ПОЛЮ́ДЬЕ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛЮ́ДЬЕ, у вост. славян, а затем в Др.-рус. государстве объезд князьями подчинённой территории со взиманием разл. поборов с населения; в 12 – нач. 16 вв. определённый налог с населения в рус. землях и княжествах, Рус. гос-ве.
О П. сообщается в рассказах араб. географов 10–11 вв., использовавших информацию, восходившую ко 2-й пол. 9 в. Подробно П. описано в гл. 9 трактата «Об управлении империей» (сер. 10 в.) визант. имп. Константина VII Багрянородного. Император употребляет слав. термин в греч. транскрипции (πολύδια), переводит слово как «кружение». Согласно его рассказу, суть П. состояла в том, что «архонты» (князья) и «все росы» (военно-дружинная верхушка Др.-рус. гос-ва) объезжали земли подчинённых Киеву вост.-слав. союзов племён и «кормились» (т. е., очевидно, собирали и потребляли продовольствие) там с ноября до апреля. Фактически о П. (хотя без употребления этого термина) говорится в летописном рассказе о гибели в земле древлян киевского кн. Игоря (по условной хронологии «Повести временных лет» событие отнесено к 945, однако сам рассказ был написан не ранее нач. 11 в.). Из рассказа следует, что в П. «дружина» собирала не только продукты для пропитания, но и дань (налог по определённой ставке) с подчинённого населения. Упоминания П. в источниках 12 в. позволяют предполагать, что во время этих объездов князья решали также судебные, адм. и хозяйств. вопросы.
Вероятно, уже в 10 в. и сборы, и процедура их взимания (маршруты объезда, места остановки и т. п.) начали регламентироваться, а князья могли передавать право на эти сборы своим чиновникам и агентам на местах. Эта практика привела к тому, что П. превратилось в налог. В таком значении П. в источниках 12 – нач. 16 вв. называется также «дар» или «даровное». Этот налог восходил к исконному праву князя на натуральные сборы с населения, но в 12–16 вв. собирался нередко в коммутированной форме (мехами или деньгами). Упоминания о П. имеются в источниках, отражающих историю практически всех рус. земель и княжеств, в т. ч. Новгородской республики.
Близкие аналогии П. обнаруживаются в соседних регионах: напр., польский стан (stan) и сканд. вейцла (veizla). Распространены также представления о П. как о всемирно-историч. явлении (Ю. М. Кобищанов и др.).