УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р во Владимире, один из древнейших памятников Сев.-Вост. Руси. Расположен на территории древнего детинца, на краю высокой террасы над поймой р. Клязьма, доминируя в панораме историч. центра Владимира. Старейшее здание города, кафедральный собор Владимирской епархии и гл. храм Владимирского великого княжества. Построен из белого камня в 1158–60 по заказу кн. Андрея Юрьевича Боголюбского артелью рус. каменщиков и иностр. мастеров, присланных, по некоторым данным, герм. имп. Фридрихом I Барбароссой. Характерный памятник владимиро-суздальской школы, первоначально собор был одноглавым трёхапсидным 4-столпным с хорами и нартексом. В его архитектуре визант. композиция крестово-купольной системы соседствует с декором в романском стиле: аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы, фигуративная резьба. В 1185–1189 собор, пострадавший от пожара, перестроен и расширен князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо и стал пятиглавым. В домонгольское время трижды расписывался: в 1161, ок. 1189 и в 1237. От этой живописи сохранились орнаменты и фрагменты фигур святых. Наибольшую ценность имеют росписи, выполненные в 1408 по заказу вел. кн. Василия I Дмитриевича Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. В зап. части храма (преим. под сводами хор) уцелело неск. частей большой композиции «Страшный суд» и др. изображений. Эти же мастера создали иконы для иконостаса (в 1768 проданы в с. Васильевское Шуйского у.; ныне – в ГТГ и ГРМ). В сер. 17 в. древние росписи поновлены и добавлено неск. новых композиций. В 1708 и 1725–34 собор ремонтировался и перестраивался: растёсаны окна, надстроены барабаны, позакомарное покрытие заменено скатной кровлей. В 1769–1774 по приказу имп. Екатерины II установлен новый иконостас в стиле барокко (резчики С. и К. Бочкарёвы, иконописцы М. Матвеев и Я. Серёгин), сделаны балдахины над гробницами князей и напрестольная сень. В 1810 к северу от собора по проекту арх. А. Н. Вершинского (?) возведена 4-ярусная колокольня в стиле классицизма с элементами неоготики. Между ней и собором в 1862 по проекту арх. А. Н. Артлебена встроен Георгиевский придел, стилизованный в византийских и романских формах. В 1882–84 бригада палехских мастеров под рук. Н. М. Сафонова выполнила росписи, скрывшие бóльшую часть старой живописи. В 1888–91 храм отреставрировали под рук. И. Е. Забелина и Н. В. Никитина, в осн. вернув ему первоначальный облик. Др.-рус. росписи раскрыты и реставрированы в 1918–25 и в 1970-е гг. В аркосолиях вдоль стен находятся захоронения владимирских князей и архиереев, в трёх раках – мощи святых князей Андрея Юрьевича Боголюбского, Глеба Андреевича и Георгия Всеволодовича. До 1395 в соборе хранилась Владимирская икона Божией Матери. В 1926 У. с. закрыт для богослужения и передан Владимирскому историч. музею (с 1958 Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В 1944 вновь освящён и действует как кафедральный собор и отдел музея. Включён в список Всемирного наследия.