ВЛАДИ́МИРО-СУ́ЗДАЛЬСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЛАДИ́МИРО-СУ́ЗДАЛЬСКАЯ ШКО́ЛА, одна из наиболее значит. школ др.-рус. изобразит. иск-ва и архитектуры. Сложилась в Северо-Вост. Руси в 12 – 1-й пол. 13 вв. Исходя из традиций худож. культуры домонгольской Руси, зодчие В.-с. ш. создали произведения, отмеченные особой утончённостью облика, гармоничностью и чеканностью форм, нарядным декором. Величавая статичность масс, суровая скупость убранства ранних построек (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, 1152–60; ц. Бориса и Глеба в Кидекше, 1152) вскоре сменяются новыми архит. формами, в которых органически сочетаются совершенство конструкции, ясность пропорций, продуманность системы декора (Успенский собор во Владимире). Точно найденные соотношения масс в сочетании с виртуозно выполненными, идущими, видимо, от романского стиля резными порталами, аркатурно-колончатыми поясами, рельефными композициями определяют архит. образы величественного княжеского дворца в Боголюбове, стройной и изящной Покрова на Нерли церкви, монолитного, чуть грузноватого Дмитриевского собора во Владимире. В строительстве 13 в. усиливается живописно-декоративное начало: появляются килевидные закомары, шаровидные «бусины» на порталах (Рождественский собор в Суздале, 1222–25), резные орнаменты и многофигурные композиции почти сплошь заполняют поверхности фасадов (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском). В росписях (фрески Дмитриевского собора во Владимире, ок. 1197, с участием греч. мастеров) и отдельных сохранившихся иконах («Дмитрий Солунский», кон. 12 – нач. 13 вв., ГТГ) изысканный колорит, пластичная цветовая лепка подчёркивают монументальную значительность и одновременно одухотворённость образов. Наследие В.-с. ш. в 14–15 вв. послужило одним из гл. источников для возникновения и развития московской школы др.-рус. искусства.