Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИ́ЛЛО-БЕЛОЗЕ́РСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 23

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. П.; В. Г. Исаченко (искусство)

КИРИ́ЛЛО-БЕЛОЗЕ́РСКИЙ МОНА­СТЫ́РЬ (Ки­рил­лов Бе­ло­зер­ский в честь Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы муж­ской мо­на­стырь), в Бе­ло­зе­рье, на бе­ре­гу Си­вер­ско­го оз. (при впа­де­нии в не­го р. Свия­га).

Кирилло-Белозерский монастырь. Фото И. П. Шпиленка

Ос­но­ван в 1397 (по дан­ным М. С. Се­ребряковой, в 1407) вы­ход­цем из Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря прп. Ки­рил­лом Бе­ло­зер­ским, ко­то­рый ввёл в оби­те­ли об­ще­жи­тель­ный устав и стал её пер­вым игу­ме­ном (до 1427). Ко вре­ме­ни его игу­мен­ст­ва от­но­сят­ся пер­вые зе­мель­ные и иные по­жа­ло­ва­ния мо­на­сты­рю, ус­та­нов­ле­ние тес­ных от­но­ше­ний с князь­я­ми моск. до­ма. В ре­шаю­щий пе­ри­од Мо­с­ков­ской усо­би­цы 1425–53, в 1447, К.-Б. м. под­дер­жал Ва­си­лия II Ва­силь­е­ви­ча: игу­мен Три­фон «снял» с не­го кре­ст­ное це­ло­ва­ние (клят­ву), по ко­то­ро­му тот обе­щал кн. Дмит­рию Юрь­е­ви­чу Ше­мя­ке не во­зоб­нов­лять борь­бу за Мо­ск­ву. Вер­нув се­бе вел. кня­же­ние, Ва­си­лий II пре­дос­та­вил К.-Б. м. пра­во бес­по­шлин­ной тор­гов­ли на тер­ри­то­рии Моск. вел. кня­же­ст­ва.

В кон. 15 в. воз­ник­ло ост­рое раз­но­гла­сие ме­ж­ду Рос­тов­ским ар­хи­епи­ско­пом и удель­ны­ми бе­ло­зер­ски­ми князь­я­ми (см. Бе­ло­зер­ское кня­же­ст­во) о су­деб­ных пол­но­мо­чи­ях над К.-Б. м. Вел. кн. Иван III Ва­силь­е­вич ре­шил де­ло в поль­зу Рос­тов­ской ар­хи­епи­ско­пии. Вы­ход­цы из К.-Б. м. (пре­по­доб­ные Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий, Мар­ти­ни­ан Бе­ло­зер­ский, Алек­сандр Оше­вен­ский, Нил Сор­ский, Кор­ни­лий Ко­мель­ский) в 15 – 1-й пол. 16 вв. ос­но­ва­ли ряд об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей, пус­ты­ней и ски­тов. К нач. 16 в. в К.-Б. м. бы­ло ок. 200 мо­на­хов. В это вре­мя мо­на­стырь стал оп­ло­том дви­же­ния не­стя­жа­те­лей. В 1482–1514 но­вые зе­мель­ные вла­де­ния оби­те­лью не при­об­ре­та­лись. Тем не ме­нее к сер. 16 в. хо­зяй­ст­во К.-Б. м. бы­ло од­ним из са­мых круп­ных в Рос­сии – по­ми­мо зе­мель­ных вла­де­ний в 16 уез­дах, оби­тель име­ла со­ля­ные про­мыс­лы и рыб­ные лов­ли, собств. реч­ные су­да, ве­ла об­шир­ную тор­гов­лю, со­дер­жа­ла под­во­рья в ря­де го­ро­дов, в т. ч. в Мо­ск­ве.

К.-Б. м. был круп­ным цен­тром книж­но­сти, на­ча­ло его биб­лио­те­ке по­ло­же­но Ки­рил­лом Бе­ло­зер­ским. Здесь ра­бо­та­ли прп. Нил Сор­ский, Па­хо­мий Ло­го­фет, Вас­си­ан (Пат­ри­ке­ев), кни­го­пис­цы Ев­фро­син (2-я пол. 15 в.), Гу­рий (Гри­го­рий Ту­шин) (по­след­няя треть 15 в. – 1526) и др. В кон. 15 в. в ка­та­ло­ге мо­на­стыр­ской биб­лио­те­ки зна­чи­лось 212 ру­ко­пи­сей, в 1621 – ок. 1300 книг (осн. часть со­хра­нив­шей­ся биб­лио­те­ки на­хо­дит­ся в РНБ). Во 2-й пол. 15 – 16 вв. в оби­те­ли ве­лось ле­то­пи­са­ние об­ще­рус­ско­го ха­рак­те­ра.

