Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ЛЬГА

Авторы: А. В. Назаренко

О́ЛЬГА (в кре­ще­нии Еле­на) (? – 969, Ки­ев), ки­ев­ская кня­ги­ня, пра­ви­тель­ни­ца Др.-рус. гос-ва (не ра­нее 944 – не ра­нее 959); рус. свя­тая. Же­на ки­ев­ско­го кн. Иго­ря, мать ки­ев­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча. Со­глас­но пре­да­нию, за­фик­си­ро­ван­но­му в на­чаль­ном ле­то­пи­са­нии, О. про­ис­хо­ди­ла из Пско­ва. Ле­то­пис­ную да­ту бра­ка О. (903) нель­зя при­знать сколь­ко-ни­будь ве­ро­ят­ной, ни да­же прав­до­по­доб­ной и сле­ду­ет сдви­нуть бли­же к 930-м – 940-м гг. По­сле убий­ст­ва древ­ля­на­ми кн. Иго­ря О. воз­гла­ви­ла управ­ле­ние Др.-рус. гос-вом, про­явив се­бя дея­тель­ным и даль­но­вид­ным по­ли­ти­ком. Осн. со­бы­тия её прав­ле­ния с боль­шей или мень­шей оп­ре­де­лён­но­стью вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся по пре­да­ни­ям, во­шед­шим в на­чаль­ное ки­ев­ское ле­то­пи­са­ние 11 в. (не­смот­ря на яв­ную эпич. и агио­гра­фич. сти­ли­за­цию), и совр. прав­ле­нию О. за­ру­беж­ным (ви­зант., ла­тин­ским) ис­точ­ни­кам.

«Княгиня Ольга». Фрагмент миниатюры из Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).

По­сле убий­ст­ва кн. Иго­ря к О. сва­тал­ся князь древ­лян Мал, од­на­ко она от­ка­за­ла ему, ор­га­ни­зо­ва­ла ка­ра­тель­ный по­ход на древ­лян, унич­то­жив их сто­ли­цу Ис­ко­ро­стень. Про­стран­ное ле­то­пис­ное по­ве­ст­во­ва­ние о вой­не с древ­ля­на­ми (о т. н. че­ты­рёх мес­тях О. древ­ля­нам) но­сит все при­зна­ки уст­ной ге­ро­ич. тра­ди­ции, из ко­то­рой тем не ме­нее вид­но, что О. уп­разд­ни­ла ди­на­стию ме­ст­ных кня­зей, вве­дя, оче­вид­но, управ­ле­ние че­рез ки­ев­ских по­сад­ни­ков, и «ус­та­ви­ла» Древ­лян­скую зем­лю, т. е. уч­ре­ди­ла по­ря­док сбо­ра но­вой, бо­лее тяж­кой, да­ни, са­ма став её дер­жа­тель­ни­цей (треть да­ни шла О., две тре­ти – Кие­ву). За­тем по­сле­до­ва­ло «ус­тав­ле­ние» Нов­го­род­ской зем­ли, при­чём ле­то­пи­сец осо­бо вы­де­лил в этом от­но­ше­нии об­лас­ти по ре­кам Мста и Лу­га, до той по­ры, оче­вид­но, ме­нее все­го за­тро­ну­тые нов­го­род­ски­ми да­ня­ми. В ка­кой ме­ре эта дея­тель­ность О. кос­ну­лась др. земель Др.-рус. гос-ва не­яс­но. В ис­то­рио­гра­фии за эти­ми ме­ра­ми проч­но за­кре­пи­лось назв. «ре­форм кня­ги­ни Оль­ги», од­на­ко их суть не впол­не вы­яс­не­на. Рас­про­стра­нён­ное пред­став­ле­ние, что О., уп­разд­нив по­лю­дье, ор­га­ни­зо­ва­ла сеть по­гос­тов – пунк­тов, ку­да сво­зи­лись да­ни, весь­ма уяз­ви­мо, т. к. эти­мо­ло­гия тер­ми­на «по­гостъ» (ме­сто, свя­зан­ное с «го­ще­ни­ем») по­ка­зы­ва­ет, что он воз­ник имен­но из прак­ти­ки по­лю­дья (т. е. соб­ст­вен­но «го­ще­ния»). 

