Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«СТЕПЕННА́Я КНИ́ГА»

Авторы: А. С. Усачёв

«СТЕПЕННА́Я КНИ́ГА» («Кни­га сте­пен­ная цар­ска­го ро­до­сло­вия иже въ Рус­теи зем­ли въ бла­го­чес­тии про­си­яв­шихъ бо­го­утвер­жен­ныхъ ски­пет­ро­дер­жа­те­леи…»), один из круп­ней­ших па­мят­ни­ков рус. книж­но­сти 16 в., по­ве­ст­вую­щий о рус. ис­то­рии с древ­ней­ших вре­мён до 1560-х гг. Соз­да­на на ру­бе­же 1550–60-х гг. (под­го­то­вит. ра­бо­ты мог­ли на­чать­ся в сер. 1550-х гг.). Пи­са­лась «бла­го­сло­ве­ни­ем и по­ве­ле­ни­ем» митр. Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Ма­ка­рия, ве­ро­ят­но, для ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го. Древ­ней­шая ре­дак­ция пред­став­ле­на 3 спи­ска­ми 1550–60-х гг., соз­дан­ны­ми, по-ви­ди­мо­му, в моск. Чу­до­вом мон. или при ми­тро­по­личь­ей ка­фед­ре: фраг­мен­тар­ным Вол­ков­ским (по не­ко­то­рым дан­ным, са­мый ран­ний; ны­не – в РГАДА), а так­же пол­ны­ми Том­ским (Том­ский об­ла­ст­ной крае­ведч. му­зей) и Чу­дов­ским (От­дел ру­ко­пи­сей ГИМ). Со­ста­ви­тель «С. к.» – про­то­поп Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, ду­хов­ник ца­ря Ива­на IV Ан­д­рей (в ино­че­ст­ве Афа­на­сий), ко­то­ро­му по­мо­га­ли др. книж­ни­ки (их име­на не­из­вест­ны). Ан­д­рей-Афа­на­сий, ве­ро­ят­но, яв­лял­ся ав­то­ром зна­чит. час­ти тек­ста «С. к.» (пер­вые гла­вы сте­пе­ней и др.), а так­же ре­дак­ти­ро­вал дан­ные её ис­точ­ни­ков при их вклю­че­нии в текст. Ис­точ­ни­ка­ми «С. к.» по­слу­жи­ли не ме­нее 68 раз­но­жан­ро­вых па­мят­ни­ков др.-рус. ори­ги­наль­ной и пе­ре­вод­ной лит-ры 11 – сер. 16 вв. В тек­сте «С. к.» фик­си­ру­ет­ся ряд т. н. уни­каль­ных из­вес­тий, про­ис­хо­ж­де­ние ко­то­рых не­яс­но.

«С. к.» со­сто­ит из 18 жиз­не­опи­са­ний пра­ви­те­лей Ру­си – Рю­ри­ко­ви­чей: св. кня­ги­ни Оль­ги (пред­став­ле­но тек­стом её Жи­тия) и 17 сте­пе­ней (гра­ней), по­ве­ст­вую­щих о рус. «са­мо­держ­цах» на­чи­ная со св. рав­но­апо­столь­но­го ки­ев­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча; крат­кие из­вес­тия о пер­вых рус. князь­ях – языч­ни­ках Рю­ри­ке, Оле­ге, Иго­ре и Свя­то­сла­ве Иго­ре­ви­че пред­став­ле­ны в Жи­тии Оль­ги и пер­вых гла­вах 1-й сте­пе­ни. Ка­ж­дая сте­пень со­сто­ит из глав (от 7 до 75), са­мые круп­ные из ко­то­рых, в свою оче­редь, под­раз­де­ля­ют­ся на тит­ла. Осн. тек­сту «С. к.» пред­ше­ст­ву­ет «гра­не­со­ва­ние» – ог­лав­ле­ние всех вхо­дя­щих в неё струк­тур­ных час­тей, а так­же спра­воч­ная ст. «Цар­ские са­нов­ни­ки» (тол­ко­ва­ние ря­да греч. и лат. со­ци­аль­но-по­ли­тич. тер­ми­нов). На пред­став­ле­ние рус. ис­то­рии в ви­де ле­ст­ни­цы, со­стоя­щей из сту­пе­ней (сте­пе­ней) – пе­рио­дов прав­ле­ния рус. го­су­да­рей, ока­зал влия­ние об­раз ле­ст­ни­цы, со­дер­жа­щий­ся в ря­де па­мят­ни­ков ср.-век. книж­но­сти (напр., в «Ле­ст­ви­це» Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка).

