Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАССИА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 654

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Турилов

ВАССИА́Н (в ми­ру кн. Ва­си­лий Ива­но­вич Пат­ри­ке­ев, по про­зви­щу Ко­сой) (2-я пол. 15 в. – по­сле 4.3.1532, Ио­си­фов Во­лоц­кий в честь Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы мон.), боя­рин, вое­на­чаль­ник, ди­пло­мат; впо­след­ст­вии мо­нах, кано­нист, пи­са­тель-по­ле­мист, идео­лог «не­стя­жа­тель­ст­ва». При­над­ле­жал к вер­хуш­ке моск. бо­яр­ской ари­сто­кра­тии, при­хо­дил­ся трою­род­ным бра­том вел. кн. Ива­ну III Ва­силье­ви­чу. Отец В., князь И. Ю. Пат­рике­ев, был моск. на­ме­ст­ни­ком (1472–99). В 1489 и 1492–93 В. участ­во­вал в во­ен. дей­ст­ви­ях с Ве­ли­ким кн-вом Ли­тов­ским, в 1494 на­хо­дил­ся в со­ста­ве бо­яр­ской де­ле­га­ции, вед­шей мир­ные пе­рего­во­ры с Лит­вой; в 1496 воз­глав­лял вой­ска, вое­вав­шие со Шве­ци­ей.

В 1495 стал чле­ном Бо­яр­ской ду­мы. В янв. 1499 В. вме­сте с от­цом и зя­тем, кн. С. И. Ря­по­лов­ским, по­пал в опа­лу и был при­го­во­рён к смер­ти, но по­ми­лован; на­силь­но по­стри­жен в мо­на­хи и со­слан в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь. О при­чи­нах опа­лы точ­но не­из­вест­но, но, ви­ди­мо, В. стал уча­ст­ни­ком раз­вер­нув­шей­ся борь­бы за пре­стол ме­ж­ду на­след­ни­ка­ми Ива­на III – сы­ном Ва­си­ли­ем и вну­ком Дмит­ри­ем. В мо­на­сты­ре ду­хов­ным на­став­ни­ком В. был ли­дер «за­волж­ских стар­цев» Нил Сор­ский, от ко­то­ро­го опаль­ный князь-инок ус­во­ил идеи «не­стя­жа­тель­ст­ва». По­сле во­кня­же­ния Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча В. был воз­вра­щён в Мо­ск­ву, по­се­лил­ся в Си­мо­но­вом Но­вом мон. и до 2-й пол. 1520-х гг. был од­ним из гл. со­вет­ни­ков вел. кня­зя и при­знан­ным ли­де­ром «не­стя­жа­те­лей».

В нач. 1510-х гг., в про­ти­во­по­лож­ность Ио­си­фу Во­лоц­ко­му и его сто­рон­ни­кам, В. в сво­их со­чи­не­ни­ях («Сло­во на спи­са­ние Ио­си­фа», «Сло­во о ере­ти­ках») вы­ска­зал­ся в поль­зу диф­фе­рен­ци­ров. от­но­ше­ния к ере­ти­кам и про­яв­ле­ния ми­ло­сер­дия к рас­ка­яв­шим­ся. Вел. князь под­дер­жал В. и за­пре­тил Ио­си­фу Во­лоц­ко­му по­ле­ми­зи­ро­вать с ним. В. при­сту­пил к ре­дак­ти­ро­ва­нию Корм­чей. Это бы­ло вы­зва­но не­об­хо­ди­мо­стью оп­ре­де­ле­ния офиц. по­зи­ции го­су­дар­ст­ва и Церк­ви по от­но­ше­нию к мо­на­стыр­ско­му зем­ле­вла­де­нию на ос­но­ва­нии ка­но­нич. ус­та­нов­ле­ний. В 1518 к ра­бо­те над Корм­чей В. при­влёк Мак­си­ма Гре­ка. «Не­стя­жа­тель­ская» про­грам­ма В. бы­ла из­ло­же­на им в «Со­б­ра­нии не­кое­го стар­ца», «Сло­ве от­вет­ном» и «Пре­нии с Ио­си­фом Во­лоц­ким». Из­ме­не­ние от­но­ше­ния Ва­си­лия III к В. ста­ло след­ст­вием осу­ж­де­ния кня­зем-ино­ком раз­во­да и но­во­го бра­ка вел. кня­зя. Ог­ром­ное влия­ние В. от­сро­чи­ло его на­ка­за­ние и ста­ло воз­мож­ным толь­ко по­сле ро­ж­де­ния у вел. кня­зя на­след­ни­ка. На Со­бор­ном су­деб­ном про­цес­се 1531 В. бы­ли предъ­яв­ле­ны об­ви­не­ния в ере­си, «ху­ле» на рус. чу­до­твор­цев, в пор­че («раз­вра­ще­нии») Корм­чей и не­ува­же­нии пра­вил цер­ков­ных со­бо­ров и св. от­цов. В. был со­слан под над­зор сво­их про­тив­ни­ков в Ио­си­фов Во­лоц­кий мон., где и умер.

Лит.: Ка­за­ко­ва Н. А. Вас­си­ан Пат­ри­ке­ев и его со­чи­не­ния. М.; Л., 1960; Пли­гу­зов А. И. По­ле­ми­ка в рус­ской церк­ви пер­вой тре­ти XVI сто­ле­тия. М., 2002.

Вернуться к началу