ДАВИ́Д
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАВИ́Д (евр. דוד) (кон. 11 – 1-я пол. 10 вв. до н. э.), второй царь Израиля (ок. 1010–970 до н. э.), военачальник, пророк.
История жизни и царствования Д. изложена в Библии в 1-й (16:1–30:31), 2-й (1:1–2:11), 3-й (1:1–2:11) Книгах Царств, а также в 1-й Книге Паралипоменон (10:14–23:1). Согласно традиции, Д. происходил из Вифлеема, из рода Иессея Вифлеемлянина, был младшим сыном в роду; царствовал 40 лет: 7 лет и 6 мес был царём Иудейского царства (со столицей в Хевроне), затем 33 года – царём Израильско-Иудейского царства (со столицей в Иерусалиме) (2 Цар. 5:5; 3 Цар. 2:11).
Библейское повествование о Д. можно разделить на 2 части: рассказ о возвышении Д. (1 Цар. 16 – 2 Цар. 5:10) и о царствовании Д. над Израилем (2 Цар. 5:11 – 3 Цар. 2:11). Согласно библейскому тексту, Д. был «белокур (букв. – "рыжий"), с красивыми глазами и приятным лицом» (1 Цар. 16:12), «...храбрый и воинственный, и разумный в речах и видный собой, и Господь с ним» (1 Цар. 16:18). Будучи младшим из братьев, Д. пас семейный скот, проявляя незаурядные силу и смелость (1 Цар. 17, 34–35). Ещё в детстве Д. был помазан на царство пророком Самуилом (1 Цар. 16, 13–14). В совершенстве овладев игрой на киноре (гуслях), Д. благодаря своему умению оказался при дворе царя Саула (1 Цар. 16:21, 23), когда Саул приказал отыскать человека, способного успокоить его искусной игрой на киноре. Согласно др. библейской версии, Д. оказался в царском стане при Сокхофе, куда по поручению отца он отправился для отыскания провианта 3 своим старшим братьям, находившимся в ополчении израильтян (1 Цар. 17, 13–21). Здесь, разгневанный словами филистимлянского воина-богатыря Голиафа, «поносившего воинство Бога живого» (1 Цар. 17:26) в своём вызове на единоборство, Д. высказал Саулу готовность сразиться с филистимлянским богатырём. Применив воен. хитрость (отвлекающий манёвр и последовавший затем бросок из пращи), Д. победил Голиафа (1 Цар. 17:49), что предопределило исход всего сражения. В 18-й гл. 1 Книги Царств описано восхождение Д. к славе при царском дворе Саула, апогеем которой становится женитьба Д. на дочери Саула Мелхоле (1 Цар. 18:27). Однако вскоре Саул начал опасаться, что Д. сместит с трона его сына Ионафана, и воздвиг гонение на Д. В 1 Цар. 19 – 2 Цар. 1 подробно изложена полная драматизма история изгнания Д., его преследований, скитаний, сражений, увенчавшихся воцарением Д. в Иудее (2 Цар. 2:4) после смерти Саула. В первый же год царствования Д. завоёвывает Иерусалим, переводит туда столицу, подчиняет племя иевусеев, что служит важным шагом на пути создания единого государства (объединения наделов Иудиных и сев. колен) (2 Цар. 5:4–10). В последующих главах 2 Книги Царств описываются адм., строит., воен., культовые свершения Д., среди последних главным было перенесение в Иерусалим ковчега и устроение скинии (2 Цар. 6, 1–17), что послужило становлению Иерусалима как гл. культового центра Израиля. Наконец, значит. внимание уделено в библейском повествовании (2, 3 Цар.) домостроительству царского дома Давидова.
В историч. сознании евр. народа Д. – пример идеального правителя, основатель прочной династии, из рода которого произойдёт Мессия. В новозаветной традиции он является одним из ключевых звеньев родословия Иисуса (Мф. 1:1–17; Лк. 3:23–38). Новый Завет видит в Д. пророка, от «плода чресл» которого, по обетованию Божию, воздвигнут Христос во плоти и посажен на престоле его (Деян. 2:29–30), героя веры (Евр. 11:32–33), «мужа по сердцу» Божиему (Деян. 13:22 и след.). В библейской ветхозаветной традиции Д. приписывается составление значит. числа псалмов (псалмы Давида).
