СТОГЛА́ВЫЙ СОБО́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТОГЛА́ВЫЙ СОБО́Р (1551), один из самых масштабных соборов в истории РПЦ. Его созыв был продиктован объединением Рус. гос-ва, действиями Избранной рады и Земского собора, принятием Судебника 1550, деятельностью митр. Московского Макария по укреплению соборного начала в Церкви и т. д. В заседаниях С. с. в царских палатах в Москве участвовали царь Иван IV Васильевич, митр. Макарий, архиереи, священнослужители, князья, бояре и военные. Гл. деянием С. с. стал свод постановлений «Стоглав», впервые подробно описавший рус. церковное судоустройство и затронувший разл. аспекты церковной, социально-экономич., обществ., политич. и культурной жизни. Ссылаясь на каноны грекоправославной Церкви, «Стоглав» во многом утвердил рус. традиции.
Повсеместно учреждался институт выборных поповских старост и десятских священников для контроля за совершением богослужений, исправлением книг и икон, сохранностью церковного имущества, поведением духовенства и мирян. Запрещалось продавать церковные и монастырские земли и недвижимость, торговать местами для погребения, строить храмы рядом с запущенными старыми, выносить утварь из храмов, брать плату за пострижение в монашество и поставление в священство и вымогать деньги за совершение треб. Унифицировались богослужение и обряды (пение аллилуйи, двуперстное крестное знамение). Управление и духовное наставничество монастырями возлагалось на настоятеля, казначея, келаря и соборных старцев. В обителях запрещалось жить вместе монахам и монахиням, детям и племянникам насельников, «голоусым ребятам» в качестве слуг и пр. Собор запретил основывать пу́стыни без благословения епископа, а настоятелям собирать дары с прихожан. Были определены возраст и критерии для поставления в священство, порядок избрания архимандритов и игуменов. Особое внимание уделялось дисциплине священнослужителей и мирян: запрещалось жениться вдовым священникам, клеветать, сквернословить, пьянствовать и т. д. Ряд постановлений затрагивал брачно-семейные отношения, благотворительность, суеверия, языческие обряды, учения «лживых пророков», азартные игры, скоморошество, запретные книги и пр.
Текст «Стоглава», пользовавшегося непререкаемым авторитетом, получил широкое распространение: известно ок. 180 его списков, а также фрагменты в составе разл. посланий. Некоторые решения С. с., принятые «неразсудно, простотою и невежеством» (прежде всего двоение аллилуйи и двоеперстие), были осуждены на Московском соборе 1666–67. Впоследствии «Стоглав» стал центр. предметом полемики между офиц. Церковью и последователями старообрядчества, его подлинность и значение поставлены под сомнение. После издания Духовного регламента 1721 решения С. с. утратили значение.