Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАВИ́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 210

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

ДАВИ́Д (евр. דוד) (кон. 11 – 1-я пол. 10 вв. до н. э.), вто­рой царь Из­раи­ля (ок. 1010–970 до н. э.), вое­на­чаль­ник, про­рок.

Ис­то­рия жиз­ни и цар­ст­во­ва­ния Д. из­ло­же­на в Биб­лии в 1-й (16:1–30:31), 2-й (1:1–2:11), 3-й (1:1–2:11) Кни­гах Царств, а так­же в 1-й Кни­ге Па­ра­ли­по­ме­нон (10:14–23:1). Со­глас­но тра­ди­ции, Д. про­ис­хо­дил из Виф­лее­ма, из ро­да Иес­сея Виф­ле­ем­ля­ни­на, был млад­шим сы­ном в ро­ду; цар­ст­во­вал 40 лет: 7 лет и 6 мес был ца­рём Иу­дей­ско­го цар­ст­ва (со сто­ли­цей в Хев­ро­не), за­тем 33 го­да – ца­рём Из­ра­иль­ско-Иу­дей­ско­го цар­ст­ва (со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме) (2 Цар. 5:5; 3 Цар. 2:11).

«Давид». Статуя Дж. Л. Бернини. Мрамор. 1623. Галерея и музей Боргезе (Рим).

Биб­лей­ское по­вест­во­ва­ние о Д. мож­но раз­де­лить на 2 ча­сти: рас­сказ о воз­вы­ше­нии Д. (1 Цар. 16 – 2 Цар. 5:10) и о царст­во­ва­нии Д. над Из­раи­лем (2 Цар. 5:11 – 3 Цар. 2:11). Со­глас­но биб­лей­ско­му тек­сту, Д. был «бе­ло­кур (букв. – "ры­жий"), с кра­си­вы­ми гла­за­ми и при­ят­ным ли­цом» (1 Цар. 16:12), «...храб­рый и во­ин­ст­вен­ный, и ра­зум­ный в ре­чах и вид­ный со­бой, и Гос­подь с ним» (1 Цар. 16:18). Бу­ду­чи млад­шим из брать­ев, Д. пас се­мей­ный скот, про­яв­ляя не­зау­ряд­ные си­лу и сме­лость (1 Цар. 17, 34–35). Ещё в дет­ст­ве Д. был по­ма­зан на царст­во про­ро­ком Са­муи­лом (1 Цар. 16, 13–14). В со­вер­шен­ст­ве ов­ла­дев иг­рой на ки­но­ре (гус­лях), Д. бла­го­да­ря свое­му уме­нию ока­зал­ся при дво­ре ца­ря Сау­ла (1 Цар. 16:21, 23), ког­да Са­ул при­ка­зал оты­скать че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го ус­по­ко­ить его ис­кус­ной иг­рой на ки­но­ре. Со­глас­но др. биб­лей­ской вер­сии, Д. ока­зал­ся в цар­ском ста­не при Сок­хо­фе, ку­да по по­ру­че­нию от­ца он от­пра­вил­ся для оты­ска­ния про­ви­ан­та 3 сво­им стар­шим брать­ям, на­хо­див­шим­ся в опол­че­нии из­ра­иль­тян (1 Цар. 17, 13–21). Здесь, раз­гне­ван­ный сло­ва­ми фи­ли­стим­лян­ско­го вои­на-бо­га­ты­ря Го­лиа­фа, «по­но­сив­ше­го во­ин­ст­во Бо­га жи­во­го» (1 Цар. 17:26) в сво­ём вы­зо­ве на еди­но­бор­ст­во, Д. вы­ска­зал Сау­лу го­тов­ность сра­зить­ся с фи­ли­стим­лян­ским бо­га­ты­рём. При­ме­нив во­ен. хит­рость (от­вле­каю­щий ма­нёвр и по­сле­до­вав­ший за­тем бро­сок из пра­щи), Д. по­бе­дил Голиафа (1 Цар. 17:49), что пред­оп­ре­де­ли­ло ис­ход все­го сра­же­ния. В 18-й гл. 1 Кни­ги Царств опи­са­но вос­хож­де­ние Д. к сла­ве при цар­ском дво­ре Сау­ла, апо­ге­ем ко­то­рой ста­но­вит­ся же­нить­ба Д. на до­че­ри Сау­ла Мел­хо­ле (1 Цар. 18:27). Од­на­ко вско­ре Са­ул на­чал опа­сать­ся, что Д. сме­стит с тро­на его сы­на Иона­фа­на, и возд­виг го­не­ние на Д. В 1 Цар. 19 – 2 Цар. 1 под­роб­но из­ло­же­на пол­ная дра­ма­тиз­ма ис­то­рия из­гна­ния Д., его пре­сле­до­ва­ний, ски­та­ний, сра­же­ний, увен­чав­ших­ся во­ца­ре­ни­ем Д. в Иу­дее (2 Цар. 2:4) по­сле смер­ти Сау­ла. В пер­вый же год царст­во­ва­ния Д. за­воё­вы­ва­ет Ие­ру­са­лим, пе­ре­во­дит ту­да сто­ли­цу, под­чи­ня­ет пле­мя иеву­се­ев, что слу­жит важ­ным ша­гом на пу­ти со­зда­ния еди­но­го го­су­дар­ст­ва (объе­ди­не­ния на­де­лов Иуди­ных и сев. ко­лен) (2 Цар. 5:4–10). В пос­ле­дую­щих гла­вах 2 Кни­ги Царств опи­сы­ва­ют­ся адм., стро­ит., во­ен., куль­то­вые свер­ше­ния Д., сре­ди по­след­них глав­ным бы­ло пе­ре­не­се­ние в Иеру­са­лим ков­че­га и уст­рое­ние ски­нии (2 Цар. 6, 1–17), что по­слу­жи­ло ста­нов­ле­нию Иеру­са­ли­ма как гл. куль­то­во­го цент­ра Из­раи­ля. На­ко­нец, зна­чит. вни­ма­ние уде­ле­но в биб­лей­ском по­вест­во­ва­нии (2, 3 Цар.) до­мо­строи­тель­ст­ву цар­ско­го до­ма Да­ви­до­ва.

