ИО́СИФ ВО́ЛОЦКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИО́СИФ ВО́ЛОЦКИЙ (Иван Иванович Санин) (12.11.1439 – 9.9.1515, Иосифо-Волоцкий мон.), церковный деятель, духовный писатель, святой Рус. православной церкви.
Происходил из семьи небогатого волоколамского землевладельца. Среди родственников И. В. было много крупных церковных деятелей и писателей [архиеп. Ростовский Вассиан Санин (ум. 1515), Досифей Топорков (ум. ок. 1547) и др.]. В 1446 И. В. был отдан «в науки» к старцу волоколамского Крестовоздвиженского мон. Арсению Леженке. В 1460 принял постриг в основанном Пафнутием Боровским калужском мон. Рождества Богородицы (основан в 1444). После смерти Пафнутия стал настоятелем монастыря, однако в 1479, из-за конфликта с вел. кн. Иваном III Васильевичем и недовольства братии введением строгого общежительного устава, оставил игуменство и после хождения по рус. монастырям основал Иосифо-Волоцкий мон., ставший в кон. 15 – 1-й пол. 16 вв. крупным церковно-политич. и культурным центром Руси.
С именем И. В. традиционно связывают истоки особого направления рус. обществ. мысли – иосифлянства (см. Иосифляне). На соборе 1503 выступил против нестяжателей, обосновав учение о неотчуждаемости имуществ Церкви. В качестве практич. аргумента в пользу монастырской собственности И. В. указывал на то, что в богатые монастыри идут люди благородного происхождения, способные впоследствии занять епископские кафедры. Действительно, мн. представители рус. епископата 16 в. были пострижены в Иосифо-Волоцком мон. И. В. удалось убедить Ивана III Васильевича отказаться от секуляризации церковных земель. И. В. принял активное участие в борьбе с ересью «жидовствующих», составив первое в истории рус. богословской мысли апологетич. и полемич. сочинение, где в яркой и динамичной форме изложены основы православного вероучения. В 1507 из-за конфликта с кн. Фёдором Волоцким (1476–1513), предъявившим монастырю феодальные претензии, обратился к Василию III Ивановичу, прося избавить монастырь от «удельного насильства» и принять в «своё великое государство». Конфликт разрешился в пользу Иосифа Волоцкого.
Среди сочинений И. В. центр. место занимает «Просветитель» («Книга на еретиков»). Осн. содержание книги – опровержение мнений «жидовствующих» и последовательная защита догматов православной веры: о Троице, о Боговоплощении, о почитании икон, о святоотеческом учении, о сроках конца света, об институте монашества и т. д. «Устав» содержит описание организации строгого монашеского общежития. Непреходящее значение для др.-рус. эстетики имели адресованные иконописцу Дионисию три слова об иконах, оказавшие влияние на фрески Ферапонтова монастыря.
Жития И. В. были созданы еп. Саввой Чёрным (ум. 1554) и серб. духовным писателем Львом Филологом (ум. не ранее 1534); ценные сведения об И. В. содержат «Надгробное слово» и Волоколамский патерик, составленные ок. 1546–47 племянником И. В. – Досифеем Топорковым.
Дни памяти – 9(22) сентября и 18(31) октября.