ПЕРОТИ́Н
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРОТИ́Н (лат. Perotinus, франц. Pérotin) (кон. 12 – 1-я треть 13 вв.), франц. композитор. Достоверных биографич. сведений не сохранилось. Теоретики музыки 13 в. (Иоанн де Гарландия, Иероним Моравский и в особенности Аноним IV) в своих трактатах величали П. титулом «magister» («магистр [искусств]»), который предполагал право на преподавание, и эпитетом «magnus» (букв. – великий), свидетельствующим о высокой оценке его творч. деятельности на протяжении ок. 100 лет. Одна из совр. гипотез отождествляет П. с неким Петром (ум. ок. 1238), который приблизительно с нач. 13 в. до 1238 числился гл. певчим (лат. succentor) парижского кафедрального собора Нотр-Дам. П. считается автором нескольких 3-голосных органумов, двух квадруплей (т. е. 4-голосных органумов «Viderunt omnes» и «Sederunt principes»), трёх кондуктов (один из них, «Beata viscera», написан на текст теолога и поэта Филиппа Канцлера) и четырёх 3-голосных сочинений в форме аллилуйи (в т. ч. «Alleluia. Nativitas» на текст того же поэта). Ряд сочинений, сохранившихся анонимно, совр. музыковеды приписывают П. на основе стилистич. анализа. При этом ни одно из упомянутых не связывается с именем П. в нотных рукописях периода Арс антиква. Независимо от персональной атрибуции эти грандиозные полифонические сочинения свидетельствуют о пышности и развитости муз. составляющей богослужения в ср.-век. Париже (см. Нотр-Дам школа), а с точки зрения муз. стиля (новаторство в ритмике, становление осн. категорий старомодальной гармонии, упорядоченность и красота формы) оцениваются как памятники высочайшего профессионализма.