Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИ́ЛЛ БЕЛОЗЕ́РСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 18

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. П.
«Кирилл Белозерский». Икона. Мастерская Дионисия. Нач. 16 в. Русский музей (С.-Петербург).

КИРИ́ЛЛ БЕЛОЗЕ́РСКИЙ (в ми­ру Коз­ма) (ок. 1337, Мо­ск­ва – 9.6.1427, Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мон.), ос­но­ва­тель и игу­мен Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря, книж­ник, ду­хов­ный пи­са­тель, свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви. Вос­пи­ты­вал­ся в до­ме сво­его опе­ку­на и род­ст­вен­ни­ка, спод­виж­ни­ка вел. кн. вла­ди­мир­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча Дон­ско­го – околь­ни­че­го Т. В. Вель­я­ми­но­ва, в зре­лые го­ды слу­жил у не­го ка­зна­че­ем. В 1370-х – нач. 1380-х гг. при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и стал ино­ком Но­во­го Си­мо­но­ва Ус­пен­ско­го мон. (см. Си­мо­нов мо­на­стырь). Вёл стро­гую ас­ке­тич. жизнь. В мо­на­сты­ре со­стоя­лось его зна­ком­ст­во с прп. Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским. В 1388–90 Ки­рилл стал игу­ме­ном оби­те­ли, од­на­ко стрем­ле­ние к мо­лит­вен­но­му уе­ди­не­нию сна­ча­ла под­виг­ло его пе­рей­ти в Ста­рый Си­мо­нов мон., а в 1397 – уда­лить­ся в За­вол­жье вме­сте с мо­на­хом Фе­ра­пон­том (см. Фе­ра­понт Бе­ло­зер­ский). Ино­ки по­се­ли­лись в Бе­ло­зе­рье на бе­ре­гу Си­вер­ско­го оз., од­на­ко че­рез не­ко­то­рое вре­мя Фе­ра­понт по­ки­нул К. Б., став ос­но­ва­те­лем Фе­ра­пон­то­ва мо­на­сты­ря. В Бе­ло­зе­рье к К. Б. ста­ли при­хо­дить мо­на­хи, бы­ли по­строе­ны ке­льи и храм во имя Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы, чем по­ло­же­но на­ча­ло Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­му мон. В оби­те­ли был вве­дён об­ще­жи­тель­ный ус­тав, за­пре­щав­ший лич­ную соб­ст­вен­ность мо­на­хов. При К. Б. мо­на­стырь при­ни­мал вкла­ды от раз­лич­ных лиц, в т. ч. кня­зей, от име­ни игу­ме­на со­став­ля­лись куп­чие гра­мо­ты на при­об­ре­тае­мые уча­ст­ки зем­ли. В мо­на­сты­ре пе­ре­пи­сы­ва­лись кни­ги, в т. ч. са­мим К. Б. Со­хра­ни­лось 12 книг из его лич­ной биб­лио­те­ки (в РНБ, ГРМ, ГИМ, Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зее-за­по­вед­ни­ке), сре­ди ко­то­рых – 4 сбор­ни­ка со стать­я­ми по ес­те­ст­во­зна­нию и ме­ди­ци­не, пе­ре­ве­дён­ны­ми с греч. язы­ка.

К. Б. – ав­тор 3 по­сла­ний рус. князь­ям, сы­новь­ям Дмит­рия Дон­ско­го, – вел. кн. мо­с­ков­ско­му Ва­си­лию I Дмит­рие­ви­чу, мо­жай­ско­му кн. Ан­д­рею Дмит­рие­ви­чу и зве­ни­го­род­ско­му кн. Юрию Дмит­рие­ви­чу. К. Б. на­по­ми­на­ет им о вы­со­кой от­вет­ст­вен­но­сти вла­сти, о не­об­хо­ди­мо­сти со­блю­дать нор­мы пра­во­су­дия, хра­нить мир ме­ж­ду пра­во­слав­ны­ми людь­ми, а так­же да­ёт нрав­ст­вен­ные на­став­ле­ния. Со­хра­ни­лась в под­лин­ни­ке ду­хов­ная гра­мо­та К. Б. (в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зее-за­по­вед­ни­ке), по ко­то­рой мо­на­стырь от­да­вал­ся под по­кро­ви­тель­ст­во кн. Ан­д­рея Дмит­рие­ви­ча. Со­глас­но пре­да­нию, в 1424 Дио­ни­сий Глу­шиц­кий на­пи­сал на дос­ке при­жиз­нен­ный порт­рет К. Б. (по­чи­та­ет­ся как ико­на; ГТГ).

К. Б. ка­но­ни­зи­ро­ван Рус. пра­во­слав­ной цер­ко­вью на Мо­с­ков­ском со­бо­ре 1447 как пре­по­доб­ный, день па­мя­ти – 9(22) ию­ня, а так­же в со­бо­рах Во­ло­год­ских, Ко­ст­ром­ских, Нов­го­род­ских, Ра­до­неж­ских свя­тых. Его жи­тие на­пи­са­но в 1462 агио­гра­фом Па­хо­ми­ем Сер­бом на ос­но­ве со­об­ще­ний уче­ни­ков К. Б., сви­де­те­лей его жиз­ни («са­мо­вид­цев»). Мо­щи К. Б. на­хо­дят­ся под спу­дом в Ус­пен­ском со­бо­ре Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон. В мо­на­сты­ре в ка­че­ст­ве ре­ли­к­вий хра­ни­лись пред­ме­ты оде­ж­ды и по­су­да, при­над­ле­жав­шие под­виж­ни­ку (ны­не в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зее-за­по­вед­ни­ке).

Соч.: Ак­ты со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ис­то­рии Се­ве­ро-Вос­точ­ной Ру­си кон­ца XIV – на­ча­ла XVI в. М., 1958. Т. 2. С. 271–278; Биб­лио­тека ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. СПб., 1999. Т. 6: XIV – сер. XV в. С. 424–439.

Лит.: Ни­коль­ский Н. К. Об­щин­ная и ке­лей­ная жизнь в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре в XV и XVI вв. и в на­ча­ле XVII-го // Хри­сти­ан­ское чте­ние. 1907. Ав­густ; Ак­ты со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ис­то­рии Се­ве­ро-Вос­точ­ной Ру­си кон­ца XIV – на­ча­ла XVI в. М., 1958. Т. 2. С. 16–30; Про­хо­ров Г. М. Ки­рилл Бе­ло­зер­ский // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1; Пре­по­доб­ные Ки­рилл, Фе­ра­понт и Мар­ти­ни­ан Бе­ло­зер­ские / Изд. под­гот. Г. М. Про­хо­ров, Е. Г. Во­до­лаз­кин, Е. Э. Шев­чен­ко. 2-е изд. СПб., 1994; Жи­тие Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го / Под ред. А. С. Гер­да. СПб., 2000; Фе­до­тов Г. П. Свя­тые Древ­ней Ру­си. СПб., 2003; Эн­цик­ло­пе­дия рус­ско­го игу­ме­на XIV–XV вв.: Сб. пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го / От­вет. ред. Г. М. Про­хо­ров. СПб., 2003.

Вернуться к началу