкальными вставками «Ро­ман о Фо­ве­ле» («Roman de Fauvel», Париж, около 1316). Рас­шиф­ров­ка К., на­пи­сан­ных до воз­ник­но­ве­ния мо­даль­ной но­та­ции, пред­став­ля­ет зна­чительные труд­но­сти с точ­ки зре­ния кор­ре­ля­ции сти­хо­во­го и музыкального мет­ра.

Лит.: Sanders E. H. Conductus and modal rhythm // Journal of the American Musicologi­cal Society. 1985. Vol. 38. № 3; Gillingham B. A new etiology and etymology for the con­duc­tus // Musical Quarterly. 1991. Vol. 75. № 1; Page C. Latin poetry and conductus rhythm in medieval France. L., 1997.

  • КОНДУ́КТ в ев­роп. Сред­не­ве­ко­вье пес­ня на лат. язы­ке, в осн. на ду­хов­ную те­ма­ти­ку (2010)
Вернуться к началу