Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЛИЛУ́ЙЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 508

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Желтов

АЛЛИЛУ́ЙЯ (греч. ἀλληλούια, от др.-евр. «хва­ли­те Гос­по­да»), 1) вос­кли­ца­ние вос­тор­жен­но­го, ли­кую­ще­го ха­рак­те­ра, со­дер­жа­щее две пер­вые бу­к­вы от­кры­то­го Мои­сею име­ни Бо­жия (hwhy – Су­щий). На­ча­ло упот­реб­ле­ния А. за бо­го­слу­же­ни­ем в вет­хо­за­вет­ном Хра­ме от­носят ко вре­ме­ни ца­ря Да­ви­да (1-я кн. Па­ра­ли­по­ме­нон, 16:36). А. слу­жи­ла при­пе­вом на­ро­да к сти­хам не­ко­то­рых псал­мов. На­ря­ду с др. акк­ла­ма­ция­ми (аминь, осан­на и пр.) А. за­ня­ла важ­ней­шее ме­сто в иудей­ском бо­го­слу­же­нии меж­за­вет­но­го пе­рио­да и, ос­тав­шись не­пе­ре­ве­дён­ной, бы­ла вос­при­ня­та вост. и зап. хри­сти­ан­ски­ми церк­ва­ми. В ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. гим­на ис­поль­зу­ет­ся в хри­сти­ан­ском бо­го­слу­же­нии за Бо­жест­вен­ной ли­тур­ги­ей, при­чём не толь­ко в ви­зант. тра­ди­ции, но и в об­ря­дах не­хал­ки­дон­ских церк­вей. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции А. обыч­но по­ёт­ся пе­ред чте­ни­ем Еван­ге­лия со сти­ха­ми (А. со сти­ха­ми на­зы­ва­ют ал­ли­луи­а­ри­ем). Кро­ме то­го, А. со­хра­ни­ла зна­че­ние как при­пев к псал­мам. В пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии «служ­бой с А.» на­зы­ва­ют осо­бый по­сто­вой (в буд­ние дни) или за­упо­кой­ный (в суб­бо­ты) тип бо­го­слу­же­ния, ко­гда в на­чале ут­ре­ни пес­но­пе­ние «Бог Гос­подь» за­меня­ет­ся спец. ал­ли­луи­а­ри­ем. Во­прос о том, сколь­ко раз сле­ду­ет про­из­но­сить А. в со­ста­ве сла­во­сло­вия в кон­це групп псал­мов, был пред­ме­том спо­ров в РПЦ в 15–17 вв. Не­при­ятие «тре­гу­бой» (трое­крат­ной) А. ста­ло во 2-й пол. 17 в. од­ним из осн. пунк­тов раз­но­гла­сия дея­телей ста­ро­об­рядч. рас­ко­ла с на­ча­той ца­рём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем и пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном цер­ков­ной ре­фор­мой.

2) Пес­но­пе­ние про­прия мес­сы. Ис­пол­ня­ет­ся в те­че­ние все­го цер­ков­но­го го­да (кро­ме Ве­ли­ко­го по­ста и за­упо­кой­ных служб). В фор­ме А. вы­де­ля­ет­ся ме­ло­ди­че­ски раз­ви­тый соль­ный раз­дел, т. н. ver­sus al­le­lu­iati­cus. А. от­ли­ча­ет так­же на­ли­чие юби­ля­ции. По ме­ло­дич. сти­лю клас­си­фи­ци­ру­ет­ся как ме­лиз­ма­ти­че­ское (с рас­пе­ва­ни­ем сло­гов) пес­но­пе­ние; тре­бу­ет от цер­ков­ных пев­цов вы­со­ко­го тех­нич. мас­тер­ст­ва. 3) В цер­ков­ной и свет­ской му­зы­ке 18–20 вв. ис­поль­зует­ся в сво­ём пер­вом зна­че­нии («Бла­жен муж», «Хва­ли­те имя Гос­под­не» из «Все­нощ­но­го бде­ния» С. В. Рах­ма­ни­но­ва) и при­об­ре­та­ет но­вые жан­ро­вые ка­че­ст­ва. В ви­де са­мо­сто­ят. час­ти А. за­вер­ша­ет кан­та­ты И. С. Ба­ха BWV 51, 66, 110 и мо­тет BWV 230, 2-ю ч. «Мес­сии» Г. Ф. Ген­де­ля, мо­те­ты В. А. Мо­цар­та «Ex­sul­tate, ju­bi­late» KV 165 и «Salve re­gina» KV 108. Ре­же А. – отд. про­из­ве­де­ние (ка­нон KV 553 Мо­цар­та; «Ал­ли­луйя» С. А. Гу­бай­ду­ли­ной).

Лит.: Го­лу­бин­ский Е. Е. Ис­то­рия Рус­ской церк­ви. М., 1998. Т. 4; Dic­tion­naire d’arché­o­lo­gie chrétienne et de litur­gie. P., 1924. Vol. 1.

Вернуться к началу