О́ЛЬГА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ЛЬГА (в крещении Елена) (? – 969, Киев), киевская княгиня, правительница Др.-рус. гос-ва (не ранее 944 – не ранее 959); рус. святая. Жена киевского кн. Игоря, мать киевского кн. Святослава Игоревича. Согласно преданию, зафиксированному в начальном летописании, О. происходила из Пскова. Летописную дату брака О. (903) нельзя признать сколько-нибудь вероятной, ни даже правдоподобной и следует сдвинуть ближе к 930-м – 940-м гг. После убийства древлянами кн. Игоря О. возглавила управление Др.-рус. гос-вом, проявив себя деятельным и дальновидным политиком. Осн. события её правления с большей или меньшей определённостью восстанавливаются по преданиям, вошедшим в начальное киевское летописание 11 в. (несмотря на явную эпич. и агиографич. стилизацию), и совр. правлению О. зарубежным (визант., латинским) источникам.
После убийства кн. Игоря к О. сватался князь древлян Мал, однако она отказала ему, организовала карательный поход на древлян, уничтожив их столицу Искоростень. Пространное летописное повествование о войне с древлянами (о т. н. четырёх местях О. древлянам) носит все признаки устной героич. традиции, из которой тем не менее видно, что О. упразднила династию местных князей, введя, очевидно, управление через киевских посадников, и «уставила» Древлянскую землю, т. е. учредила порядок сбора новой, более тяжкой, дани, сама став её держательницей (треть дани шла О., две трети – Киеву). Затем последовало «уставление» Новгородской земли, причём летописец особо выделил в этом отношении области по рекам Мста и Луга, до той поры, очевидно, менее всего затронутые новгородскими данями. В какой мере эта деятельность О. коснулась др. земель Др.-рус. гос-ва неясно. В историографии за этими мерами прочно закрепилось назв. «реформ княгини Ольги», однако их суть не вполне выяснена. Распространённое представление, что О., упразднив полюдье, организовала сеть погостов – пунктов, куда свозились дани, весьма уязвимо, т. к. этимология термина «погостъ» (место, связанное с «гощением») показывает, что он возник именно из практики полюдья (т. е. собственно «гощения»).
Важным элементом политики О. была попытка христианизации княжеского семейства и социальной верхушки государства. Её логичным началом стало личное крещение О. во время визита в Константинополь, датировка которого в «Повести временных лет» (955), скорее всего, неточна (если не допускать неоднократных поездок княгини в визант. столицу), а устанавливаемая по визант. источникам имеет 2 варианта (946 или 957). Христианское имя О. – Елена – получено в честь визант. имп. Елены, супруги имп. Константина VII Багрянородного, что лишний раз подчёркивает политич. характер крещения О. Состав рус. делегации в Константинополе показывает, что О. имела в виду не только церковные вопросы, но и обновление торгово-политич. договора 944 (см. в ст. Русско-византийские договоры) и, быть может, даже установление династич. союза, скреплённого браком юного Святослава Игоревича. Очевидно, в целом эти переговоры оказались неудачны, т. к. в 959 О. отправила посольство к герм. королю Оттону I Великому с просьбой прислать на Русь епископа и священников. Трудно предполагать, что в Константинополе отказались участвовать в устроении в Др.-рус. гос-ве церковной организации. В связи с этим посольство в Германию, вероятно, следует расценивать как средство политич. давления на Византию. Прибывший в 961 в Киев нем. еп. Адальберт столкнулся там, по собств. признанию, с непреодолимыми препятствиями и уже через год вынужден был вернуться на родину. Стало ли то следствием успеха замысла О. и каких-то уступок со стороны Византии при новом имп. Романе II, или прихода к власти именно в 960/961 возмужавшего Святослава Игоревича, не разделявшего христианских симпатий матери, сказать сложно. О к.-л. политич. роли О. в период правления сына данных нет, но достаточно многочисл. сторонники её линии на внутр. укрепление гос-ва в противовес масштабным воен. походам Святослава Игоревича, безусловно, сохранились, снова заняв ведущее положение в управлении страной при внуке О. – киевском кн. Ярополке Святославиче.
О. завещала похоронить себя по христианскому обряду. Причислена к лику святых в чине святой равноапостольной (память 11 июля ст. ст.), хотя определённая дата канонизации неизвестна. Сложение церковного почитания прослеживается в течение 11–13 вв.