Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕОДО́СИЙ КОСО́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 265

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Печников

ФЕОДО́СИЙ КОСО́Й (ум. не ра­нее 1575), рус. ре­лиг. воль­но­ду­мец, ере­тик. В кон. 1540-х гг., бу­ду­чи хо­ло­пом, бе­жал из Мо­ск­вы в За­вол­жье, в од­ном из ски­тов мо­на­хов-не­стя­жа­те­лей близ г. Бе­ло­озе­ро (ны­не Бе­ло­зерск) по­стриг­ся в мо­на­хи, стал уче­ни­ком стар­ца Ар­те­мия и вско­ре на­чал про­по­ведь. В 1553 при­вле­чён к след­ст­вию по де­лу ере­ти­ка М. С. Баш­ки­на и за­клю­чён до по­кая­ния в сто­лич­ном мо­на­сты­ре, но вско­ре бе­жал в Ве­ли­кое кня­же­ст­во Ли­тов­ское, где раз­вер­нул ан­ти­три­ни­тар­ную и ико­но­бор­че­скую про­по­ведь, по­вли­яв на раз­ви­тие со­от­вет­ст­вую­щих польск.-ли­тов. ра­ди­каль­ных ре­фор­ма­ци­он­ных те­че­ний.

Со­чи­не­ний Ф. К. не со­хра­ни­лось, по­это­му сис­те­му его взгля­дов ре­кон­ст­руи­ру­ют по про­из­ве­де­ни­ям его оп­по­нен­та, Зи­но­вия Отен­ско­го – «По­сла­ние мно­го­слов­ное» и «Ис­ти­ны по­ка­за­ние к во­про­сив­шим о но­вом уче­нии». Ф. К. от­ри­цал Св. Трои­цу, бо­же­ст­вен­ную при­ро­ду Хри­ста (счи­тая Его ре­лиг. учи­те­лем), вос­кре­се­ние мёрт­вых, по­чи­та­ние Бо­го­ма­те­ри, свя­тых, икон и кре­ста, вы­сту­пал про­тив мо­на­ше­ст­ва, за со­ци­аль­ное и ре­лиг. ра­вен­ст­во.

Источн.: [Зи­но­вий Отен­ский]. По­сла­ние мно­го­слов­ное // Чте­ния в Им­пе­ра­тор­ском об­ще­ст­ве ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских. 1880. Кн. 2; он же. Ис­ти­ны по­ка­за­ние к во­про­сив­шим о но­вом уче­нии. М., 2014.

Лит.: Зи­мин А. А. И. С. Пе­ре­све­тов и его со­вре­мен­ни­ки: Очер­ки по ис­то­рии рус­ской об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ской мыс­ли сер. XVI в. М., 1958; Dmitriev M. Dissidents russes. Ba­den-Baden, 1998. Т. 1: Feodosij Kosoj.

Вернуться к началу