ПОКРОВА́ НА НЕ́РЛИ́ ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОКРОВА́ НА НЕ́РЛИ́ ЦЕ́РКОВЬ, храм домонгольского периода в России, во Владимирской обл., в 1,5 км к юго-востоку от пос. Боголюбово Суздальского р-на, в живописном месте при впадении р. Нерль в Клязьму. Один из ценнейших архит. памятников владимиро-суздальской школы и одна из первых церквей, освящённых в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена близ резиденции Боголюбово кн. Андрея Юрьевича Боголюбского «единым летом» (за один год; по Владимирскому летописцу 16 в. – в 1158) с участием мастеров, присланных имп. Фридрихом I Барбароссой. По позднему Житию кн. Андрея Боголюбского (1701), князь «совершил» церковь в память своего старшего сына, кн. Изяслава, смертельно раненного в победоносном походе 1164 против болгар и умершего осенью 1165 (отсюда многочисл. устаревшие датировки храма между 1165 и 1167). Фундаменты храма состоят из бутовой основы (глубиной 1,6 м) и 8 рядов гладкотёсаного камня (глубина ок. 3,7 м), обсыпанных глинистым грунтом для создания искусств. холма из-за весенних разливов. Белокаменный одноглавый 4-столпный храм с несколько вытянутыми по вертикали пропорциями (ширина ок. 10 м, высота с крестом ок. 24 м) является примером слияния романских (полуколонны фасадов, перспективные порталы, визуальное слияние трёх высоких апсид) и визант. (схема крестово-купольного храма) черт, создавшего удивительный по гармонии образ рус. «свечеобразной» церкви. Чёткость и структурность архит. композиции подчёркнута уравновешенностью пропорций пониженных подпружных арок небольшого по площади подкупольного прямоугольника (3,1×3,5 м), арок хор в зап. части, расположением узких высоких окон, распределением изящной пластич. обработки фасадов (уступчатые лопатки и закомары, аркатурно-колончатые пояса на вытянутом барабане и под поребриком и отливкой, делящими фасады четверика на 2 почти равнозначных яруса).
Церковь является первым сохранившимся ансамблем владимиро-суздальской скульптурной декорации, созданным предположительно совместно рус. и ломбардскими мастерами. Каменные рельефы на отд. каменных блоках расположены преим. в верхних частях прясел фасадов и создают чёткую систему: в тимпанах центр. закомар – изображения восседающего на троне и благославляющего царя Давида, окружённого слушающими птицами, львами; в боковых тимпанах – грифоны, несущие лань; ниже, под полочкой, – женские головы (сохранилось 19); по сторонам от центр. окон – лежащие львы-защитники. Резьбой также украшены основания полуколонн в аркатурно-колончатом поясе (чередующиеся маски и фигурки животных), архивольты и капители порталов. Стены достигают толщины 1,5 м, но благодаря рельефам и профилированной архит. декорации игра света и тени разрушает ощущение их массивности. В интерьере сохранились резные импосты арочных пилонов с парными изображениями повёрнутых в противоположные стороны львов. Храм был расписан фресками (Пантократор в куполе, апостолы в барабане), окончательно утраченными при поновлении храма в 1877.
Одновременно со строительством храма основан Покровский Нерлинский мон. (упразднён в 1764; с нач. 19 в. по 1923 – скит Свято-Боголюбского мон.). Церковь претерпела ремонтные работы и перестройки в 1672–73 (разобрана башня с ходом на хоры), 1795 (устроена лестница внутри храма), 1803 (шлемовидный купол заменён на луковичнообразный), 1859–60 (арх. Н. А. Артлебен), 1877, кон. 1980-х гг. (восстановлен постамент под барабаном). После раскопок 1954–55 Н. Н. Ворониным предложен проект реконструкции храма с окружающей его открытой галереей выс. ок. 5,5 м (2-я пол. 12 в.; разобрана в 1672), белокаменной облицовкой холма и мощёной пристанью с широкой лестницей. Церковь включена в список Всемирного наследия и находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.