Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТОГЛА́ВЫЙ СОБО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 259

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Б. Емченко

СТОГЛА́ВЫЙ СОБО́Р (1551), один из са­мых мас­штаб­ных со­бо­ров в ис­то­рии РПЦ. Его со­зыв был про­дик­то­ван объ­еди­не­ни­ем Рус. гос-ва, дей­ст­вия­ми Из­бран­ной ра­ды и Зем­ско­го со­бо­ра, при­ня­ти­ем Су­деб­ни­ка 1550, дея­тель­но­стью митр. Мо­с­ков­ско­го Ма­ка­рия по ук­ре­п­ле­нию со­бор­но­го на­ча­ла в Церк­ви и т. д. В за­се­да­ни­ях С. с. в цар­ских па­ла­тах в Мо­ск­ве уча­ст­во­ва­ли царь Иван IV Ва­силь­е­вич, митр. Ма­ка­рий, ар­хие­реи, свя­щен­но­слу­жи­те­ли, кня­зья, боя­ре и во­ен­ные. Гл. дея­ни­ем С. с. стал свод по­ста­нов­ле­ний «Сто­глав», впер­вые под­роб­но опи­сав­ший рус. цер­ков­ное су­до­ус­т­рой­ст­во и за­тро­нув­ший разл. ас­пек­ты цер­ков­ной, со­ци­аль­но-эко­но­мич., об­ществ., по­ли­тич. и куль­тур­ной жиз­ни. Ссы­ла­ясь на ка­но­ны гре­копра­во­слав­ной Церк­ви, «Сто­глав» во мно­гом ут­вер­дил рус. тра­ди­ции.

По­все­ме­ст­но уч­ре­ж­дал­ся ин­сти­тут вы­бор­ных по­пов­ских ста­рост и де­сят­ских свя­щен­ни­ков для кон­тро­ля за со­вер­ше­ни­ем бо­го­слу­же­ний, ис­прав­ле­ни­ем книг и икон, со­хран­но­стью цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва, по­ве­де­ни­ем ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян. За­пре­ща­лось про­да­вать цер­ков­ные и мо­на­стыр­ские зем­ли и не­дви­жи­мость, тор­го­вать мес­та­ми для по­гре­бе­ния, стро­ить хра­мы ря­дом с за­пу­щен­ны­ми ста­ры­ми, вы­но­сить ут­варь из хра­мов, брать пла­ту за по­стри­же­ние в мо­на­ше­ст­во и по­став­ле­ние в свя­щен­ст­во и вы­мо­гать день­ги за со­вер­ше­ние треб. Уни­фи­ци­ро­ва­лись бо­го­слу­же­ние и об­ря­ды (пе­ние ал­ли­луйи, дву­пер­ст­ное кре­ст­ное зна­ме­ние). Управ­ле­ние и ду­хов­ное на­став­ни­че­ст­во мо­на­сты­ря­ми воз­ла­га­лось на на­стоя­те­ля, ка­зна­чея, ке­ла­ря и со­бор­ных стар­цев. В оби­те­лях за­пре­ща­лось жить вме­сте мо­на­хам и мо­на­хи­ням, де­тям и пле­мян­ни­кам на­сель­ни­ков, «го­ло­усым ре­бя­там» в ка­че­ст­ве слуг и пр. Со­бор за­пре­тил ос­но­вы­вать пу́с­ты­ни без бла­го­сло­ве­ния епи­ско­па, а на­стоя­те­лям со­би­рать да­ры с при­хо­жан. Бы­ли оп­ре­де­ле­ны воз­раст и кри­те­рии для по­став­ле­ния в свя­щен­ст­во, по­ря­док из­бра­ния ар­хи­ман­д­ри­тов и игу­ме­нов. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось дис­ци­п­ли­не свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян: за­пре­ща­лось же­нить­ся вдо­вым свя­щен­ни­кам, кле­ве­тать, сквер­но­сло­вить, пьян­ст­во­вать и т. д. Ряд по­ста­нов­ле­ний за­тра­ги­вал брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, бла­го­тво­ри­тель­ность, суе­ве­рия, язы­че­ские об­ря­ды, уче­ния «лжи­вых про­ро­ков», азарт­ные иг­ры, ско­мо­ро­ше­ст­во, за­прет­ные кни­ги и пр.

Текст «Сто­гла­ва», поль­зо­вав­ше­го­ся не­пре­ре­кае­мым ав­то­ри­те­том, по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние: из­вест­но ок. 180 его спи­сков, а так­же фраг­мен­ты в со­ста­ве разл. по­сла­ний. Не­ко­то­рые ре­ше­ния С. с., при­ня­тые «не­раз­суд­но, про­сто­тою и не­ве­же­ст­вом» (пре­ж­де все­го двое­ние ал­ли­лу­йи и двое­пер­стие), бы­ли осу­ж­де­ны на Мо­с­ков­ском со­бо­ре 1666–67. Впо­след­ст­вии «Сто­глав» стал центр. пред­ме­том по­ле­ми­ки ме­ж­ду офиц. Цер­ко­вью и по­сле­до­ва­те­ля­ми ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, его под­лин­ность и зна­че­ние постав­ле­ны под со­мне­ние. По­сле из­да­ния Ду­хов­но­го рег­ла­мен­та 1721 ре­ше­ния С. с. ут­ра­ти­ли зна­че­ние.

Источн.: Сто­глав. Ка­зань, 1862; Сто­глав. СПб., 1863; Цар­ские во­про­сы и со­бор­ные от­ве­ты о мно­го­раз­лич­ных цер­ков­ных чи­нах: Сто­глав. М., 1890; Сто­глав // Рос­сий­ское за­ко­но­да­тель­ст­во X–XX вв. М., 1985. Т. 2; Сто­глав. СПб., 1997.

Лит.: Боч­ка­рев В. А. Сто­глав и ис­то­рия Со­бо­ра 1551 г.: Ис­то­ри­ко-ка­но­ни­че­ский очерк. Юх­нов, 1906; Сте­фа­но­вич Д. Ф. О Сто­гла­ве: Его про­ис­хо­ж­де­ние, ре­дак­ции и со­став. СПб., 1909; Ем­чен­ко Е. Б. Сто­глав: Ис­сле­до­ва­ние и текст. М., 2000.

Вернуться к началу