ОЛЕ́Г
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОЛЕ́Г (др.-рус. – Олгъ, Ольгъ; др.-сканд. Helgi, образовано от прилагательного heilagr, helgi – в языч. эпоху «священный, сакральный») (? – ок. 912), киевский князь (ок. 882 – ок. 912). Согласно «Повести временных лет» (ПВЛ), родич («от рода его суща») кн. Рюрика [по Новгородской первой летописи (НПЛ) – его воевода] и опекун кн. Игоря.
Осн. источник о деятельности О. – летописные сообщения, которые восходят к устным дружинным преданиям. На начальном этапе рус. летописания (11 в.) из обширного цикла преданий об О. были отобраны сюжеты, сохранившиеся с существенными различиями в ПВЛ и НПЛ. Ок. 882 (дата условна; в НПЛ отсутствует) О. захватил Киев (по НПЛ, во главе войска стоял кн. Игорь), убив княживших там Аскольда и Дира. Повествование содержит ряд традиц. мотивов (воен. хитрость, переодевание), однако несёт на себе отпечаток местных реалий: О. представился купцом, плывущим «в греки»; сообщается о местоположении курганов Аскольда и Дира. Летописцу кон. 11 – нач. 12 вв. принадлежат дополнения, «легитимирующие» утверждение О. вместе с кн. Игорем в Киеве. Вокняжение О. в Киеве рассматривалось летописцами как начало Др.-рус. гос-ва: пришедшее с О. войско, в состав которого входили словене, скандинавы (варяги) и воины из тех племён, которые участвовали в призвании варяжских князей, а затем в походе О. на Киев (чуди, мери, веси, кривичей), получило новое обобщающее назв. «русь», а Киев был провозглашён столицей государства («матерью городов русских»).
Группа известий под 883–885 отражает предание (об этом свидетельствует сохранение вопросно-ответных формул в летописном тексте) о подчинении О. вост.-слав. племён – древлян, северян и радимичей, ранее плативших дань Хазарскому каганату (в НПЛ упоминание о покорении северян и др., но кн. Игорем, помещено после рассказа о походе на Царьград). Историч. основа предания подтверждается основанием в кон. 9 – нач. 10 вв. воен. лагерей киевского князя на северянской территории. Подчинение киевским князьям древлян, северян и радимичей создало территориальную основу Др.-рус. гос-ва, объединившего Ладожско-Ильменский регион со Ср. Поднепровьем, и обеспечило экономич. процветание новой воен. элиты за счёт даней, получаемых с покорённых племён. К нач. 10 в. О., вероятно, контролировал также дулебов, хорватов восточнославянских и тиверцев.
Центр. место в цикле об О. занимает рассказ под 907 в ПВЛ о победоносном походе О. на Константинополь (см. в ст. Царьградские походы; НПЛ сообщает о двух походах – под 920 кн. Игоря и под 922 – О.). Возможно, поход О. упомянут Симеоном Логофетом, сообщавшем о нападении росов-дромитов (обычно датируется 904) в правление Льва VI Мудрого. О. стал первым из киевских князей, известных по независимому от летописей источнику – текстам заключённых от его имени русско-византийских договоров (907, 911), содержавших беспрецедентно выгодные условия торговли для рус. купцов в Константинополе.
Завершает цикл повествований об О. предание о его смерти «от коня», предсказанной волхвами: чтобы избежать судьбы, О. отсылает от себя коня, но спустя много лет наступает на его череп и умирает от укуса змеи, выползшей из черепа. Сюжет имеет многочисл. фольклорные параллели, наиболее близкая среди которых содержится в др.-исл. «Саге об Одде Стреле»: получив аналогичное предсказание, Одд убивает коня, странствует по миру, становится конунгом Гардарики (Руси) и по возвращении в Норвегию погибает таким же образом. Сюжет сложился на Руси в сканд. дружинной среде, а затем бытовал на Руси и в Скандинавии, куда был принесён возвратившимися на родину варягами. На Руси предание сохранилось в нескольких вариантах. Наиболее существенно варьирование места захоронения О.: согласно ПВЛ, он умер в 912 и был похоронен в Киеве, по НПЛ – умер в 922 по пути «за море» и был похоронен в Ладоге (ныне Старая Ладога) или «за морем». В рус. традиции сказание не содержит мифоритуальных мотивов, имеющихся в исл. варианте.
Летописцы при осмыслении сканд. имени О. дали князю прозвище Вещий, что было объяснено ими фольклорными мотивами о способности героя определять («ведать») отравленное питьё/пищу.
Попытки отождествить О. с «царём Руси» HLGW (Хелгу), совершившим нападение – по наущению визант. имп. Романа I Лакапина (920–944) – на хазарский г. Самкарц (Самкерц; возможно, Таматарха – рус. Тмутаракань), о котором рассказывается в «Кембриджском документе» (сер. 10 в.), не убедительны.