Успенский собор (1497–98) с примыкающими церквами 16–18 вв.

В 1-й пол. 16 в. К.-Б. м. ста­но­вит­ся тра­диц. ме­стом ве­ли­ко­кня­же­ских, а за­тем цар­ских по­се­ще­ний во вре­мя бо­го­моль­ных по­ез­док по сев. мо­на­сты­рям. При Ива­не IV Ва­силь­е­ви­че Гроз­ном в К.-Б. м. ссы­ла­лись опаль­ные пред­ста­ви­те­ли бо­яр­ских ро­дов – Ше­ре­ме­те­вы, Во­ро­тын­ские, Па­лец­кие и др., а так­же ду­хо­вен­ст­ва – митр. Мо­с­ков­ский св. Ио­а­саф (Скри­пи­цын), про­то­поп Силь­вестр и др. В мо­на­стырь был при­слан со­став­лен­ный по ука­зу Ива­на Гроз­но­го «Си­но­дик опаль­ных» для по­ми­на­ния лю­дей, каз­нён­ных в го­ды оп­рич­ни­ны. В 17 в. мо­на­стырь про­дол­жал вы­пол­нять функ­ции кре­по­сти и мес­та за­то­че­ния (в 1676–81 в нём со­дер­жал­ся пат­ри­арх Ни­кон).

Кузнечная башня (1675–80) и церковь Святого Сергия Радонежского (1560) Малого Ивановского монастыря.

В Смут­ное вре­мя не при­сяг­нув­ший са­мо­зван­цам мо­на­стырь сна­ря­жал кон­ных и пе­ших рат­ни­ков для борь­бы с Лже­дмит­ри­ем II, вы­дер­жал 3 оса­ды поль­ско-ли­тов., ка­зачь­их и швед. от­ря­дов в 1612, 1613 и 1614. Ра­зо­рён­ное хо­зяй­ст­во оби­те­ли бы­ло вос­ста­нов­ле­но толь­ко к 1630-м гг. В 1649 в мо­на­сты­ре бы­ла уч­ре­ж­де­на ар­хи­ман­д­ри­тия.

По «Ду­хов­ным шта­там» 1764 в К.-Б. м., от­не­сён­ном к 1-му клас­су, име­ло пра­во про­жи­вать до 33 мо­на­хов (в 1764 бра­тия на­счи­ты­ва­ла 48 чел.); мо­на­стырь ли­шил­ся зе­мель­ных вла­де­ний, что пре­до­пре­де­ли­ло упа­док его хо­зяйств. зна­че­ния; ему бы­ло оп­ре­де­ле­но го­до­вое гос. жа­ло­ва­нье в раз­ме­ре 2300–2500 руб. В 1776 Под­мо­на­стыр­ская сло­бо­да бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в г. Ки­рил­лов. В 1778 при мо­на­сты­ре бы­ло соз­да­но ду­хов­ное уч-ще. В 1770-е гг. во­зоб­но­ви­лись по­жа­ло­ва­ния мо­на­сты­рю не­боль­ших зе­мель­ных уча­ст­ков в Ки­рил­лов­ском у., к нач. 20 в. его уго­дья за­нима­ли 2452,5 га.

К 1917 в К.-Б. м. про­жи­ва­ли 7 мо­на­хов и 10 по­слуш­ни­ков. В кон. 1924 мо­на­стырь был за­крыт, в его сте­нах соз­дан Ки­рил­лов­ский крае­ведч. му­зей (с 1968 – Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский ист.-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник). В 1991 бы­ли во­зоб­нов­ле­ны бо­го­слу­же­ния. В 1998 воз­ро­ж­де­на мо­на­ше­ская жизнь в Ма­лом Ива­нов­ском мон. (часть тер­ри­то­рии К.-Б. м.).

