КИРИ́ЛЛО-БЕЛОЗЕ́РСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРИ́ЛЛО-БЕЛОЗЕ́РСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь), в Белозерье, на берегу Сиверского оз. (при впадении в него р. Свияга).
Основан в 1397 (по данным М. С. Серебряковой, в 1407) выходцем из Симонова монастыря прп. Кириллом Белозерским, который ввёл в обители общежительный устав и стал её первым игуменом (до 1427). Ко времени его игуменства относятся первые земельные и иные пожалования монастырю, установление тесных отношений с князьями моск. дома. В решающий период Московской усобицы 1425–53, в 1447, К.-Б. м. поддержал Василия II Васильевича: игумен Трифон «снял» с него крестное целование (клятву), по которому тот обещал кн. Дмитрию Юрьевичу Шемяке не возобновлять борьбу за Москву. Вернув себе вел. княжение, Василий II предоставил К.-Б. м. право беспошлинной торговли на территории Моск. вел. княжества.
В кон. 15 в. возникло острое разногласие между Ростовским архиепископом и удельными белозерскими князьями (см. Белозерское княжество) о судебных полномочиях над К.-Б. м. Вел. кн. Иван III Васильевич решил дело в пользу Ростовской архиепископии. Выходцы из К.-Б. м. (преподобные Савватий Соловецкий, Мартиниан Белозерский, Александр Ошевенский, Нил Сорский, Корнилий Комельский) в 15 – 1-й пол. 16 вв. основали ряд общежительных монастырей, пустыней и скитов. К нач. 16 в. в К.-Б. м. было ок. 200 монахов. В это время монастырь стал оплотом движения нестяжателей. В 1482–1514 новые земельные владения обителью не приобретались. Тем не менее к сер. 16 в. хозяйство К.-Б. м. было одним из самых крупных в России – помимо земельных владений в 16 уездах, обитель имела соляные промыслы и рыбные ловли, собств. речные суда, вела обширную торговлю, содержала подворья в ряде городов, в т. ч. в Москве.
К.-Б. м. был крупным центром книжности, начало его библиотеке положено Кириллом Белозерским. Здесь работали прп. Нил Сорский, Пахомий Логофет, Вассиан (Патрикеев), книгописцы Евфросин (2-я пол. 15 в.), Гурий (Григорий Тушин) (последняя треть 15 в. – 1526) и др. В кон. 15 в. в каталоге монастырской библиотеки значилось 212 рукописей, в 1621 – ок. 1300 книг (осн. часть сохранившейся библиотеки находится в РНБ). Во 2-й пол. 15 – 16 вв. в обители велось летописание общерусского характера.
В 1-й пол. 16 в. К.-Б. м. становится традиц. местом великокняжеских, а затем царских посещений во время богомольных поездок по сев. монастырям. При Иване IV Васильевиче Грозном в К.-Б. м. ссылались опальные представители боярских родов – Шереметевы, Воротынские, Палецкие и др., а также духовенства – митр. Московский св. Иоасаф (Скрипицын), протопоп Сильвестр и др. В монастырь был прислан составленный по указу Ивана Грозного «Синодик опальных» для поминания людей, казнённых в годы опричнины. В 17 в. монастырь продолжал выполнять функции крепости и места заточения (в 1676–81 в нём содержался патриарх Никон).
В Смутное время не присягнувший самозванцам монастырь снаряжал конных и пеших ратников для борьбы с Лжедмитрием II, выдержал 3 осады польско-литов., казачьих и швед. отрядов в 1612, 1613 и 1614. Разорённое хозяйство обители было восстановлено только к 1630-м гг. В 1649 в монастыре была учреждена архимандрития.
По «Духовным штатам» 1764 в К.-Б. м., отнесённом к 1-му классу, имело право проживать до 33 монахов (в 1764 братия насчитывала 48 чел.); монастырь лишился земельных владений, что предопределило упадок его хозяйств. значения; ему было определено годовое гос. жалованье в размере 2300–2500 руб. В 1776 Подмонастырская слобода была преобразована в г. Кириллов. В 1778 при монастыре было создано духовное уч-ще. В 1770-е гг. возобновились пожалования монастырю небольших земельных участков в Кирилловском у., к нач. 20 в. его угодья занимали 2452,5 га.
