Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕВ VI МУ́ДРЫЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 99

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Кузенков
«Спаситель на престоле с припадающим императором Львом VI». Мозаика храма Святой Софии в Константинополе. 886–912.

ЛЕВ VI МУ́ДРЫЙ (Λέων Σοφός) (866, Кон­стан­ти­но­поль – 912, там же), ви­зант. им­пе­ра­тор (886–912), из Ма­ке­дон­ской ди­на­стии. Стар­ший сын имп. Ва­си­лия I Ма­ке­до­ня­ни­на от Ев­до­кии Ин­ге­ри­ны. Вос­пи­ты­вал­ся пат­ри­ар­хом Фо­ти­ем. Ко­ро­но­ван как со­пра­ви­тель в 870 вме­сте с 1-м сы­ном Ва­си­лия Кон­стан­ти­ном, по­сле смер­ти по­след­не­го (879) стар­ший на­след­ник. В 882 же­нил­ся на Фео­фа­нии (ум. 895). Не­за­дол­го до кон­чи­ны от­ца по­пал в опа­лу. Сра­зу по во­ца­ре­нии тор­же­ст­вен­но пе­ре­за­хо­ро­нил уби­то­го Ва­си­ли­ем имп. Ми­хаи­ла III (842–867) (ко­то­ро­го мол­ва на­зы­ва­ла его на­стоя­щим от­цом) и до­бил­ся низ­ло­же­ния Фо­тия, на ме­сто ко­то­ро­го был воз­ве­дён брат Л. VI М. Сте­фан. Гос. де­ла­ми ве­дал ва­си­ле­о­па­тор Сти­ли­ан За­уца, на его до­че­ри Зое (ум. 900) Л. VI М. же­нил­ся 2-м бра­ком. Треть­ей суп­ру­гой Л. VI М. бы­ла Ев­до­кия Вая­на (ум. 901). От­сут­ст­вие у Л. VI М. сы­но­вей при­ве­ло к дес­та­би­ли­за­ции внут­ри­по­ли­тич. об­ста­нов­ки. В 900 был рас­крыт за­го­вор с уча­сти­ем Алек­сан­д­ра, бра­та и со­пра­ви­те­ля Л. VI М.; в 903 им­пе­ра­тор ед­ва не по­гиб при по­ку­ше­нии. Ко­гда в 905 не­вен­чан­ная же­на Л. VI М. Зоя Кар­во­ноп­си­да ро­ди­ла ему сы­на (бу­ду­щий имп. Кон­стан­тин VII Баг­ря­но­род­ный), пат­ри­арх Ни­ко­лай Мис­тик при­знал его за­кон­ным на­след­ни­ком. Но по­пыт­ка Л. VI М. офор­мить брак с Зо­ей вы­зва­ла ост­рый цер­ков­но-гос. кон­фликт. Пат­ри­арх Ни­ко­лай был низ­ло­жен (в свя­зи с мя­те­жом Ан­д­ро­ни­ка Ду­ки), его ме­сто за­нял Ев­фи­мий, ду­хов­ный на­став­ник Л. VI М., при­няв­ший его по­кая­ние. Ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми Ни­ко­лая и Ев­фи­мия воз­ник цер­ков­ный рас­кол, за­вер­шив­ший­ся в 920 по­смерт­ным про­ще­ни­ем Л. VI М. и аб­со­лют­ным за­пре­том 4-го бра­ка.

На вре­мя прав­ле­ния Л. VI М. при­хо­дит­ся за­ро­ж­де­ние в Ви­зан­тии во­ен. ари­сто­кра­тии (Ду­ки, Фо­ки, Ар­ги­ры); ве­ли­ко бы­ло влия­ние вре­мен­щи­ков (Сти­ли­ан За­уца, ев­нух-араб Са­мо­на). При­ни­мая ме­ры по цен­тра­ли­за­ции управ­ле­ния, Л. VI М. из­дал ряд важ­ных пра­во­вых па­мят­ни­ков (Ва­си­ли­ки, но­вел­лы, Кни­га эпар­ха, Диа­ти­по­сис и др.). Во внеш­ней по­ли­ти­ке им­пе­рия ис­пы­та­ла ряд тя­жё­лых по­ра­же­ний: раз­гром от болг. ца­ря Си­ме­о­на (896), по­те­ря Си­ци­лии (902), раз­граб­ле­ние араб. пи­ра­та­ми г. Фес­са­ло­ни­ки (904), по­ход на Кон­стан­ти­но­поль рус. кн. Оле­га (907); про­ва­лом за­кон­чи­лась по­пыт­ка от­вое­вать у ара­бов Крит (раз­гром фло­та Име­рия при Са­мо­се, 912). Со­юз с Ита­ли­ей (брак Ан­ны, до­че­ри Л. VI М. и Зои За­уцы, с имп. Лю­до­ви­ком III Про­ван­ским, ок. 901) не был ус­пеш­ным, но воз­рос­ло влия­ние па­пы Рим­ско­го, на ав­то­ри­тет ко­то­ро­го Л. VI М. опи­рал­ся в кон­флик­те с пат­ри­ар­хом. Л. VI М. за­клю­чил пер­вые со­хра­нив­шие­ся мир­ные до­го­во­ры с Ру­сью (907, 911); рус. вои­ны (в т. ч. кре­щё­ные) слу­жи­ли в ви­зант. гвар­дии и фло­те.

За лю­бовь к сло­вес­но­сти и эн­цик­ло­пе­дич. по­зна­ния Л. VI М. по­лу­чил про­зва­ние Муд­рый или Фи­ло­соф. Сре­ди его со­чи­не­ний – над­гроб­ное сло­во Ва­си­лию I, про­по­ве­ди (го­ми­лии), по­эмы (в т. ч. ду­хов­ные) и цер­ков­ные пес­но­пе­ния (ка­но­ны, сти­хи­ры, в т. ч. 11 еван­гель­ских ут­рен­них сти­хир, ко­то­рые по­ют­ся во вре­мя вос­крес­ных служб, и сти­хи­ра на празд­ник Св. Трои­цы «При­иди­те, лю­дие, Три­ипо­стас­но­му Бо­же­ст­ву по­кло­ним­ся…»). Под его име­нем из­ве­ст­ны во­ен. трак­тат («Так­ти­ка»), сб-к ора­ку­лов и за­га­док, по­ле­ми­ка с ис­ла­мом (на лат. яз.). Л. VI М. по­кро­ви­тель­ст­во­вал дея­те­лям т. н. Ма­ке­дон­ско­го воз­ро­ж­де­ния (та­ким как Аре­фа Ке­са­рий­ский, Кон­стан­тин Ро­дос­скийЛев Хи­рос­факт и др.).

Изд.: Migne PG. T. 107. Col. 1–314; Oraison funèbre de Basile I par son fils Léon VI le Sage. Rome, 1932; Dain A. L’«Ex­trait tactique» tiré de Léon VI le Sage. P., 1942; Les novelles de Léon VI le Sage. P., 1944; Ri­go A. Oracula Le­onis. Padova, 1988; The oracles of the most wi­se Emperor Leo. Amst., 2002.

Лит.: По­пов Н. Им­пе­ра­тор Лев Муд­рый. М., 1892; Antonopoulou Th. The homilies of the Emperor Leo VI. Leiden, 1997; Tougher Sh. The reign of Leo VI. Leiden, 1997.

Вернуться к началу