К.-Б. м. – па­мят­ник цер­ков­но­го и фор­ти­фи­ка­ци­он­но­го зод­че­ст­ва Древ­ней Ру­си. Не­смот­ря на раз­но­вре­мен­ность по­стро­ек, пред­став­ля­ет со­бой це­ло­ст­ный и за­кон­чен­ный ан­самбль. В ком­плекс мо­на­сты­ря вхо­дят «Ста­рый го­род», «Но­вый го­род» и тер­ри­то­рия не­со­хра­нив­шей­ся кре­по­сти («Ост­рог») ме­ж­ду ни­ми. Мо­на­стырь ок­ру­жён кре­по­ст­ны­ми сте­на­ми (16–17 вв.) с баш­ня­ми. Пер­вые по­строй­ки бы­ли де­ре­вян­ны­ми. Са­мая древ­няя часть – ори­ен­ти­ро­ван­ный на Си­вер­ское оз. «Ста­рый го­род», вклю­чаю­щий ан­самб­ли Боль­шо­го Ус­пен­ско­го и Ма­ло­го (Гор­не­го) Ива­нов­ско­го мо­на­сты­рей. Гл. храм Боль­шо­го Ус­пен­ско­го мон. – близ­кий ран­не­мос­ков­ско­му зод­че­ст­ву 4-столп­ный од­но­гла­вый Ус­пен­ский со­бор [1497–98, зод­чий Про­хор Рос­тов­ский; с зап. и сев. сто­ро­ны – од­но­этаж­ная па­перть (1595–96); при­твор (1791); 5-ярус­ный ико­но­стас (кон. 15–19 вв.; ны­не ико­ны на­хо­дят­ся в К.-Б. м., ГТГ, ГРМ, Центр. му­зее др.-рус. иск-ва и куль­ту­ры в Мо­ск­ве); фре­ски – 1641, Л. Аге­ев; рос­пи­си па­пер­ти – 1650, ко­ст­ром­ские и яро­слав­ские мас­те­ра] с при­мы­каю­щи­ми к не­му с се­ве­ра не­боль­ши­ми од­но­гла­вы­ми бес­столп­ны­ми ц. Св. кн. Вла­ди­ми­ра (над усы­паль­ни­цей кня­зей Во­ро­тын­ских; 1554, лу­ко­вич­ная гла­ва – 1631), ц. Св. Епи­фа­ния Кипр­ско­го (над мо­ги­лой кн. Ф. Те­ля­тев­ско­го; 1645; ико­но­стас 17 в.) и с юга – при­дель­ной цер­ко­вью над гроб­ни­цей прп. Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го (1785 или 1792–94). Со­бор ок­ру­жа­ют: ц. Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла (1531–34, пе­ре­страи­ва­лась в 17–19 вв.) с ко­ло­коль­ней (1757–61, ка­мен­щик Ф. Жу­ков), к ко­то­рой при­мы­ка­ет од­но­столп­ная тра­пез­ная па­ла­та с ц. Вве­де­ния (1519; ны­не – Му­зей др.-рус. иск-ва с со­б­ра­ни­ем икон 15–18 вв., др.-рус. ши­тья 15–17 вв., скульп­ту­ры, книг); шат­ро­вая ц. Св. Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го (1653) с Боль­ши­ми боль­нич­ны­ми па­ла­та­ми (1643–46), 3-гла­вая 2-столп­ная ц. Пре­об­ра­же­ния (1595; ико­но­стас кон. 16 в.) над Во­дя­ны­ми во­ро­та­ми (16 в.); «Свя­тые во­ро­та» (1523; в про­лё­те во­рот – фре­ски 1585) с рас­по­ло­жен­ной над ни­ми ц. Св. Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка (1569–72; ико­но­стас 16–18 вв.; ико­ны из ме­ст­но­го ря­да ны­не в ГРМ), так­же др. жи­лые и хо­зяйств. по­строй­ки 16–18 вв. (в т. ч. кор­пу­са ке­лий 17 – нач. 18 вв., до­мик ке­ла­ря сер. 17 в.).

На тер­ри­то­рии Ма­ло­го Ива­нов­ско­го мон.: од­но­гла­вая ц. Св. Ио­ан­на Пред­те­чи (1531–34, ико­но­стас 18 в.), тра­пез­ная ц. Св. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (1560; обе пер­во­на­чаль­но бы­ли 2-гла­вые) с при­де­лом Св. Дио­ни­сия Глу­шиц­ко­го – ос­но­ва­теля ико­но­пис­ной тра­ди­ции К.-Б. м., Ма­лая боль­нич­ная па­ла­та (1730-е гг.), ка­мен­ные ча­сов­ни-се­ни (пред­по­ло­жи­тель­но кон. 18 в.) над де­рев. ча­сов­ней, сруб­лен­ной прп. Ки­рил­лом Бе­ло­зер­ским (ве­ро­ят­но, по­строе­на за­но­во в 17–18 вв.), и над вос­соз­да­нной его пер­вой де­рев. ке­льей.