В ис­то­рич. соз­на­нии евр. на­ро­да Д. – при­мер иде­аль­но­го пра­ви­те­ля, ос­но­ва­тель проч­ной ди­на­стии, из ро­да ко­то­ро­го про­изой­дёт Мес­сия. В но­во­за­вет­ной тра­ди­ции он яв­ля­ет­ся од­ним из клю­че­вых звень­ев ро­до­сло­вия Ии­су­са (Мф. 1:1–17; Лк. 3:23–38). Но­вый За­вет ви­дит в Д. про­ро­ка, от «пло­да чресл» ко­то­ро­го, по обе­то­ва­нию Бо­жию, воз­двиг­нут Хри­стос во пло­ти и по­са­жен на пре­сто­ле его (Де­ян. 2:29–30), ге­роя ве­ры (Евр. 11:32–33), «му­жа по серд­цу» Бо­жие­му (Де­ян. 13:22 и след.). В биб­лей­ской вет­хо­за­вет­ной тра­ди­ции Д. при­пи­сы­ва­ет­ся со­став­ле­ние зна­чит. чис­ла псал­мов (псал­мы Да­ви­да).

Со­глас­но Биб­лии (3-я Цар. 2:10), Д. был по­гре­бён в «го­ро­де Да­ви­до­вом» – Иеру­са­ли­ме. В нар. пре­да­ни­ях в раз­ное вре­мя ука­зы­ва­лось разл. ме­сто­на­хо­ж­де­ние его гроб­ни­цы. Ны­не ме­стом по­гре­бе­ния Д. в на­ро­де при­ня­то счи­тать го­ру Си­он.

Иконография

«Играющий Давид». Миниатюра Парижской Псалтири. 1-я пол. 10 в. Национальная библиотека (Париж).

Древ­ней­шие рос­пи­си, пред­став­ляю­щие ис­то­рию Д., со­хра­ни­лись в си­на­го­ге Ду­ра-Ев­ро­пос. В ран­не­хри­сти­ан­ском ис­кус­ст­ве Д. изо­бра­жал­ся юным, в эк­со­ми­се (до­рич. хи­то­не, ос­тав­ляв­шем об­на­жён­ным пра­вое пле­чо). В сред­ние ве­ка сфор­ми­ро­ва­лись 2 ти­па изо­бра­же­ния Д.: юно­ша в ко­рот­кой ту­ни­ке и пла­ще (пас­тух – по­бе­ди­тель Го­лиа­фа) и зре­лый муж или ста­рец, час­то в цар­ских оде­ж­дах (царь, псал­мо­пе­вец, про­рок). Ат­ри­бу­ты Д. в жи­во­пи­си ви­зант. кру­га – ве­нец-ко­ро­на, сви­ток; в зап.-ев­роп. жи­во­пи­си – так­же пас­ту­ше­ский по­сох, пра­ща, муз. ин­ст­ру­мен­ты, меч, ски­петр, го­ло­ва Го­лиа­фа, кни­га. В ви­зант. и др.-рус. ис­кус­ст­ве Д. сре­ди др. про­ро­ков пред­сто­ит Бо­го­ма­те­ри (ико­на «Бо­го­ма­терь Ки­кио­тис­са с про­ро­ка­ми», 11–12 вв., мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае). В про­ро­че­ском ря­ду рус. вы­со­ко­го ико­но­ста­са Д. изо­бра­жал­ся спра­ва или сле­ва от центр. ико­ны.

