БАШКИ́Н МАТВЕЙ СЕМЁНОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАШКИ́Н Матвей Семёнович (? – после 1554), глава еретич. движения. Дворянин. Его отец Семён Иванович и дядя Алексей Иванович были совладельцами дер. Башкино в вол. Вел. Слобода Переяславского у. В 1547 Б. вместе с Ф. Г. Адашевым, Ф. М. Нагим, Ф. И. Шуйским и др. упоминается как поручитель за опального кн. И. И. Турунтая-Пронского. В сер. 16 в. братья Фёдор и Матвей Башкины имели поместья в Боровском у.; ок. 1550 их имена вошли в число избранной тысячи дворян, определённых царём Иваном IV Васильевичем Грозным к «испомещению» под Москвой.
Первые сведения о деятельности Б. как главы еретич. кружка распространились весной 1553. После нескольких «собеседований», состоявшихся весной 1553 между Б. и его духовником, священником кремлёвского Благовещенского собора Симеоном, о еретич. взглядах Б. стало известно протопопу Благовещенского собора Сильвестру. Симеон и Сильвестр в присутствии окольничего А. Ф. Адашева доложили о них царю Ивану IV. Так, согласно свидетельству Симеона, Б. неск. раз приглашал его к участию в духовных беседах, испрашивал у него толкования евангельских притч, сам толковал Апостол; основываясь на словах ап. Павла (Гал., 5:14–15), Б. высказывался против полного и кабального холопства. Ознакомившись с делом, царь приказал заключить Б. под стражу. Расследование о ереси было поручено волоколамским старцам Герасиму (Ленкову) и Филофею (Полеву). Осн. своими сообщниками Б. назвал братьев Григория и Ивана Борисовых-Бороздиных, принадлежавших ко двору опальных князей старицких. Связи самого Б. с кн. И. И. Турунтаем-Пронским, гл. сторонником старицкого кн. Владимира Андреевича, а также с заволжскими старцами (Артемием, Порфирием Малым, Игнатием, Вассианом), Феодосием Косым, приверженцами ереси «жидовствующих» заставили царя ускорить следствие.
Осенью 1553 начался Собор по делу Б.; в декабре ему был вынесен обвинит. приговор (изложен в соборной грамоте в Соловецкий мон. по делу старца Артемия от 24.1.1554, а также в грамоте Ивана IV прп. Максиму Греку). Из материалов Собора следует, что Б. и его сторонники отрицали Св. Троицу, не признавая Иисуса Христа и Св. Дух равными Богу Отцу; отвергали таинства причастия и исповеди; называли иконы идолами; не признавали догматы и определения 7 Вселенских соборов. По решению Собора 1553 Б. был заключён в Волоколамский монастырь, а Иван Борисов-Бороздин – в Валаамский.
По предположению А. А. Зимина, основанному на анализе описи дел гос. архива, летом 1554 состоялся второй Собор по делу Б., а казнили его после взятия Полоцка в 1563, когда там были обнаружены последователи Феодосия Косого и по приказу царя все прежние дела о ереси Б. были возобновлены.
Основы еретич. взглядов Б. не вполне ясны. Кн. А. М. Курбский считал, что истоками вольномыслия Б. являются «люторские ереси». Влияние идей Реформации на взгляды Б. обнаруживали А. А. Зимин, А. И. Клибанов, М. В. Дмитриев и др. Н. И. Костомаров, Я. С. Лурье отмечали сходство еретич. взглядов Б. и членов его кружка с учением «жидовствующих». Однако, в отличие от «жидовствующих», признававших только Ветхий Завет, Б. опирался также на Евангелие и Апостол.