В 1653–82 по ука­зу ца­ря Алек­сея Михай­ло­ви­ча по­строе­ны мощ­ные бе­ло­камен­ные сте­ны «Но­во­го го­ро­да» с мо­ну­мен­таль­ны­ми мно­го­гран­ны­ми силь­но вы­сту­паю­щи­ми баш­ня­ми (Во­ло­год­ская, Бе­ло­зер­ская, Фе­ра­пон­тов­ская, Куз­неч­ная; зод­чие К. Сер­ков, С. Шам), ук­ра­шен­ны­ми узо­ра­ми из кир­пи­ча: по­реб­ри­ком, бе­гун­ком и нит­ка­ми. По­сле строи­тель­ст­ва «Но­во­го го­ро­да» об­щая пло­щадь мо­на­сты­ря со­ста­ви­ла 12 га, он стал зна­чит. кре­по­стью, гл. фор­по­стом Рус. Се­ве­ра, од­на­ко уже в кон. 17 – нач. 18 вв. ут­ра­тил обо­рон­ное зна­че­ние. На тер­ри­то­рии «Но­во­го го­ро­да» – па­мят­ни­ки де­рев. ар­хи­тек­ту­ры из ок­ре­ст­но­стей (ц. Ризо­по­ло­же­ния из с. Бо­ро­да­вы, 1485; мель­ни­ца из дер. Щёл­ко­во, 19 в.). Близ К.-Б. м., на го­ре Мау­ра, – де­рев. ча­сов­ня Пре­по­доб­ных Ки­рил­ла и Фе­ра­пон­та Бе­ло­зер­ских (2000) и по­клон­ный крест на мес­те, ко­то­рое Бо­го­ро­ди­ца ука­за­ла для по­се­ле­ния в ви­де­нии прп. Ки­рил­ла.

Лит.: Ше­вы­рев С. П. По­езд­ка в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь. М., 1850. Ч. 1–2; Вар­ла­ам (Де­ни­сов), ар­хим. Опи­са­ние ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­ги­че­ское древ­но­стей и ред­ких ве­щей, на­хо­дя­щих­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре. М., 1859; Ге­рон­тий (Кур­га­нов­ский), ие­ром. Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ское опи­са­ние Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го (Ус­пен­ско­го) муж­ско­го 1-класс­но­го мо­на­сты­ря Нов­го­род­ской епар­хии. М., 1897; Ни­коль­ский Н. К. Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь и его уст­рой­ст­во до 2-й чет­вер­ти ХVII в. (1397–1625). СПб., 1897–1910. Т. 1. Вып. 1–2. СПб., 2006. Т. 2; Ан­ти­пин Г. Г. Кре­пость Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Ки­рил­лов, 1934; Ко­па­нев А. И. Ис­то­рия зем­ле­вла­де­ния Бе­ло­зер­ско­го края XV– XVI вв. М.; Л., 1951; Ак­ты со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ис­то­рии Се­ве­ро-Вос­точ­ной Ру­си кон­ца XIV – нач. XVI в. М., 1958. Т. 2. С. 15–299; Подъ­яполь­ский С. С. Пу­те­во­ди­тель по ар­хи­тек­тур­ным па­мят­ни­кам Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го и Фе­ра­пон­то­ва мо­на­сты­рей. 3-е изд. Во­ло­гда, 1968; Фе­до­ров Б. Н. Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь. Л., 1969; Бо­ча­ров Г. Н., Вы­го­лов В. П. Во­ло­гда. Ки­рил­лов. Фе­ра­пон­то­во. Бе­ло­зерск. 3-е изд. М., 1979; Ко­чет­ков И. А., Ле­ле­ко­ва О. В., Подъ­я­поль­ский С. С. Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь. Л., 1979; Вы­го­лов В. П., Уд­ра­ло­ва Н. В. В край бе­лых но­чей. М., 1986; Пре­по­доб­ные Ки­рилл, Фе­ра­понт и Мар­ти­ни­ан Бе­ло­зер­ские. 2-е изд. СПб., 1994; Ки­рил­лов: Ис­то­ри­ко-крае­вед­че­ский аль­ма­нах. Во­ло­гда, 1994–2005–. Вып. 1–6–; Ива­но­ва Г. О. Ис­то­рия Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря. 3-е изд. М., 2003; Се­ре­бря­ко­ва М. С. Жи­тия пре­по­доб­ных Ки­рил­ла и Фе­ра­пон­та как ис­то­ри­чес­кий ис­точ­ник све­де­ний об ос­но­ва­нии бе­ло­зер­ских мо­на­сты­рей // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. СПб., 2006. Т. 57.

Вернуться к началу