Согласно Библии (3-я Цар. 2:10), Д. был погребён в «городе Давидовом» – Иерусалиме. В нар. преданиях в разное время указывалось разл. местонахождение его гробницы. Ныне местом погребения Д. в народе принято считать гору Сион.
Иконография
Древнейшие росписи, представляющие историю Д., сохранились в синагоге Дура-Европос. В раннехристианском искусстве Д. изображался юным, в эксомисе (дорич. хитоне, оставлявшем обнажённым правое плечо). В средние века сформировались 2 типа изображения Д.: юноша в короткой тунике и плаще (пастух – победитель Голиафа) и зрелый муж или старец, часто в царских одеждах (царь, псалмопевец, пророк). Атрибуты Д. в живописи визант. круга – венец-корона, свиток; в зап.-европ. живописи – также пастушеский посох, праща, муз. инструменты, меч, скипетр, голова Голиафа, книга. В визант. и др.-рус. искусстве Д. среди др. пророков предстоит Богоматери (икона «Богоматерь Кикиотисса с пророками», 11–12 вв., мон. Св. Екатерины на Синае). В пророческом ряду рус. высокого иконостаса Д. изображался справа или слева от центр. иконы.
В вост. и зап. ср.-век. искусстве изображения Д. (музицирующего или пляшущего) были широко распространены в скульптуре (фасады Покрова на Нерли церкви, 1165, и Дмитриевского собора во Владимире, 1191 или 1194–97; капители из соборов Нотр-Дам в Шартре, нач. 13 в.; Нотр-Дам в Реймсе, 13 в., и др.), во фресках и мозаиках (кафоликон мон. Дафни, Греция, кон. 11 в.; Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков, сер. 12 в.). В книжной миниатюре развёрнутые циклы с историей Д. встречаются в иллюстриров. псалтирях (Парижская Псалтирь, 1-я пол. 10 в., Нац. б-ка, Париж). Фигура Д. с 10 в. появляется в композициях «Воскресение Христово» в числе праведников, исходящих из ада. Не позднее 12 в. возникла композиция «Древо Иессеево» – родословное древо Христа, куда включён и Давид.
В искусстве Нового времени популярностью пользовался образ Д. – победителя Голиафа. Чаще всего изображали исход поединка: Д. с отрубленной головой Голиафа (Донателло, 1430–40-е гг., Нац. музей Барджелло, Флоренция); Д. заносит меч над поверженным врагом (П. П. Рубенс, ок. 1616, музей Н. Саймона, Пасадина, Калифорния); Д. молится после победы (Тициан, 1540-е гг., ц. Санта-Мария-делла-Салуте, Венеция), Д. празднует победу («Триумф Давида» Н. Пуссена, ок. 1630, Прадо, Мадрид). Реже Д. изображался перед схваткой, с пращой, заброшенной на плечо (Микеланджело,1504, Галерея АХ, Флоренция), в момент броска (Дж. Л. Бернини, 1623, Галерея и музей Боргезе, Рим). Среди др. сюжетов: «Давид и Вирсавия» (Л. Кранах Старший, 1526, Гос. музеи, Берлин), «Давид и Ионафан» (Дж. Б. Чима да Конельяно, 1505–1510, Нац. галерея, Лондон), «Встреча Давида с Авигеей» (П. П. Рубенс, ок. 1630, Нац. галерея искусств, Вашингтон), «Давид отказывается убить спящего Саула» (Ф. П. Толстой,1806, ГРМ, С.-Петербург). Наиболее полно история Давида отражена в творчестве Рембрандта. К образу Д. обращались и художники сер. 19–20 вв.: Э. Дега («Битва Давида с Голиафом», 1857, музей Фицуильяма, Кембридж), Ж. Липшиц («Давид и Голиаф на колонне», 1933, галерея Тейт, Лондон) и др.