Важ­ным эле­мен­том по­ли­ти­ки О. бы­ла по­пыт­ка хри­стиа­ни­за­ции кня­же­ско­го се­мей­ст­ва и со­ци­аль­ной вер­хуш­ки го­су­дар­ст­ва. Её ло­гич­ным на­ча­лом ста­ло лич­ное кре­ще­ние О. во вре­мя ви­зи­та в Кон­стан­ти­но­поль, да­ти­ров­ка ко­то­ро­го в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» (955), ско­рее все­го, не­точ­на (ес­ли не до­пус­кать не­од­но­крат­ных по­ез­док кня­ги­ни в ви­зант. сто­ли­цу), а ус­та­нав­ли­вае­мая по ви­зант. ис­точ­ни­кам име­ет 2 ва­ри­ан­та (946 или 957). Хри­сти­ан­ское имя О. – Еле­на – по­лу­че­но в честь ви­зант. имп. Еле­ны, суп­ру­ги имп. Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го, что лиш­ний раз под­чёр­ки­ва­ет по­ли­тич. ха­рак­тер кре­ще­ния О. Со­став рус. де­ле­га­ции в Кон­стан­ти­но­по­ле по­ка­зы­ва­ет, что О. име­ла в ви­ду не толь­ко цер­ков­ные во­про­сы, но и об­нов­ле­ние тор­го­во-по­ли­тич. до­го­во­ра 944 (см. в ст. Рус­ско-ви­зан­тий­ские до­го­во­ры) и, быть мо­жет, да­же уста­нов­ле­ние ди­на­стич. со­юза, скре­п­лён­но­го бра­ком юно­го Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча. Оче­вид­но, в це­лом эти пе­ре­го­во­ры ока­за­лись не­удач­ны, т. к. в 959 О. от­пра­ви­ла по­соль­ст­во к герм. ко­ро­лю От­то­ну I Ве­ли­ко­му с прось­бой при­слать на Русь епи­ско­па и свя­щен­ни­ков. Труд­но пред­по­ла­гать, что в Кон­стан­ти­но­по­ле от­ка­за­лись уча­ст­во­вать в уст­рое­нии в Др.-рус. гос-ве цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции. В свя­зи с этим по­соль­ст­во в Гер­ма­нию, ве­ро­ят­но, сле­ду­ет рас­це­ни­вать как сред­ст­во по­ли­тич. дав­ле­ния на Ви­зан­тию. При­быв­ший в 961 в Ки­ев нем. еп. Адаль­берт столк­нул­ся там, по собств. при­зна­нию, с не­пре­одо­ли­мы­ми пре­пят­ст­вия­ми и уже через год вы­ну­ж­ден был вер­нуть­ся на ро­ди­ну. Ста­ло ли то след­ст­ви­ем ус­пе­ха за­мыс­ла О. и ка­ких-то ус­ту­пок со сто­ро­ны Ви­зан­тии при но­вом имп. Ро­ма­не II, или при­хо­да к власти имен­но в 960/961 воз­му­жав­ше­го Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча, не раз­де­ляв­ше­го хри­сти­ан­ских сим­па­тий ма­те­ри, ска­зать слож­но. О к.-л. по­ли­тич. ро­ли О. в пе­ри­од прав­ле­ния сы­на дан­ных нет, но до­с­та­точ­но мно­го­числ. сто­рон­ни­ки её ли­нии на внутр. ук­ре­п­ление гос-ва в про­ти­во­вес мас­штаб­ным во­ен. по­хо­дам Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча, без­ус­лов­но, со­хра­ни­лись, сно­ва за­няв ве­ду­щее по­ло­же­ние в управ­ле­нии стра­ной при вну­ке О. – ки­ев­ском кн. Яро­пол­ке Свя­то­сла­ви­че.

«Похороны княгини Ольги по христианскому обряду». Миниатюра из Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).

О. за­ве­ща­ла по­хо­ро­нить се­бя по хри­сти­ан­ско­му об­ря­ду. При­чис­ле­на к ли­ку свя­тых в чи­не свя­той рав­но­апо­столь­ной (па­мять 11 ию­ля ст. ст.), хо­тя оп­ре­де­лён­ная да­та ка­но­ни­за­ции неиз­вест­на. Сло­же­ние цер­ков­но­го по­чи­та­ния про­сле­жи­ва­ет­ся в те­че­ние 11–13 вв.

Лит.: Ве­ли­кая кня­ги­ня Оль­га / Сост. И. П. Се­ни­гов. М., 1903; Ли­тав­рин Г. Г. Ви­зан­тия, Бол­га­рия, Древ­няя Русь (IX–XII в.). СПб., 2000; На­за­рен­ко А. В. Древ­няя Русь на ме­ж­ду­на­род­ных пу­тях. М., 2001; он же. «Си пер­вое вни­де в цар­ст­во не­бес­ное от Ру­си» (Свя­тая рав­но­апо­столь­ная кня­ги­ня Оль­га в Царь­гра­де) // Пра­во­слав­ный па­лом­ник. 2002. № 1; Рыч­ка В. М. Бы­ла ли свя­тая равно­апо­столь­ная кня­ги­ня Оль­га уро­жен­кой Пско­ва: Ис­то­рио­гра­фи­че­ский этюд // Псков в рос­сий­ской и ев­ро­пей­ской ис­то­рии. М., 2003. Т. 1; Сверд­лов М. Б. До­мон­голь­ская Русь. СПб., 2003; Кар­пов А. Ю. Кня­ги­ня Оль­га. М., 2009.

Вернуться к началу