В вост. и зап. ср.-век. ис­кус­ст­ве изо­бра­же­ния Д. (му­зици­рую­ще­го или пля­шу­ще­го) бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в скульп­ту­ре (фа­са­ды По­кро­ва на Нер­ли церк­ви, 1165, и Дмит­ри­ев­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре, 1191 или 1194–97; ка­пи­те­ли из со­бо­ров Нотр-Дам в Шар­тре, нач. 13 в.; Нотр-Дам в Рейм­се, 13 в., и др.), во фре­сках и мо­заи­ках (ка­фо­ли­кон мон. Даф­ни, Гре­ция, кон. 11 в.; Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор Ми­ро­жско­го мо­на­сты­ря, Псков, сер. 12 в.). В книж­ной ми­ниа­тю­ре раз­вёр­ну­тые цик­лы с ис­то­ри­ей Д. встре­ча­ют­ся в ил­лю­ст­ри­ров. псал­ти­рях (Па­риж­ская Псал­тирь, 1-я пол. 10 в., Нац. б-ка, Па­риж). Фи­гу­ра Д. с 10 в. по­яв­ля­ет­ся в ком­по­зи­ци­ях «Вос­кре­се­ние Хри­сто­во» в чис­ле пра­вед­ни­ков, ис­хо­дя­щих из ада. Не позд­нее 12 в. воз­ник­ла ком­по­зи­ция «Дре­во Иес­сее­во» – ро­до­слов­ное дре­во Хри­ста, ку­да вклю­чён и Да­вид.

В ис­кус­ст­ве Но­во­го вре­ме­ни по­пу­ляр­но­стью поль­зо­вал­ся об­раз Д. – по­бе­ди­те­ля Го­лиа­фа. Ча­ще все­го изо­бра­жа­ли ис­ход по­един­ка: Д. с от­руб­лен­ной го­ло­вой Го­лиа­фа (До­на­тел­ло, 1430–40-е гг., Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция); Д. за­но­сит меч над по­вер­жен­ным вра­гом (П. П. Ру­бенс, ок. 1616, му­зей Н. Сай­мо­на, Па­са­ди­на, Ка­ли­фор­ния); Д. мо­лит­ся по­сле по­бе­ды (Ти­ци­ан, 1540-е гг., ц. Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Са­лу­те, Ве­не­ция), Д. празд­ну­ет по­бе­ду («Три­умф Да­ви­да» Н. Пус­се­на, ок. 1630, Пра­до, Мад­рид). Ре­же Д. изо­бра­жал­ся пе­ред схват­кой, с пра­щой, за­бро­шен­ной на пле­чо (Ми­ке­ланд­же­ло,1504, Га­ле­рея АХ, Фло­рен­ция), в мо­мент бро­ска (Дж. Л. Бер­ни­ни, 1623, Га­ле­рея и му­зей Бор­ге­зе, Рим). Сре­ди др. сю­же­тов: «Да­вид и Вир­са­вия» (Л. Кра­нах Стар­ший, 1526, Гос. му­зеи, Бер­лин), «Да­вид и Ио­на­фан» (Дж. Б. Чи­ма да Ко­нель­я­но, 1505–1510, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), «Встре­ча Да­ви­да с Ави­ге­ей» (П. П. Ру­бенс, ок. 1630, Нац. га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон), «Да­вид от­ка­зы­ва­ет­ся убить спя­ще­го Сау­ла» (Ф. П. Тол­стой,1806, ГРМ, С.-Пе­тер­бург). Наи­бо­лее пол­но ис­то­рия Да­ви­да от­ра­же­на в твор­че­ст­ве Рем­бранд­та. К об­ра­зу Д. об­ра­ща­лись и ху­дож­ни­ки сер. 19–20 вв.: Э. Де­га («Бит­ва Да­ви­да с Го­лиа­фом», 1857, му­зей Фи­цу­иль­я­ма, Кем­бридж), Ж. Лип­шиц («Да­вид и Го­ли­аф на ко­лон­не», 1933, га­ле­рея Тейт, Лон­дон) и др.

Лит.: Steger H. David rex et propheta. Nürn­berg, 1961.

Вернуться к началу