Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧУДЬ

Авторы: А. С. Щавелёв

ЧУДЬ, эк­зо­эт­но­ним, со­би­ра­тель­ное на­зва­ние не­сла­вян­ских на­ро­дов, пре­ж­де все­го фин­но-уг­ров, в др.-рус. ис­точ­ни­ках. Эти­мо­ло­гия од­но­знач­но не яс­на, по наи­бо­лее ве­ро­ят­ной вер­сии, Ч. – де­ри­ват пра­сла­вян­ско­го *tjudjь («чу­жой»), ко­то­рое, ви­ди­мо, яв­ля­ет­ся за­им­ст­во­ва­ни­ем из гот­ско­го яз. от þiuða («на­род»).

Впер­вые Ч. упо­ми­на­ет­ся в древ­ней­шем рус. ле­то­пи­са­нии как один из на­ро­дов, об­ло­жен­ных да­нью ва­ря­га­ми, а за­тем в со­ста­ве сою­за (на­ря­ду с Ч. в не­го вхо­ди­ли сло­ве­не, кри­ви­чи, ме­ря и, воз­мож­но, весь), при­звав­ше­го на кня­же­ние Рю­ри­ка. Упо­ми­на­ние Ч. и «чу­ди за­во­лоч­ской» (на­се­ле­ние Двин­ской зем­ли) при­сут­ст­ву­ет в кос­мо­гра­фич. вве­де­нии к «По­вес­ти вре­мен­ных лет». Позд­нее Ч. ча­ще все­го на­зы­ва­лись жив­шие к за­па­ду от Чуд­ско-Псков­ско­го оз. эс­ты, взаи­мо­дей­ст­вие с ко­то­ры­ми ста­ло по­сто­ян­ным по­сле ос­но­ва­ния в 1030 г. Юрь­ев (ны­не Тар­ту). Др.-рус. кня­зья ве­ли с ни­ми вой­ны и пе­ре­го­во­ры, со­би­ра­ли с них дань. В ря­де слу­ча­ев груп­пы эс­тов упо­ми­на­ют­ся по сво­им пле­мен­ным са­мо­на­зва­ни­ям (напр., под 1212 по­ход на «чудь, ре­ко­мую Тор­му»).

В рус. фольк­ло­ре из­вес­тен ми­фо­ло­гич. лес­ной на­род «чудь бе­ло­гла­зая», в об­ра­зе ко­то­рой от­ра­зи­лась ис­то­рия рус. ко­ло­ни­за­ции зе­мель на­ро­дов с охот­ни­чье-про­мы­сло­вым хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ным ти­пом. На­род­но-эти­мо­ло­ги­че­ски по со­зву­чию эт­но­ним «Ч.» ас­со­ции­ро­вал­ся с омо­ни­мич­ны­ми сло­ва­ми «чу­до», «чуд­ной».

Лит.: Ла­шук Л. П. Чудь ис­то­ри­че­ская и чудь ле­ген­дар­ная // Во­про­сы ис­то­рии. 1969. № 10; Агее­ва Р. А. Об эт­но­ни­ме чудь (чух­на, чу­харь) // Эт­но­ни­мы. М., 1970; Кри­нич­ная Н. А. Пре­да­ния Рус­ско­го Се­ве­ра. СПб., 1991; Мель­ни­ко­ва Е. А., Пет­ру­хин В. Я. Русь и чудь // Бал­то-сла­вян­ские ис­сле­до­ва­ния, 1988–1996. М., 1997.

Вернуться к началу