АЛЛИЛУ́ЙЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЛИЛУ́ЙЯ (греч. ἀλληλούια, от др.-евр. «хвалите Господа»), 1) восклицание восторженного, ликующего характера, содержащее две первые буквы открытого Моисею имени Божия (hwhy – Сущий). Начало употребления А. за богослужением в ветхозаветном Храме относят ко времени царя Давида (1-я кн. Паралипоменон, 16:36). А. служила припевом народа к стихам некоторых псалмов. Наряду с др. аккламациями (аминь, осанна и пр.) А. заняла важнейшее место в иудейском богослужении межзаветного периода и, оставшись непереведённой, была воспринята вост. и зап. христианскими церквами. В качестве самостоят. гимна используется в христианском богослужении за Божественной литургией, причём не только в визант. традиции, но и в обрядах нехалкидонских церквей. В православной традиции А. обычно поётся перед чтением Евангелия со стихами (А. со стихами называют аллилуиарием). Кроме того, А. сохранила значение как припев к псалмам. В православном богослужении «службой с А.» называют особый постовой (в будние дни) или заупокойный (в субботы) тип богослужения, когда в начале утрени песнопение «Бог Господь» заменяется спец. аллилуиарием. Вопрос о том, сколько раз следует произносить А. в составе славословия в конце групп псалмов, был предметом споров в РПЦ в 15–17 вв. Неприятие «трегубой» (троекратной) А. стало во 2-й пол. 17 в. одним из осн. пунктов разногласия деятелей старообрядч. раскола с начатой царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформой.
2) Песнопение проприя мессы. Исполняется в течение всего церковного года (кроме Великого поста и заупокойных служб). В форме А. выделяется мелодически развитый сольный раздел, т. н. versus alleluiaticus. А. отличает также наличие юбиляции. По мелодич. стилю классифицируется как мелизматическое (с распеванием слогов) песнопение; требует от церковных певцов высокого технич. мастерства. 3) В церковной и светской музыке 18–20 вв. используется в своём первом значении («Блажен муж», «Хвалите имя Господне» из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова) и приобретает новые жанровые качества. В виде самостоят. части А. завершает кантаты И. С. Баха BWV 51, 66, 110 и мотет BWV 230, 2-ю ч. «Мессии» Г. Ф. Генделя, мотеты В. А. Моцарта «Exsultate, jubilate» KV 165 и «Salve regina» KV 108. Реже А. – отд. произведение (канон KV 553 Моцарта; «Аллилуйя» С. А. Губайдулиной).