ИОСИФЛЯ́НЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОСИФЛЯ́НЕ, сторонники особого направления рус. обществ. мысли (кон. 15–16 вв.), получившего назв. по имени своего гл. вдохновителя – Иосифа Волоцкого. Термин «И.» употреблял кн. А. М. Курбский; в науч. лит-ре он появился во 2-й пол. 19 в.
Первоначально И. выступали сторонниками идеи господства духовной власти над светской. Правитель, по мысли Иосифа Волоцкого, – земной человек и простой исполнитель Божией воли, поэтому ему надлежит воздавать «царскую честь, а не божественную». Если на престоле утверждался тиран, то ему не следовало повиноваться, ибо он «не Божий слуга, но диавол, и не царь, но мучитель». Сближение Иосифа Волоцкого с вел. кн. московским Иваном III Васильевичем обусловило изменение взглядов И. на природу великокняжеской власти. Признав её божественный характер, Иосиф Волоцкий заявил о необходимости подчинения правителю всех институтов государства и Церкви, при этом «священству» отводилась высокая миссия – исполнять роль духовного наставника государя.
В церковной полемике рубежа 15–16 вв. о монастырском землевладении, развивавшейся на фоне упадка внутр. дисциплины общежительных обителей, И., в отличие от своих идейных противников – нестяжателей (см. также Нил Сорский), сторонников скитнической формы монашества, выступили за сохранение монастырей и обновление их внутр. жизни на основе обязат. введения строгого общежительного устава. Утверждение строгого общежития, по мнению И., позволяло совместить рост монастырских владений с принципами личного монашеского нестяжания и отречения от мира. Позиция И. по вопросу о монастырском землевладении возобладала на соборе 1503, а позднее была подтверждена собором 1531. Для иосифлянских монастырей было характерно придание особого значения институту старчества: каждый молодой монах состоял под началом опытного инока, что усиливало духовную преемственность между учителем и учеником (Иосиф Волоцкий – Кассиан Босой – Фотий Волоцкий – Вассиан Кошка). И. активно занимались монастырским строительством, возводили и украшали храмы, собирали иконы и книги. Иосиф Волоцкий пригласил для росписи монастырского Успенского собора (см. Иосифо-Волоцкий монастырь) лучших живописцев – Дионисия и его сыновей Феодосия и Владимира; в монастыре хранились иконы работы Андрея Рублёва, существовали скрипторий и лит. школа. И. выступали против крайностей аскетизма и видели идеал иночества не в отрыве от внешнего мира, а в активной деятельности во всех сферах обществ. жизни. Монашество, по их мнению, должно было влиять на все гос. институты, поддерживать великокняжескую власть, воспитывать будущих архипастырей, вести культурно-просветительскую и миссионерскую работу, противостоять ересям (так, на соборе 1504 одержала верх иосифлянская позиция в отношении еретиков – «рать и нож», казни и заточение).
В нач. 16 в. И. занимали Ростовскую (Вассиан Санин), Коломенскую (Митрофан), Суздальскую (Симеон) и др. кафедры. При митр. Московском Данииле мн. иерархи рус. Церкви придерживались проиосифлянских позиций [епископы Акакий Тверской, Вассиан Коломенский (Топорков), Савва Смоленский, Иона Рязанский, Макарий Новгородский]. Митр. Даниил, в прошлом игумен Иосифо-Волоцкого мон., активно поддерживал политику объединения рус. земель, проводимую вел. кн. московским Василием III Ивановичем, обосновал с церковно-канонич. точки зрения развод вел. князя с С. Ю. Сабуровой, венчал его с Е. В. Глинской. Волоцкие монахи участвовали в крещении будущего царя Ивана IV Васильевича, руководили чином погребения Василия III Ивановича, выступали гл. обвинителями на процессах Максима Грека и Вассиана (Патрикеева), М. С. Башкина и Феодосия Косого. В 1540–50-е гг., когда митрополитом Московским стал Макарий, близко примыкавший к И., все важнейшие церковные посты заняли его единомышленники. На Стоглавом соборе (1551) иосифлянское большинство (архиеп. Феодосий Новгородский, епископы Савва Крутицкий, Гурий Смоленский, Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Никандр Ростовский, Феодосий Коломенский, Киприан Пермский) окончательно отвергло нестяжательскую программу, предложенную А. Ф. Адашевым и Сильвестром, и утвердило принцип неотчуждаемости церковных земель. Благодаря деятельности митр. Макария и его «дружины» были составлены «Великие Четьи-Минеи» – свод «всех чтомых» на Руси житийных и учительных произведений, распределённых по дням года, проведена канонизация более 30 рус. святых (на соборах 1547–49), созданы грандиозные памятники архитектуры, прославляющие мощь Рус. гос-ва (напр., Василия Блаженного храм). К И. был близок монах псковского Елеазарова мон. Филофей, сформулировавший и обосновавший в своих сочинениях политич. концепцию «Москва – третий Рим».
В целом союз иосифлянской Церкви с государством сохранялся до 2-й пол. 16 в. Позднее практика крупного монастырского землевладения, идеи неотчуждаемости церковного имущества вошли в противоречие с идеологией формирующегося самодержавия. Отголоском иосифлянской церковно-политич. доктрины в рус. истории 17 в. стала политика патриарха Никона, приведшая его к конфликту с царём Алексеем Михайловичем.