ВАСИ́ЛИЯ БЛАЖЕ́ННОГО ХРАМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАСИ́ЛИЯ БЛАЖЕ́ННОГО ХРАМ (Покровский собор что на Рву), памятник архитектуры на юж. стороне Красной площади, в Москве. Построен в 1555–1561 зодчими Бармой и Постником в ознаменование победы над Казанским ханством и во славу павших рус. воинов на месте, где первоначально находились каменный Троицкий храм и 7 дерев. церквей. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отд. церквей во имя тех святых и религ. праздников, которые чествовались в дни решающих боёв за Казань. Строители собора создали оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными 8-гранными приделами (Св. Троицы, в честь Великорецкой иконы Свт. Николая, Входа Господня в Иерусалим, Святых Киприана и Иустины) расположены 4 меньших по высоте (Трёх Патриархов Константинопольских, Прп. Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Священномученика еп. Григория – просветителя Вел. Армении); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й, столпообразной, церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня. В 1588 в храм были перенесены мощи известного юродивого св. Василия Блаженного; к сев.-вост. углу храма был пристроен 10-й придел, освящённый в его честь. В 1672 над могилой блаженного св. Иоанна Московского («Большого колпака», похоронен в 1589) с юго-востока пристроен 11-й придел – Ризоположения (с 1680 Рождества Пресвятой Богородицы, в 1916 переосвящён во имя св. Иоанна Блаженного). Возможно, в 1680-х гг. построена шатровая колокольня. Облик собора вначале был более строгим, но ему уже были присущи своеобразные черты – многочастность композиции, отсутствие акцентированного гл. фасада, преобладающее значение пластически богатого внешнего облика при сравнительно небольших внутр. помещениях. Позже асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (с кон. 17 в. их покрытия не раз менялись, форма также была изменена со шлемовидной на узорную луковичную), орнаментальная роспись снаружи и внутри храма, многоцветная раскраска стен усилили его живописность. Храм пережил неск. пожаров, неоднократно восстанавливался, реставрировался. Ныне – филиал Гос. историч. музея. Службы возобновлены с 1991. В числе др. объектов Красной пл. включён в список Всемирного наследия.