СИЛЬВЕ́СТР
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИЛЬВЕ́СТР (кон. 15 в. или нач. 16 в., Новгород, ныне Вел. Новгород – между 1574/75 и 1577, Кирилло-Белозерский мон.), рус. церковный деятель и писатель, священник Благовещенского собора Московского Кремля (не позднее 1545/46 – ок. 1560). В Новгороде имел мастерскую, специализировавшуюся на книжном и иконном деле, ювелирном произ-ве, а также торговле. С 1540-х гг. в Москве, вошёл в ближайшее окружение царя Ивана IV Васильевича Грозного. После пожара в Московском Кремле в 1547 староста для надзора за правильным восстановлением росписей в кремлёвских храмах. Возможно, был вторым духовником царя. Член «Избранной рады». Политич. позиция и роль С. при дворе являются предметом дискуссий в историографии, что объясняется крайней скудостью биографич. данных. Подал церковному собору 1553–54 «Жалобницу» на И. М. Висковатого, обвинявшего С. (на основании выполненных росписей храмов Московского Кремля) в уклонении в ересь. В авг. 1560 или несколько позднее уехал из Москвы и принял в Кирилло-Белозерском мон. постриг с именем Спиридон.
Владел обширной библиотекой, пополнению которой способствовали прочные связи С. в среде церковно-политич. элиты, а также, возможно, его контакты с митрополичьей и царской библиотеками. Среди прочего у С. хранились рукописи Максима Грека (перешли в Кирилло-Белозерский мон.). К С. как священнику Благовещенского собора Московского Кремля попадали некоторые книги, предназначавшиеся царю. Находясь в Москве, С. делал вклады (в т. ч. книгами) в Александрову пустынь (с сыном Анфимом, 1545/46), Соловецкий мон. (вместе с сыном в 1551/52; 1552; не ранее 1566 – 66 книг; в 1574/75 – на оклад иконы или Евангелия), Чудов мон. (1555/56), возможно, также направлял вклады и на Афон (в б-ке Хиландарского мон. известна, по крайней мере, Толковая Псалтирь, принадлежавшая С.). Бо́льшая часть б-ки С. оказалась в Кирилло-Белозерском мон.
С полной уверенностью можно утверждать, что С. был автором двух произведений: Послания казанскому наместнику кн. А. Б. Горбатому (1553) и Послания и наказания от отца к сыну Анфиму [2-я пол. 1550-х гг.; 64-я глава 2-й (пространной) редакции «Домостроя»]. С определённой долей вероятности С. атрибутируются также анонимное послание царю и анонимное же послание некоему вельможе, содержащиеся в одном сборнике с посланием кн. Горбатому. По мнению ряда исследователей, послание Ивану IV послужило одним из источников Стоглава, ставшего итогом работы Стоглавого собора (1551). Послания свидетельствуют, что их автор прекрасно ориентировался в Священном Писании, знал историю Византии и Древнего мира, использовал текст Послания на Угру архиеп. Ростовского Вассиана Рыло. Роль С. в составлении «Домостроя» противоречиво оценивается исследователями (С. был просто переписчиком; С. был редактором более древнего текста; С. – единоличный автор текста). В отношении ряда др. произведений (в т. ч. Жития княгини Ольги для «Степенной книги») гипотезы об авторстве С. в целом не основательны.