Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИЛЬВЕ́СТР

СИЛЬВЕ́СТР (кон. 15 в. или нач. 16 в., Нов­го­род, ны­не Вел. Нов­го­род – ме­ж­ду 1574/75 и 1577, Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мон.), рус. цер­ков­ный дея­тель и пи­са­тель, свя­щен­ник Бла­го­ве­щен­ско­го со­бора Мо­с­ков­ско­го Крем­ля (не позд­нее 1545/46 – ок. 1560). В Нов­го­ро­де имел мас­тер­скую, спе­циа­ли­зи­ро­вав­шую­ся на книж­ном и икон­ном де­ле, юве­лир­ном про­из-ве, а так­же тор­гов­ле. С 1540-х гг. в Мо­ск­ве, во­шёл в бли­жай­шее ок­ру­же­ние ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го. По­сле по­жа­ра в Мо­с­ков­ском Крем­ле в 1547 ста­роста для над­зо­ра за пра­виль­ным вос­ста­нов­ле­ни­ем рос­пи­сей в крем­лёв­ских хра­мах. Воз­мож­но, был вто­рым ду­хов­ни­ком ца­ря. Член «Из­бран­ной ра­ды». По­ли­тич. по­зи­ция и роль С. при дво­ре яв­ля­ют­ся пред­ме­том дис­кус­сий в ис­то­рио­гра­фии, что объ­яс­няет­ся край­ней ску­до­стью био­гра­фич. дан­ных. По­дал цер­ков­но­му со­бо­ру 1553–54 «Жа­лоб­ни­цу» на И. М. Вис­ко­ва­то­го, об­ви­няв­ше­го С. (на ос­но­ва­нии вы­пол­нен­ных рос­пи­сей хра­мов Мо­с­ковско­го Крем­ля) в ук­ло­не­нии в ересь. В авг. 1560 или нес­коль­ко позд­нее уе­хал из Мо­ск­вы и при­нял в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мон. по­стриг с име­нем Спи­ри­дон.

Вла­дел об­шир­ной биб­лио­те­кой, по­пол­не­нию ко­то­рой спо­соб­ст­во­ва­ли проч­ные свя­зи С. в сре­де цер­ков­но-по­ли­тич. эли­ты, а так­же, воз­мож­но, его кон­так­ты с ми­тро­по­личь­ей и цар­ской биб­лио­те­ка­ми. Сре­ди про­че­го у С. хра­ни­лись ру­ко­пи­си Мак­си­ма Гре­ка (пе­ре­шли в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мон.). К С. как свя­щен­ни­ку Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля по­па­да­ли не­кото­рые кни­ги, пред­на­зна­чав­шие­ся ца­рю. На­хо­дясь в Мо­ск­ве, С. де­лал вкла­ды (в т. ч. кни­га­ми) в Алек­сан­д­ро­ву пус­тынь (с сы­ном Ан­фи­мом, 1545/46), Со­ло­вец­кий мон. (вме­сте с сы­ном в 1551/52; 1552; не ра­нее 1566 – 66 книг; в 1574/75 – на ок­лад ико­ны или Еван­ге­лия), Чу­дов мон. (1555/56), воз­мож­но, так­же на­прав­лял вкла­ды и на Афон (в б-ке Хи­лан­дар­ско­го мон. из­вест­на, по край­ней ме­ре, Тол­ко­вая Псал­тирь, при­над­ле­жав­шая С.). Бо́льшая часть б-ки С. ока­за­лась в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мон.

С пол­ной уве­рен­но­стью мож­но ут­вер­ждать, что С. был ав­то­ром двух про­из­ве­де­ний: По­сла­ния ка­зан­ско­му на­ме­ст­ни­ку кн. А. Б. Гор­ба­то­му (1553) и По­сла­ния и на­ка­за­ния от от­ца к сы­ну Ан­фи­му [2-я пол. 1550-х гг.; 64-я гла­ва 2-й (про­стран­ной) ре­дак­ции «До­мо­строя»]. С оп­ре­де­лён­ной до­лей ве­ро­ятно­сти С. ат­ри­бу­ти­ру­ют­ся так­же ано­ним­ное по­сла­ние ца­рю и ано­ним­ное же по­сла­ние не­кое­му вель­мо­же, со­дер­жа­щие­ся в од­ном сбор­ни­ке с по­сла­ни­ем кн. Гор­ба­то­му. По мне­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, по­сла­ние Ива­ну IV по­слу­жи­ло од­ним из ис­точ­ни­ков Сто­гла­ва, став­ше­го ито­гом ра­бо­ты Сто­гла­во­го со­бо­ра (1551). По­сла­ния сви­де­тель­ст­ву­ют, что их ав­тор пре­крас­но ори­ен­ти­ро­вал­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии, знал ис­то­рию Ви­зан­тии и Древ­не­го ми­ра, ис­поль­зо­вал текст По­сла­ния на Уг­ру ар­хи­еп. Рос­тов­ско­го Вас­сиа­на Ры­ло. Роль С. в со­став­ле­нии «До­мо­строя» про­ти­во­ре­чи­во оце­ни­ва­ет­ся ис­сле­до­ва­те­ля­ми (С. был про­сто пе­ре­пис­чи­ком; С. был ре­дак­то­ром бо­лее древ­не­го тек­ста; С. – еди­но­лич­ный ав­тор тек­ста). В от­но­ше­нии ря­да др. про­из­ве­де­ний (в т. ч. Жи­тия кня­ги­ни Оль­ги для «Сте­пен­ной кни­ги») ги­по­те­зы об ав­тор­ст­ве С. в це­лом не ос­но­ва­тель­ны.

Изд.: Го­лох­ва­стов Д. П., Ле­о­нид, ар­хим. Бла­го­ве­щен­ский ие­рей Силь­вестр и его пи­сания // Чте­ния в Им­пе­ра­тор­ском об­ще­ст­ве ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских. 1874. Кн. 1; Ма­ли­нин В. Н. Ста­рец Елеа­за­ро­ва мо­на­сты­ря Фи­ло­фей и его по­сла­ния. К., 1901; До­мо­строй // Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си, се­ре­ди­на XVI ве­ка. М., 1985.

Лит.: Ро­зов Н. Н. Биб­лио­те­ка Силь­ве­ст­ра (XVI век) // Ис­сле­до­ва­ния ис­точ­ни­ков по ис­то­рии рус­ско­го язы­ка и пись­мен­но­сти. М., 1966; Гро­бов­ский А. Н. Иван Гроз­ный и Силь­вестр: (ис­то­рия од­но­го ми­фа). Лон­дон, 1987; Фи­люш­кин А. И. «И был он как все­мо­гу­щий...»: Ма­те­риа­лы к био­гра­фии свя­щен­ни­ка Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля Силь­ве­ст­ра // Из ис­то­рии Рос­сии. СПб., 2003; Пер­хав­ко В. Б. Се­мья свя­щен­ни­ка Силь­ве­ст­ра // Ар­хео­гра­фи­че­ский еже­год­ник за 2004 г. М., 2005; Ку­ру­кин И. В. Жизнь и тру­ды Силь­вест­ра, на­став­ни­ка ца­ря Ива­на Гроз­но­го. М., 2015.

Вернуться к началу