МАКА́РИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКА́РИЙ (в миру Михаил) (ок. 1482, Москва – 31.12.1563, там же), митрополит Московский и всея Руси, обществ. и политич. деятель, святой.
Монашеский постриг принял в кон. 15 в. в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. По некоторым данным, участвовал в росписи построенных в это время монастырских колокольни и трапезной. В 1523 митр. Московским Даниилом возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Можайского Лужецкого мон. (позднее, будучи митрополитом, М. инициировал строительство каменного собора монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы). 4.3.1526 рукоположен в епископы и назначен на Новгородскую архиепископскую кафедру. Поставление М. на вторую по значимости кафедру свидетельствовало о его близости к вел. кн. Василию III Ивановичу, а также митр. Даниилу и иосифлянским кругам рус. иерархов. Деятельность М. в Новгороде способствовала укреплению моск. влияния в регионе, как политического (благодаря М. мятеж старицкого князя Андрея Ивановича в 1537 практически не распространился на новгородские земли), так и культурного. М. реализовал решения церковного собора 1503, введя в новгородских монастырях общежительный устав (1528). При нём была произведена реставрация мн. новгородских церквей и икон, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, в соборе поновлены фрески, украшен иконостас. В Пскове по указанию М. построен архиепископский дворец (1535). М. направлял миссионеров для просвещения лапландцев (совр. саамы). Ок. 1539 по его инициативе составлен т. н. Владычный летописный свод Макария. В Новгороде под рук. М. были проведены работы по составлению 1-й редакции «Великих Четьих-Миней» (ВМЧ). Начало этим трудам положил монах Досифей Топорков, который по поручению М. редактировал (1528–29) слав. текст Синайского патерика, впоследствии включённый в ВМЧ. По благословению М. в 1535 толмач Д. Герасимов перевёл толковую Псалтирь Бруно Вюрцбургского, в 1537 В. М. Тучков создал новую редакцию жития новгородского святого – прп. Михаила Клопского (XV в.).
С 19.3.1542, после низведения с престола митр. Иоасафа (Скрипицына), М. – митр. Московский и всея Руси, предстоятель Рус. церкви. Во время Боярского правления 1530–40-х гг. старался занимать примирительную позицию, исполняя традиц. роль «печалователя» за опальных лиц. Нараставшие противоречия и напряжение в придворной элите, приведшие к казням видных членов Боярской думы летом 1546 и молодых аристократов в янв. 1547 (без покаяния и причастия), побудили М. выступить инициатором укрепления власти Ивана IV Васильевича венчанием его на царство. С целью получить офиц. признание православными патриархами царского титула Ивана IV М. позднее обратился к патриарху Константинопольскому Иоасафу II. Повышение статуса рус. монарха и Рус. гос-ва должно было, по мысли М., увеличить авторитет монарха как внутри страны, так и в мире. После Московского восстания 1547 стала очевидной необходимость реформ в области гос. управления, воен. дела, в сфере налогов и поземельных отношений. Вместе с др. иерархами и представителями белого духовенства (свящ. Сильвестр), находясь в составе Избранной рады, М. принял в этих преобразованиях активное участие. Призывая москвичей к публичному покаянию, он способствовал примирению противоборствовавших политич. партий. Моральной основой реформ стали и публичные покаяния представителей власти (в том числе самого царя) на т. н. Соборе примирения 1549. Этот собор, в подготовке и проведении которого М. сыграл важную роль, стал прототипом последующих Земских соборов. В серьёзных противоречиях по вопросу о церковном землевладении между «иосифлянским» (см. Иосифляне) большинством в Рус. церкви, к которому принадлежал М., и светской властью усилиями М. в 1549–51 был найден компромисс: церковные вотчины в общем порядке лишались податных льгот и привилегий, подлежали конфискации некоторые незаконные приобретения, однако сохранялись прежние церковные владения при резком ограничении способов получения новых земель. На церковных соборах, руководимых М., были утверждены образец текста уставной земской грамоты, текст Судебника 1550 (см. Судебники 15–16 вв.), др. постановления по важнейшим вопросам обществ. жизни. М. был одним из вдохновителей наступательной восточной внешней политики, в т. ч. казанских походов. В 1-й пол. 1550-х гг. М. принимал также участие в дипломатич. контактах с Великим княжеством Литовским.
М. – инициатор составления крупных книжных сводов. Под его наблюдением были значительно дополнены ВМЧ: в 1552 он дал вкладом в Успенский собор Московского Кремля новую (т. н. Успенскую) их редакцию. Следующая редакция, ещё более объёмная, была преподнесена Ивану IV (т. н. Царская редакция). Позднее ВМЧ использовались при составлении др. миней. Полностью сохранилась только Успенская редакция. С М. связаны круг идей «Летописца начала царства» (в нём в т. ч. приведены речи и послания М. 1550–52) и в особенности замысел «Степенной книги», в которой впервые сформулирована концепция истории Руси со времён вел. кн. Владимира Святославича до сер. 16 в. Предпринятая по инициативе М. канонизация рус. святых (в месяцеслов было внесено 39 имён) обусловила создание их житий или новых редакций уже бытовавших текстов. С М. связаны выдающиеся архит. проекты (Василия Блаженного храм), новации фресковой живописи и иконографии в росписях Благовещенского собора Московского Кремля после пожара 1547. Согласно послесловию к «Апостолу» (1564) Ивана Фёдорова, М. был инициатором организации печатного дела в Москве.
Время предстоятельства М. характеризуется активизацией соборной жизни Рус. церкви. Особое значение имел проведённый М. Стоглавый собор (1551). На церковных соборах осени 1553 – зимы 1554 при активном участии М. были осуждены как еретические идеи М. С. Башкина и Феодосия Косого, а также отлучён от Церкви бывший игумен Троице-Сергиева мон. Артемий. В кон. 1560 М. участвовал в соборе, созванном по инициативе Ивана Грозного, на котором быв. ближайшие советники царя свящ. Сильвестр и А. Ф. Адашев заочно (М. настаивал на их личном присутствии) были осуждены по обвинению в отравлении царицы Анастасии Романовны и др. преступлениях. Собор 1555 учредил новую Казанскую архиепископию. М. рукоположил более 30 архиереев. С рубежа 1550–1560-х гг. он постепенно стал отходить от дел; по разным причинам, гл. обр. по состоянию здоровья, не раз пытался уйти на покой (1547, 1562, 1563), но уступал давлению со стороны царя.
Сочинения М. полностью не выявлены. Известен ряд его ораторских произведений: проповеди в Успенском соборе во время венчания на царство Ивана IV Васильевича, при вступлении царя в брак с Анастасией Романовной, приветственная речь при встрече царя после взятия Казани и др. Сохранились переписка М. с бывшим митр. Московским Иоасафом (Скрипицыным), с Максимом Греком, послание кн. А. Б. Горбатому в Казань, ряд грамот нравоучительного и адм. характера, а также духовная грамота, написанная незадолго до смерти. М. погребён в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизирован РПЦ в 1988, день памяти 30 дек. (12 янв.), в Соборе Моск. святых и в Соборе Моск. святителей.
Изображения М. встречаются в храмовых росписях: в Успенском соборе в Свияжске (16 в.), в храме Николы Надеина в Ярославле (17 в.), в Благовещенском соборе в Казани (19 в.). Он изображён у печатного станка в разделе «Просветители» на горельефе памятника «1000-летие России» в Великом Новгороде. В 2001 в РПЦ учреждён орден Свт. Макария, которым награждаются лица за заслуги в области церковной науки и просвещения.