ВАССИА́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАССИА́Н (в миру кн. Василий Иванович Патрикеев, по прозвищу Косой) (2-я пол. 15 в. – после 4.3.1532, Иосифов Волоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мон.), боярин, военачальник, дипломат; впоследствии монах, канонист, писатель-полемист, идеолог «нестяжательства». Принадлежал к верхушке моск. боярской аристократии, приходился троюродным братом вел. кн. Ивану III Васильевичу. Отец В., князь И. Ю. Патрикеев, был моск. наместником (1472–99). В 1489 и 1492–93 В. участвовал в воен. действиях с Великим кн-вом Литовским, в 1494 находился в составе боярской делегации, ведшей мирные переговоры с Литвой; в 1496 возглавлял войска, воевавшие со Швецией.
В 1495 стал членом Боярской думы. В янв. 1499 В. вместе с отцом и зятем, кн. С. И. Ряполовским, попал в опалу и был приговорён к смерти, но помилован; насильно пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. О причинах опалы точно неизвестно, но, видимо, В. стал участником развернувшейся борьбы за престол между наследниками Ивана III – сыном Василием и внуком Дмитрием. В монастыре духовным наставником В. был лидер «заволжских старцев» Нил Сорский, от которого опальный князь-инок усвоил идеи «нестяжательства». После вокняжения Василия III Ивановича В. был возвращён в Москву, поселился в Симоновом Новом мон. и до 2-й пол. 1520-х гг. был одним из гл. советников вел. князя и признанным лидером «нестяжателей».
В нач. 1510-х гг., в противоположность Иосифу Волоцкому и его сторонникам, В. в своих сочинениях («Слово на списание Иосифа», «Слово о еретиках») высказался в пользу дифференциров. отношения к еретикам и проявления милосердия к раскаявшимся. Вел. князь поддержал В. и запретил Иосифу Волоцкому полемизировать с ним. В. приступил к редактированию Кормчей. Это было вызвано необходимостью определения офиц. позиции государства и Церкви по отношению к монастырскому землевладению на основании канонич. установлений. В 1518 к работе над Кормчей В. привлёк Максима Грека. «Нестяжательская» программа В. была изложена им в «Собрании некоего старца», «Слове ответном» и «Прении с Иосифом Волоцким». Изменение отношения Василия III к В. стало следствием осуждения князем-иноком развода и нового брака вел. князя. Огромное влияние В. отсрочило его наказание и стало возможным только после рождения у вел. князя наследника. На Соборном судебном процессе 1531 В. были предъявлены обвинения в ереси, «хуле» на рус. чудотворцев, в порче («развращении») Кормчей и неуважении правил церковных соборов и св. отцов. В. был сослан под надзор своих противников в Иосифов Волоцкий мон., где и умер.