Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАНИИ́Л ЧЁРНЫЙ

Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова
Даниил Чёрный (?). «Лоно Авраамово». 1408. Фреска южного склона центрального нефа Успенского собора во Владимире.

ДАНИИ́Л ЧЁРНЫЙ [сер. 14 в. – но­ябрь 1427(1428?), Спа­со-Ан­д­ро­ни­ков мон. в Мо­ск­ве (?)], др.-рус. жи­во­пи­сец. Ра­бо­тал вме­сте с прп. Ан­д­ре­ем Руб­лё­вым. В из­вес­тии Тро­иц­кой ле­то­пи­си о на­ча­ле рос­пи­си Ус­пен­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре (1408) его имя («Да­ни­ло икон­ник») упо­ми­на­ет­ся пе­ред име­нем Ан­д­рея Руб­лё­ва, что по­зво­ля­ет счи­тать его стар­шим. Прп. Ио­сиф Во­лоц­кий в «От­ве­ща­нии…» на­звал Д. Ч. учи­те­лем Ан­д­рея Руб­лё­ва в ис­кус­ст­ве жи­во­пи­си. Су­дя по фре­скам Ус­пен­ско­го со­бо­ра (со­хра­нив­шим­ся час­тич­но), ико­но­пис­цы ра­бо­та­ли в близ­кой ма­не­ре. Впер­вые во­прос о раз­гра­ни­че­нии жи­во­пи­си этих мас­те­ров был по­став­лен И. Э. Гра­ба­рём, ко­то­рый при­пи­сал Д. Ч. ком­по­зи­ции жерт­вен­ни­ка и юж­но­го не­фа (под хо­ра­ми). С. С. Чу­ра­ков и В. Н. Ла­за­рев счи­та­ли Д. Ч. ав­то­ром фре­сок юж. скло­на центр. не­фа («Ло­но Ав­раа­мо­во», «Апо­сто­лы Пётр и Па­вел ве­дут пра­вед­ни­ков в рай», «Бо­го­ма­терь с пред­стоя­щи­ми ан­ге­ла­ми» и др.). В. А. Плу­гин ви­дит ав­тор­ст­во Д. Ч. в фи­гу­рах пре­по­доб­ных Сав­вы, Ма­ка­рия и про­ро­ков на скло­нах арок юж. и центр. не­фов; он счи­та­ет, что мн. боль­шие ком­по­зи­ции ху­дож­ни­ки пи­са­ли со­вме­ст­но, и вы­де­ля­ет на них ли­ки и фи­гу­ры, при­над­ле­жа­щие то­му или ино­му мас­те­ру; Б. Н. Ду­доч­кин и О. С. По­по­ва от­но­сят к ра­бо­те Д. Ч. все фре­ски в вост. час­ти хра­ма. Д. Ч. при­пи­сы­ва­ют так­же часть икон из ико­но­ста­са Ус­пен­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре (ны­не в ГТГ и ГРМ), хо­тя до­ку­мен­таль­ных све­де­ний об ис­пол­не­нии это­го ико­но­ста­са Ан­д­ре­ем Руб­лё­вым и Д. Ч. не су­ще­ст­ву­ет.

В 1420-е гг. Д. Ч., как и Ан­д­рей Руб­лёв, был мо­на­хом Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­ва мон. в Мо­ск­ве. В раз­ных ре­дак­ци­ях жи­тий пре­по­доб­ных Сер­гия и Ни­ко­на Ра­до­неж­ских (1440–50-е гг.) со­об­ща­ет­ся о рос­пи­си Д. Ч. и Ан­д­ре­ем Руб­лё­вым (ме­ж­ду 1425 и 1428; рос­пись не со­хра­ни­лась) Тро­иц­кой ц. Тро­иц­ко­го мон. (ны­не Тро­иц­кий со­бор Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры) по при­гла­ше­нию игу­ме­на Ни­ко­на. Оче­вид­но, оба мас­те­ра уча­ст­во­ва­ли так­же и в ис­пол­не­нии икон для ико­но­ста­са.

Со­глас­но Жи­тию прп. Ни­ко­на, Д. Ч. скон­чал­ся «в ста­рос­ти ве­ли­цей», вско­ре по­сле сво­его «спо­ст­ни­ка» Ан­д­рея и не­за­дол­го до кон­чи­ны са­мо­го Ни­ко­на, по­сле­до­вав­шей 17.11.1427. Од­на­ко боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют, что Ан­д­рей Руб­лёв и Д. Ч. на не­сколь­ко лет пе­ре­жи­ли прп. Ни­ко­на, скон­ча­лись ок. 1430 и бы­ли по­гре­бе­ны в Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вом мон. Про­зви­ще «Чёр­ный» из­вест­но толь­ко по «Ска­за­нию о свя­тых ико­но­пис­цах» ру­бе­жа 17–18 вв. и счи­та­ет­ся не­дос­то­вер­ным.

Лит.: Гра­барь И. Ан­д­рей Руб­лев: Очерк твор­че­ст­ва ху­дож­ни­ка по дан­ным рес­тав­ра­ци­он­ных ра­бот 1918–1925 гг. // Гра­барь И. О древ­не­рус­ском ис­кус­ст­ве. М., 1966; Чу­ра­ков С. С. Ан­д­рей Руб­лев и Да­ни­ил Чер­ный // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1966. № 1; Ла­за­рев В. Н. Ан­д­рей Руб­лев и его шко­ла. М., 1966; Ду­доч­кин Б. Н. Ан­д­рей Руб­лев: Ма­те­риа­лы к изу­че­нию био­гра­фии и твор­че­ст­ва. М., 2000; Плу­гин В. А. Мас­тер Свя­той Трои­цы: Тру­ды и дни Ан­д­рея Руб­ле­ва. М., 2001.

Вернуться к началу