К 1917 в К.-Б. м. проживали 7 монахов и 10 послушников. В кон. 1924 монастырь был закрыт, в его стенах создан Кирилловский краеведч. музей (с 1968 – Кирилло-Белозерский ист.-архит. и худож. музей-заповедник). В 1991 были возобновлены богослужения. В 1998 возрождена монашеская жизнь в Малом Ивановском мон. (часть территории К.-Б. м.).
К.-Б. м. – памятник церковного и фортификационного зодчества Древней Руси. Несмотря на разновременность построек, представляет собой целостный и законченный ансамбль. В комплекс монастыря входят «Старый город», «Новый город» и территория несохранившейся крепости («Острог») между ними. Монастырь окружён крепостными стенами (16–17 вв.) с башнями. Первые постройки были деревянными. Самая древняя часть – ориентированный на Сиверское оз. «Старый город», включающий ансамбли Большого Успенского и Малого (Горнего) Ивановского монастырей. Гл. храм Большого Успенского мон. – близкий раннемосковскому зодчеству 4-столпный одноглавый Успенский собор [1497–98, зодчий Прохор Ростовский; с зап. и сев. стороны – одноэтажная паперть (1595–96); притвор (1791); 5-ярусный иконостас (кон. 15–19 вв.; ныне иконы находятся в К.-Б. м., ГТГ, ГРМ, Центр. музее др.-рус. иск-ва и культуры в Москве); фрески – 1641, Л. Агеев; росписи паперти – 1650, костромские и ярославские мастера] с примыкающими к нему с севера небольшими одноглавыми бесстолпными ц. Св. кн. Владимира (над усыпальницей князей Воротынских; 1554, луковичная глава – 1631), ц. Св. Епифания Кипрского (над могилой кн. Ф. Телятевского; 1645; иконостас 17 в.) и с юга – придельной церковью над гробницей прп. Кирилла Белозерского (1785 или 1792–94). Собор окружают: ц. Архангела Гавриила (1531–34, перестраивалась в 17–19 вв.) с колокольней (1757–61, каменщик Ф. Жуков), к которой примыкает одностолпная трапезная палата с ц. Введения (1519; ныне – Музей др.-рус. иск-ва с собранием икон 15–18 вв., др.-рус. шитья 15–17 вв., скульптуры, книг); шатровая ц. Св. Евфимия Великого (1653) с Большими больничными палатами (1643–46), 3-главая 2-столпная ц. Преображения (1595; иконостас кон. 16 в.) над Водяными воротами (16 в.); «Святые ворота» (1523; в пролёте ворот – фрески 1585) с расположенной над ними ц. Св. Иоанна Лествичника (1569–72; иконостас 16–18 вв.; иконы из местного ряда ныне в ГРМ), также др. жилые и хозяйств. постройки 16–18 вв. (в т. ч. корпуса келий 17 – нач. 18 вв., домик келаря сер. 17 в.).
На территории Малого Ивановского мон.: одноглавая ц. Св. Иоанна Предтечи (1531–34, иконостас 18 в.), трапезная ц. Св. Сергия Радонежского (1560; обе первоначально были 2-главые) с приделом Св. Дионисия Глушицкого – основателя иконописной традиции К.-Б. м., Малая больничная палата (1730-е гг.), каменные часовни-сени (предположительно кон. 18 в.) над дерев. часовней, срубленной прп. Кириллом Белозерским (вероятно, построена заново в 17–18 вв.), и над воссозданной его первой дерев. кельей.
В 1653–82 по указу царя Алексея Михайловича построены мощные белокаменные стены «Нового города» с монументальными многогранными сильно выступающими башнями (Вологодская, Белозерская, Ферапонтовская, Кузнечная; зодчие К. Серков, С. Шам), украшенными узорами из кирпича: поребриком, бегунком и нитками. После строительства «Нового города» общая площадь монастыря составила 12 га, он стал значит. крепостью, гл. форпостом Рус. Севера, однако уже в кон. 17 – нач. 18 вв. утратил оборонное значение. На территории «Нового города» – памятники дерев. архитектуры из окрестностей (ц. Ризоположения из с. Бородавы, 1485; мельница из дер. Щёлково, 19 в.). Близ К.-Б. м., на горе Маура, – дерев. часовня Преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских (2000) и поклонный крест на месте, которое Богородица указала для поселения в видении прп. Кирилла.