Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЛЕ́Г

Авторы: Е. А. Мельникова

ОЛЕ́Г (др.-рус. – Олгъ, Ольгъ; др.-сканд. Helgi, об­ра­зо­ва­но от при­ла­га­тель­но­го heilagr, helgi – в языч. эпо­ху «свя­щен­ный, са­краль­ный») (? – ок. 912), ки­ев­ский князь (ок. 882 – ок. 912). Со­глас­но «По­вес­ти вре­мен­ных лет» (ПВЛ), ро­дич («от ро­да его су­ща») кн. Рю­ри­ка [по Нов­го­род­ской пер­вой ле­то­пи­си (НПЛ) – его вое­во­да] и опе­кун кн. Иго­ря.

«Князь Рюрик назначает Олега опекуном князя Игоря». Миниатюра из Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).

Осн. ис­точ­ник о дея­тель­но­сти О. – ле­то­пис­ные со­об­ще­ния, ко­то­рые вос­хо­дят к уст­ным дру­жин­ным пре­да­ни­ям. На на­чаль­ном эта­пе рус. ле­то­пи­са­ния (11 в.) из об­шир­но­го цик­ла пре­да­ний об О. бы­ли ото­бра­ны сю­же­ты, со­хра­нив­шие­ся с су­щест­вен­ны­ми раз­ли­чия­ми в ПВЛ и НПЛ. Ок. 882 (да­та ус­лов­на; в НПЛ от­сут­ст­ву­ет) О. за­хва­тил Ки­ев (по НПЛ, во гла­ве вой­ска сто­ял кн. Игорь), убив кня­жив­ших там Ас­коль­да и Ди­ра. По­ве­ст­во­ва­ние со­дер­жит ряд тра­диц. мо­ти­вов (во­ен. хит­рость, пе­ре­оде­ва­ние), од­на­ко не­сёт на се­бе от­пе­ча­ток ме­ст­ных реа­лий: О. пред­ста­вил­ся куп­цом, плы­ву­щим «в гре­ки»; со­об­ща­ет­ся о ме­сто­по­ло­же­нии кур­га­нов Ас­коль­да и Ди­ра. Ле­то­пис­цу кон. 11 – нач. 12 вв. при­над­ле­жат до­пол­не­ния, «ле­ги­ти­ми­рую­щие» ут­вер­жде­ние О. вме­сте с кн. Иго­рем в Кие­ве. Во­кня­же­ние О. в Кие­ве рас­смат­ри­ва­лось ле­то­пис­ца­ми как на­ча­ло Др.-рус. гос-ва: при­шед­шее с О. вой­ско, в со­став ко­то­ро­го входи­ли сло­ве­не, скан­ди­на­вы (ва­ря­ги) и вои­ны из тех пле­мён, ко­то­рые уча­ст­во­ва­ли в при­зва­нии ва­ряж­ских кня­зей, а за­тем в по­хо­де О. на Ки­ев (чу­ди, ме­ри, ве­си, кри­ви­чей), по­лу­чи­ло но­вое обоб­щаю­щее назв. «русь», а Ки­ев был про­воз­гла­шён сто­ли­цей го­су­дар­ст­ва («ма­те­рью го­ро­дов рус­ских»).

«Покорение князем Олегом древлян и обложение их данью». Миниатюра из Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).

Груп­па из­вес­тий под 883–885 от­ра­жа­ет пре­да­ние (об этом сви­де­тель­ст­ву­ет со­хра­не­ние во­прос­но-от­вет­ных фор­мул в ле­то­пис­ном тек­сте) о под­чи­не­нии О. вост.-слав. пле­мён – древ­лян, се­ве­рян и ра­ди­ми­чей, ра­нее пла­тив­ших дань Ха­зар­ско­му ка­га­на­ту (в НПЛ упо­ми­на­ние о по­ко­ре­нии се­ве­рян и др., но кн. Иго­рем, по­ме­ще­но по­сле рас­ска­за о по­хо­де на Царь­град). Ис­то­рич. ос­но­ва пре­да­ния под­твер­жда­ет­ся ос­но­ва­ни­ем в кон. 9 – нач. 10 вв. во­ен. ла­ге­рей ки­ев­ско­го кня­зя на се­ве­рян­ской тер­ри­то­рии. Под­чи­не­ние ки­ев­ским князь­ям древ­лян, се­ве­рян и ра­ди­ми­чей соз­да­ло тер­ри­то­ри­аль­ную ос­но­ву Др.-рус. гос-ва, объ­е­ди­нив­ше­го Ла­дож­ско-Иль­мен­ский ре­ги­он со Ср. По­днеп­ровь­ем, и обес­пе­чи­ло эко­но­мич. про­цве­та­ние но­вой во­ен. эли­ты за счёт да­ней, по­лу­чае­мых с по­ко­рён­ных пле­мён. К нач. 10 в. О., ве­ро­ят­но, кон­тро­ли­ро­вал так­же ду­ле­бов, хор­ва­тов вос­точ­но­сла­вян­ских и ти­вер­цев.