Осн. текст «С. к.» до­ве­дён до опи­са­ния со­бы­тий февр. 1560. Су­дя по все­му, в нач. 1563, по­сле по­бе­до­нос­но­го за­вер­ше­ния По­лоц­ко­го по­хо­да 1562–63, текст был до­пол­нен рас­ска­зом о на­ча­ле Ли­вон­ской вой­ны 1558–83 (18-я гл. 17-й сте­пе­ни). На за­клю­чит. эта­пе ре­дак­ти­ро­вания (не позд­нее 31.12.1563) в «С. к.» (в Вол­ков­ском и Чу­дов­ском спи­сках) вклю­че­на про­стран­ная по­хва­ла ки­ев­ско­му кн. Вла­ди­ми­ру Свя­то­сла­ви­чу (72-я гл. 1-й сте­пе­ни), а в Чу­дов­ский спи­сок – так­же ст. «Цар­ские са­нов­ни­ки».

Со­ста­ви­тель «С. к.» осо­бо от­ме­чал, что рус. кня­зья со­блю­да­ли «прав­ду», «пра­вый суд» и «ми­лость» по от­но­ше­нию к под­дан­ным, не­из­мен­но по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли Церк­ви, при­слу­ши­ва­ясь к со­ве­там её ие­рар­хов. В «С. к.» по­сле­до­ва­тель­но про­во­ди­лась идея пе­ре­хо­да вла­сти («са­мо­держ­ст­ва») над Ру­сью от Кие­ва к Вла­ди­ми­ру, за­тем к Мо­ск­ве. С этим свя­за­на и пред­став­лен­ная в «С. к.» пе­рио­ди­за­ция рус. ис­то­рии: вы­де­ле­ны ки­ев­ский, вла­ди­мир­ский и мо­с­ков­ский пе­рио­ды. Зри­мое во­пло­ще­ние пе­ре­хо­да цен­тра вла­сти ви­де­лось в пе­ре­ме­ще­нии гл. рус. свя­ты­ни – Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

«С. к.» от­но­си­лась к чис­лу наи­бо­лее чи­тае­мых па­мят­ни­ков др.-рус. книж­но­сти: к 2015 из­вест­но не ме­нее 145 спи­сков 3-й четв. 16 – 18 вв. «С. к.» ока­за­ла зна­чит. влия­ние на рус. ли­те­ра­ту­ру (по пре­иму­ще­ст­ву жи­тий­ную) и ис­то­рич. мысль 17 – нач. 19 вв. (В. Н. Та­ти­щев, Н. М. Ка­рам­зин и др.).

Изд.: Сте­пен­ная кни­га цар­ско­го ро­до­сло­вия по древ­ней­шим спи­скам / Под ред. Г. Д. Лен­хофф, Н. Н. По­кров­ско­го. М., 2007–2012. Т. 1–3.

Лит.: Ва­сен­ко П. Г. «Кни­га Сте­пен­ная цар­ско­го ро­до­сло­вия» и ее зна­че­ние в древ­не­рус­ской ис­то­ри­че­ской пись­мен­но­сти. СПб., 1904. Ч. 1; Miller D. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia kniga of Metropolitan Macarii and the origins of Russian national conscious­ness // Forschungen zur osteuropäischen Ge­schichte. 1979. Bd 26; Кус­ков В. В. О не­ко­то­рых осо­бен­но­стях сти­ля Сте­пен­ной кни­ги // Кус­ков В. В. Эс­те­ти­ка иде­аль­ной жиз­ни. М., 2000; Си­ре­нов А. В. Сте­пен­ная кни­га: ис­то­рия тек­ста. М., 2007; он же. Сте­пен­ная кни­га и рус­ская ис­то­ри­че­ская мысль XVI–XVIII вв. М.; СПб., 2010; Уса­чев А. С. «Дол­гий XVI век» рос­сий­ской ис­то­рио­гра­фии // Об­ще­ст­вен­ные нау­ки и со­вре­мен­ность. 2008. № 2; он же. Сте­пен­ная кни­га и древ­не­рус­ская книж­ность вре­ме­ни ми­тро­по­ли­та Ма­ка­рия. М.; СПб., 2009; «The Book of Royal Degrees» and the genesis of Russian national consciousness. Bloomington, 2011.

Вернуться к началу