Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАШКИ́Н МАТВЕЙ СЕМЁНОВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 135

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Макарий (Веретенников)

БАШКИ́Н Мат­вей Се­мё­но­вич (?  по­сле 1554), глава ере­тич. дви­же­ния. Дво­ря­нин. Его отец Се­мён Ива­но­вич и дя­дя Алек­сей Ива­но­вич бы­ли сов­ла­дель­ца­ми дер. Баш­ки­но в вол. Вел. Сло­бо­да Пе­ре­яс­лав­ско­го у. В 1547 Б. вме­сте с Ф. Г. Ада­ше­вым, Ф. М. На­гим, Ф. И. Шуй­ским и др. упо­ми­на­ет­ся как по­ру­чи­тель за опаль­но­го кн. И. И. Ту­рун­тая-Прон­ско­го. В сер. 16 в. бра­тья Фё­дор и Матвей Баш­ки­ны име­ли по­ме­стья в Бо­ров­ском у.; ок. 1550 их име­на во­шли в чис­ло из­бран­ной ты­ся­чи дво­рян, оп­ре­де­лён­ных ца­рём Ива­ном IV Ва­силь­е­ви­чем Гроз­ным к «ис­по­ме­ще­нию» под Мо­ск­вой.

Пер­вые све­де­ния о дея­тель­но­сти Б. как гла­вы ере­тич. круж­ка рас­про­стра­ни­лись вес­ной 1553. По­сле не­сколь­ких «со­бе­се­до­ва­ний», со­сто­яв­ших­ся вес­ной 1553 ме­ж­ду Б. и его ду­хов­ни­ком, свя­щен­ни­ком крем­лёв­ско­го Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Си­ме­о­ном, о ере­тич. взгля­дах Б. ста­ло из­вест­но про­то­по­пу Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Силь­ве­ст­ру. Си­ме­он и Силь­вестр в при­сут­ст­вии околь­ни­че­го А. Ф. Ада­ше­ва до­ло­жи­ли о них ца­рю Ива­ну IV. Так, со­глас­но сви­де­тель­ст­ву Си­ме­о­на, Б. неск. раз при­гла­шал его к уча­стию в ду­хов­ных бе­се­дах, ис­пра­ши­вал у не­го тол­ко­ва­ния еван­гель­ских притч, сам тол­ко­вал Апо­стол; ос­но­вы­ва­ясь на сло­вах ап. Пав­ла (Гал., 5:1415), Б. вы­ска­зы­вал­ся про­тив пол­но­го и ка­баль­но­го хо­лоп­ст­ва. Оз­на­ко­мив­шись с де­лом, царь при­ка­зал за­клю­чить Б. под стра­жу. Рас­сле­до­ва­ние о ере­си бы­ло по­ру­че­но во­ло­ко­лам­ским стар­цам Ге­ра­си­му (Лен­ко­ву) и Фи­ло­фею (По­ле­ву). Осн. свои­ми со­общ­ни­ка­ми Б. на­звал брать­ев Гри­го­рия и Ива­на Бо­ри­со­вых-Бо­роз­ди­ных, при­над­ле­жав­ших ко дво­ру опаль­ных кня­зей ста­риц­ких. Свя­зи са­мо­го Б. с кн. И. И. Ту­рун­та­ем-Прон­ским, гл. сто­рон­ни­ком ста­риц­ко­го кн. Вла­ди­ми­ра Ан­дрее­ви­ча, а так­же с за­волж­ски­ми стар­ца­ми (Ар­те­ми­ем, Пор­фи­ри­ем Ма­лым, Иг­на­ти­ем, Вас­сиа­ном), Фео­до­си­ем Ко­сым, при­вер­жен­ца­ми ере­си «жи­дов­ст­вую­щих» за­ста­ви­ли ца­ря ус­ко­рить след­ствие.

