КОНДУ́КТ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
КОНДУ́КТ (позднелат. conductus, от conduco – вести, сопровождать), в европ. Средневековье песня на лат. языке, в осн. на духовную тематику. Термин встречается в нотных рукописях и муз.-теоретич. трактатах преим. франц. происхождения. В 12–14 вв. К. функционировал как песнопение во время литургич. процессий (на Рождество и др. церковные праздники, мог входить в структуру литургической драмы). Ранние К., как правило, одноголосны, имеют строфич. форму (иногда с рефреном); стихи – рифмованная силлабика или силлаботоника, распетые на незамысловатые силлабич. мелодии (один звук на один слог текста). Вершина жанра – многоголосные (до 4 голосов; гл. обр. 2- и 3-голосные) К., созданные в Нотр-Дам школе (автором ряда К. традиционно считается Перотин). Они отличаются разнообразием тематики (полемические, сатирические, плачи по усопшим, К. «на случай»); помимо традиц. силлабич. распева, встречаются длинные мелизмы (особенно на предпоследнем и последнем слогах текста), усложняется форма. Интерес к К. угас к сер. 13 в. (вероятно, в связи с бурным развитием мотета), последние яркие образцы – в поэтико-муз. сб. «Роман о Фовеле» (ок. 1316). Расшифровка К., написанных б. ч. до возникновения модальной нотации, представляет значит. трудности с точки зрения корреляции стихового и муз. метра.