Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИХАИ́Л III

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 480-481

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Е. Афиногенов

МИХАИ́Л III (Μιχαήλ) (840–867), ви­зант. им­пе­ра­тор (с 842). Сын имп. Фео­фи­ла. По­ка он был ре­бён­ком, власть при­над­ле­жа­ла его ма­те­ри имп. Фео­до­ре и ло­го­фе­ту Фе­ок­ти­сту. 15.3.856 М. III с по­мо­щью дя­ди, ке­са­ря Вар­ды, от­стра­нил Фео­до­ру (Фе­ок­тист был убит) и стал еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем. В 857 М. III и Вар­да сме­сти­ли пат­ри­ар­ха Иг­на­тия и уго­во­ри­ли Фо­тия за­нять его ме­сто. М. III, не бу­ду­чи сам ода­рён­ным по­ли­ти­ком и пол­ко­вод­цем, при­влёк к се­бе та­ких вы­даю­щих­ся со­вет­ни­ков, как бра­тья его ма­те­ри Вар­да и Пе­тро­на, пат­ри­арх Фо­тий и Ва­си­лий Ма­ке­до­ня­нин, что по­зво­ли­ло ему вес­ти дос­та­точ­но ус­пеш­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку. М. III уси­лил вост. гра­ни­цу, от­стро­ив Ан­ки­ру (ны­не Ан­ка­ра) и ук­ре­пив Ни­кею (ны­не Из­ник), и на­нёс неск. по­ра­же­ний ара­бам (863). В 860 был от­ра­жён на­бег «ро­сов» (Ру­си) на ок­ре­ст­но­сти сто­ли­цы. При М. III свя­тые Ки­рилл и Ме­фо­дий на­ча­ли свою дея­тель­ность в Мо­ра­вии, а болг. царь Бо­рис I при­нял кре­ще­ние под име­нем Ми­ха­ил (ок. 865), при­чём Бол­га­рия ос­та­лась под цер­ков­ной юрис­дик­ци­ей Кон­стан­ти­но­по­ля. Это яви­лось од­ной из при­чин кон­флик­та с пап­ст­вом (т. н. Фо­тие­ва схиз­ма). В 866 один из при­бли­жён­ных М. III Ва­си­лий I Македонянин с его раз­ре­ше­ния убил Вар­ду, но за­тем жерт­вой стал сам М. III, уби­тый в результате дворцового заговора в сво­ей спаль­не во двор­це св. Ма­ман­та. Об­раз М. III в ис­точ­ни­ках силь­но ис­ка­жён с це­лью оп­рав­дать его убий­ст­во Ва­си­ли­ем I Ма­ке­до­ня­ни­ном. Ему при­пи­сы­ва­ют безу­держ­ное пьян­ст­во (от­сю­да встре­чаю­щее­ся в ви­зант. хро­ни­ках, про­зви­ще Пья­ни­ца), страсть к скач­кам (в ко­то­рых он буд­то бы да­же уча­ст­во­вал как воз­ни­ца) и ми­ми­че­ским пред­став­ле­ни­ям (в т. ч. па­ро­ди­ро­вав­шим ре­лиг. об­ряды), рас­то­чи­тель­ность и пре­неб­ре­же­ние к гос. де­лам. При ак­тив­ном уча­стии М. III в Кон­стан­ти­но­по­ле на­ча­ла осу­ще­ст­в­лять­ся про­грам­ма мо­ну­мен­таль­ной де­ко­ра­ции (мо­заи­ки в имп. двор­це и со­бо­ре Св. Со­фии).

Лит.: Karlin-Hayter P. Études sur les deux histoires du règne de Michel III // Byzantion. 1971. Vol. 41; Ljubarskij J. N. Der Kaiser als Mime // Jahrbuch der Österreichischen By­zan­tinis­tik. 1987. Bd 37; Про­дол­жа­тель Фео­фа­на: жиз­не­опи­са­ния ви­зан­тий­ских ца­рей / Изд. под­гот. Я. Н. Лю­бар­ский. 2-е изд. СПб., 2009.

Вернуться к началу