Осе­нью 1553 на­чал­ся Со­бор по де­лу Б.; в де­каб­ре ему был вы­не­сен об­ви­нит. при­го­вор (из­ло­жен в со­бор­ной гра­мо­те в Со­ло­вец­кий мон. по де­лу стар­ца Ар­темия от 24.1.1554, а так­же в гра­мо­те Ива­на IV прп. Мак­си­му Гре­ку). Из ма­те­риа­лов Со­бо­ра сле­ду­ет, что Б. и его сто­рон­ни­ки от­ри­ца­ли Св. Трои­цу, не при­зна­вая Ии­су­са Хри­ста и Св. Дух рав­ны­ми Бо­гу От­цу; от­вер­га­ли та­ин­ст­ва при­час­тия и ис­по­ве­ди; на­зы­ва­ли ико­ны идо­ла­ми; не при­зна­ва­ли дог­ма­ты и оп­ре­де­ле­ния 7 Все­лен­ских со­бо­ров. По ре­ше­нию Со­бо­ра 1553 Б. был за­клю­чён в Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь, а Иван Бо­ри­сов-Бо­роз­дин – в Ва­ла­ам­ский.

По пред­по­ло­же­нию А. А. Зи­ми­на, ос­но­ван­но­му на ана­ли­зе опи­си дел гос. ар­хи­ва, ле­том 1554 со­сто­ял­ся вто­рой Со­бор по де­лу Б., а каз­ни­ли его по­сле взя­тия По­лоц­ка в 1563, ко­гда там бы­ли об­на­ру­же­ны по­сле­до­ва­те­ли Фео­до­сия Ко­со­го и по при­ка­зу ца­ря все преж­ние де­ла о ере­си Б. бы­ли во­зоб­нов­ле­ны.

Ос­но­вы ере­тич. взгля­дов Б. не впол­не яс­ны. Кн. А. М. Курб­ский счи­тал, что ис­то­ка­ми воль­но­мыс­лия Б. яв­ля­ют­ся «лю­тор­ские ере­си». Влия­ние идей Ре­фор­ма­ции на взгля­ды Б. об­на­ру­жи­ва­ли А. А. Зи­мин, А. И. Кли­ба­нов, М. В. Дмит­ри­ев и др. Н. И. Кос­то­ма­ров, Я. С. Лу­рье от­ме­ча­ли сход­ст­во ере­тич. взгля­дов Б. и чле­нов его круж­ка с уче­ни­ем «жи­дов­ст­вую­щих». Од­на­ко, в от­ли­чие от «жи­дов­ст­вую­щих», при­зна­вав­ших толь­ко Вет­хий За­вет, Б. опи­рал­ся так­же на Еван­ге­лие и Апо­стол.

Ис­точн.: Ма­те­риа­лы Со­бо­ра 1554 г. на Баш­ки­на и дру­гих ере­ти­ков // Ак­ты, со­б­ран­ные в биб­лио­те­ках и ар­хи­вах Рос­сий­ской им­пе­рии Ар­хео­гра­фи­че­скою экс­пе­ди­ци­ею АН. СПб., 1836. Т. 1. № 238; По­сла­ние ца­ря Ио­ан­на Гроз­но­го прп. Мак­си­му Гре­ку // Ак­ты ис­то­ри­че­ские, со­б­ран­ные и из­дан­ные Ар­хео­гра­фи­че­скою ко­мис­си­ею. СПб., 1841–1842. Т. 1; Чте­ния в Об­ще­ст­ве ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских. 1847. Кн. 3. Отд. 2. С. 1–30; 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 1–42; Со­бор­ная гра­мо­та в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь // Ак­ты, со­б­ран­ные в биб­лио­те­ках и ар­хи­вах Рос­сий­ской им­пе­рии Ар­хео­гра­фи­че­скою экс­пе­ди­ци­ею АН. Т. 1. № 239. С. 249–253; Курб­ский А. М. Соч. СПб., 1914. Т. 1: Соч. ори­ги­наль­ные.

Лит.: Зи­мин А. А. И. С. Пе­ре­све­тов и его со­вре­мен­ни­ки: Очер­ки по ис­то­рии рус­ской об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ской мыс­ли сер. XVI в. М., 1958. С. 168–182; он же. Го­су­дар­ст­вен­ный ар­хив Рос­сии XVI сто­ле­тия: Опыт ре­кон­ст­рук­ции. М., 1978. Ч. 2. С. 415–416. Ч. 3. С. 510; Кли­ба­нов А. И. Ре­фор­ма­ци­он­ные дви­же­ния в Рос­сии в XIV – 1-й пол. XVI в. М., 1960. С. 265–274; Дмит­ри­ев М. В. Пра­во­сла­вие и ре­фор­ма­ция. М., 1990.

Вернуться к началу