«СТЕПЕННА́Я КНИ́ГА»
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«СТЕПЕННА́Я КНИ́ГА» («Книга степенная царскаго родословия иже въ Рустеи земли въ благочестии просиявшихъ богоутверженныхъ скипетродержателеи…»), один из крупнейших памятников рус. книжности 16 в., повествующий о рус. истории с древнейших времён до 1560-х гг. Создана на рубеже 1550–60-х гг. (подготовит. работы могли начаться в сер. 1550-х гг.). Писалась «благословением и повелением» митр. Московского и всея Руси Макария, вероятно, для царя Ивана IV Васильевича Грозного. Древнейшая редакция представлена 3 списками 1550–60-х гг., созданными, по-видимому, в моск. Чудовом мон. или при митрополичьей кафедре: фрагментарным Волковским (по некоторым данным, самый ранний; ныне – в РГАДА), а также полными Томским (Томский областной краеведч. музей) и Чудовским (Отдел рукописей ГИМ). Составитель «С. к.» – протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Ивана IV Андрей (в иночестве Афанасий), которому помогали др. книжники (их имена неизвестны). Андрей-Афанасий, вероятно, являлся автором значит. части текста «С. к.» (первые главы степеней и др.), а также редактировал данные её источников при их включении в текст. Источниками «С. к.» послужили не менее 68 разножанровых памятников др.-рус. оригинальной и переводной лит-ры 11 – сер. 16 вв. В тексте «С. к.» фиксируется ряд т. н. уникальных известий, происхождение которых неясно.
«С. к.» состоит из 18 жизнеописаний правителей Руси – Рюриковичей: св. княгини Ольги (представлено текстом её Жития) и 17 степеней (граней), повествующих о рус. «самодержцах» начиная со св. равноапостольного киевского кн. Владимира Святославича; краткие известия о первых рус. князьях – язычниках Рюрике, Олеге, Игоре и Святославе Игоревиче представлены в Житии Ольги и первых главах 1-й степени. Каждая степень состоит из глав (от 7 до 75), самые крупные из которых, в свою очередь, подразделяются на титла. Осн. тексту «С. к.» предшествует «гранесование» – оглавление всех входящих в неё структурных частей, а также справочная ст. «Царские сановники» (толкование ряда греч. и лат. социально-политич. терминов). На представление рус. истории в виде лестницы, состоящей из ступеней (степеней) – периодов правления рус. государей, оказал влияние образ лестницы, содержащийся в ряде памятников ср.-век. книжности (напр., в «Лествице» Иоанна Лествичника).
Осн. текст «С. к.» доведён до описания событий февр. 1560. Судя по всему, в нач. 1563, после победоносного завершения Полоцкого похода 1562–63, текст был дополнен рассказом о начале Ливонской войны 1558–83 (18-я гл. 17-й степени). На заключит. этапе редактирования (не позднее 31.12.1563) в «С. к.» (в Волковском и Чудовском списках) включена пространная похвала киевскому кн. Владимиру Святославичу (72-я гл. 1-й степени), а в Чудовский список – также ст. «Царские сановники».
Составитель «С. к.» особо отмечал, что рус. князья соблюдали «правду», «правый суд» и «милость» по отношению к подданным, неизменно покровительствовали Церкви, прислушиваясь к советам её иерархов. В «С. к.» последовательно проводилась идея перехода власти («самодержства») над Русью от Киева к Владимиру, затем к Москве. С этим связана и представленная в «С. к.» периодизация рус. истории: выделены киевский, владимирский и московский периоды. Зримое воплощение перехода центра власти виделось в перемещении гл. рус. святыни – Владимирской иконы Божией Матери.
«С. к.» относилась к числу наиболее читаемых памятников др.-рус. книжности: к 2015 известно не менее 145 списков 3-й четв. 16 – 18 вв. «С. к.» оказала значит. влияние на рус. литературу (по преимуществу житийную) и историч. мысль 17 – нач. 19 вв. (В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин и др.).