Центр. ме­сто в цик­ле об О. за­ни­ма­ет рас­сказ под 907 в ПВЛ о по­бе­до­носном по­хо­де О. на Кон­стан­ти­но­поль (см. в ст. Царь­град­ские по­хо­ды; НПЛ со­об­ща­ет о двух по­хо­дах – под 920 кн. Иго­ря и под 922 – О.). Воз­мож­но, по­ход О. упо­мя­нут Си­ме­о­ном Ло­го­фе­том, со­об­щав­шем о на­па­де­нии ро­сов-дро­ми­тов (обыч­но да­ти­ру­ет­ся 904) в прав­ле­ние Льва VI Муд­ро­го. О. стал пер­вым из ки­ев­ских кня­зей, из­вест­ных по не­зави­си­мо­му от ле­то­пи­сей ис­точ­ни­ку – тек­стам за­клю­чён­ных от его име­ни рус­ско-ви­зан­тий­ских до­го­во­ров (907, 911), со­дер­жав­ших бес­пре­це­дент­но вы­год­ные ус­ло­вия тор­гов­ли для рус. куп­цов в Кон­стан­ти­но­по­ле.

За­вер­ша­ет цикл по­ве­ст­во­ва­ний об О. пре­да­ние о его смер­ти «от ко­ня», пред­ска­зан­ной вол­хва­ми: что­бы из­бе­жать судь­бы, О. от­сы­ла­ет от се­бя ко­ня, но спус­тя мно­го лет на­сту­па­ет на его че­реп и уми­ра­ет от уку­са змеи, вы­полз­шей из че­ре­па. Сю­жет име­ет мно­го­числ. фольк­лор­ные па­рал­ле­ли, наи­бо­лее близ­кая сре­ди ко­то­рых со­дер­жит­ся в др.-исл. «Са­ге об Од­де Стре­ле»: по­лу­чив ана­ло­гич­ное пред­ска­за­ние, Одд уби­ва­ет ко­ня, стран­ст­ву­ет по ми­ру, ста­но­вит­ся ко­нун­гом Гар­да­ри­ки (Ру­си) и по воз­вра­ще­нии в Нор­ве­гию по­ги­ба­ет та­ким же об­ра­зом. Сю­жет сло­жил­ся на Ру­си в сканд. дру­жин­ной сре­де, а за­тем бы­то­вал на Ру­си и в Скан­ди­на­вии, ку­да был при­не­сён воз­вра­тив­ши­ми­ся на ро­ди­ну ва­ря­га­ми. На Ру­си пре­да­ние со­хра­ни­лось в не­сколь­ких ва­ри­ан­тах. Наи­бо­лее су­ще­ст­вен­но варь­и­ро­ва­ние мес­та за­хо­ро­не­ния О.: со­глас­но ПВЛ, он умер в 912 и был по­хо­ро­нен в Кие­ве, по НПЛ – умер в 922 по пу­ти «за мо­ре» и был по­хо­ро­нен в Ла­до­ге (ны­не Ста­рая Ла­до­га) или «за мо­рем». В рус. тра­ди­ции ска­за­ние не со­дер­жит ми­фо­ри­ту­аль­ных мо­ти­вов, имею­щих­ся в исл. ва­ри­ан­те.

Ле­то­пис­цы при ос­мыс­ле­нии сканд. име­ни О. да­ли кня­зю про­зви­ще Ве­щий, что бы­ло объ­яс­не­но ими фольк­лор­ны­ми мо­ти­ва­ми о спо­соб­но­сти ге­роя оп­ре­де­лять («ве­дать») от­рав­лен­ное пи­тьё/пи­щу.

По­пыт­ки ото­жде­ст­вить О. с «ца­рём Ру­си» HLGW (Хел­гу), со­вер­шив­шим на­па­де­ние – по нау­ще­нию ви­зант. имп. Ро­ма­на I Ла­ка­пи­на (920–944) – на ха­зар­ский г. Сам­карц (Сам­керц; воз­мож­но, Та­ма­тар­ха – рус. Тму­та­ра­кань), о ко­то­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся в «Кем­бридж­ском до­ку­мен­те» (сер. 10 в.), не убе­ди­тель­ны.

Лит.: Шах­ма­тов АА. Ра­зы­ска­ния о древ­ней­ших рус­ских ле­то­пис­ных сво­дах. СПб., 1908; Са­ха­ров АН. Ди­пло­ма­тия Древ­ней Ру­си. М., 1980; Пет­ру­хин ВЯ. На­ча­ло эт­но­куль­тур­ной ис­то­рии Ру­си IX–XI вв. Смо­ленск, 1995; он же. Князь Олег, Хел­гу Кем­бридж­ско­го до­ку­мен­та и рус­ский кня­же­ский род // Древ­ней­шие го­су­дар­ст­ва Вос­точ­ной Ев­ро­пы. 1998 г. М., 2000; Но­во­сель­цев АП. Об­ра­зо­ва­ние Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ст­ва и пер­вый его пра­ви­тель // Там же; Мель­ни­ко­ва ЕА. Олгъ / Ольгъ / Олег <Helgi> Ве­щий: К ис­то­рии име­ни и про­зви­ща пер­во­го рус­ско­го кня­зя // Ad fontem / У ис­точ­ни­ка. М., 2005; она же. Сю­жет смер­ти ге­роя «от ко­ня» в древ­не­рус­ской и древ­не­скан­ди­нав­ской тра­ди­ци­ях // От Древ­ней Ру­си к но­вой Рос­сии. М., 2005.

Вернуться к началу