НИ́КОН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИ́КОН (в миру Никита Минов) [май 1605, с. Вельдеманово под Нижним Новгородом, ныне в Перевозском р-не Нижегородской обл. – 17 авг. (ст. ст.) 1681, близ Ярославля; похоронен в приделе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон.], рус. церковный и гос. деятель, патриарх Московский и всея России (1652–66), книжник, проповедник, духовный писатель, зодчий.
Из семьи морд. крестьян; рано потерял мать. В отрочестве обучился грамоте, получил навык чтения Священного Писания. В 1617 ушёл, вероятно, в один из монастырей, основанных прп. Макарием Желтоводским, но по настоянию родных вернулся домой. Ок. 1625 женился и вскоре был рукоположен в священники. Через год переехал с семьёй в Москву. После кончины трёх малолетних детей, определив супругу в моск. женский Алексеевский мон., отец Никита отправился на Соловецкий архипелаг и ок. 1636 принял постриг в Анзерском Троицком скиту с именем Никон. Подвизался под началом скитоначальника прп. Елеазара; занимался иконописанием, участвовал в начале строительства каменной скитской церкви. Ок. 1639 из-за конфликта с Елеазаром Н. покинул Анзер; по пути на материк в бурю лодку с Н. выбросило на о. Кий, где Н. установил дерев. крест и дал обет создать на месте своего спасения монастырь. Продолжив путешествие вдоль р. Онега, пришёл в Кожеозерскую пустынь и был принят в братию. Весной 1640 получил благословение удалиться на пустынный остров на оз. Коже (Кожозеро), где построил келью и стал жить по чину Анзерского скита. В 1643 избран игуменом Кожеозерской обители; завершил её восстановление, длившееся 10 лет после пожара. Приехав по делам в Москву, Н. был принят царём Алексеем Михайловичем, в 1646 поставлен архимандритом моск. Новоспасского монастыря. Руководил сооружением Спасо-Преображенского собора, второго по величине в столице. Ходатайствуя за бедных вдов и сирот, Н. сблизился с царём, его духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым и др. ревнителями благочестия. Как участник Земского собора 1648–49 Н. подписал Соборное уложение 1649, против которого и за ликвидацию Монастырского приказа впоследствии активно выступал.
Рукоположен в епископы 11 марта (ст. ст.) 1649, назначен на Новгородскую кафедру и возведён в сан митрополита. В епархии осуществил ряд мер, направленных на упорядочение богослужения, которые частично были санкционированы церковными соборами 1649 и 1651: ввёл строгую чинность в богослужении, «единогласное» чтение и пение (запрет на одновременное совершение неск. чинопоследований), греч. и киевские распевы, устную проповедь. В детинце возвёл каменную Крестовую палату, возобновил литьё колоколов; в Хутынском монастыре устроил типографию; по грамоте царя ведал в епархии церковным судом; закрыл кабаки в воскресные и праздничные дни. Во время Новгородского восстания 1650 Н. был избит бунтовщиками, однако своими увещеваниями удержал их от кровопролития, способствовал мирному разрешению конфликта, упросив царя помиловать раскаявшихся участников. В 1652 Н. перенёс из Соловецкого мон. в Москву мощи митр. Московского Филиппа (Колычева).
Возведён в патриархи 25 июля (ст. ст.) 1652. Н. стремился построить с царём, именовавшим его «собиным другом», отношения, основанные на визант. принципе симфонии духовной и светской власти (см. Симфония властей). С весны 1653 при поддержке царя Н. проводил богослужебные реформы, заключавшиеся в унификации рус. и греч. церковных обрядов: были отредактированы тексты Священного Писания и богослужебных книг; в крестном знамении двоеперстие заменено троеперстием; установлено направление движения при крестных ходах «противу солонь» (против солнца); изменены число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах; во время богослужения возглас «аллилуйя» стал звучать трижды (вместо «сугубой аллилуйи») и др. В основу исправления книг и обрядов были положены, кроме древних рукописей, греч. книги венецианского издания, принятые к этому времени в т. ч. в юж.-слав. странах, что укрепило церковно-политич. связи России с ними и способствовало единению со вселенским православием. Справщики широко использовали богослужебные книги, изданные на укр.-белорус. землях. У значит. части рус. духовенства реформы вызвали недовольство, приведшее в дальнейшем к церковному расколу (см. Старообрядчество).
По просьбе царя Н. участвовал в решении разл. вопросов гос. жизни. Во время воен. кампаний 1654, 1655 в ходе рус.-польск. войны 1654–67, а также во время рус.-швед. войны 1656–58 являлся главой правительства. Запретил иностранцам, не принявшим православие, носить рус. одежду, строить храмы своих конфессий. В моровое поветрие 1654 принял меры к сохранению царской семьи. После присоединения к России ряда территорий в результате войны с Речью Посполитой к патриаршему титулу Н. по указу царя были добавлены «великий государь» и «всея Великия и Малыя и Белыя России». Н. отстаивал самостоятельность и независимость Церкви от светской власти; ссылаясь на высказывания свт. Иоанна Златоуста («Шесть слов о священстве»), Н. утверждал, что священство выше царства, поскольку священник получает власть путём преемства благодати через апостолов от Самого Христа, а царю Бог дарует власть через архиерейское благословение. Это привело к конфликту с царём; 10 июля (ст. ст.) 1658 Н. оставил кафедру и, не отказавшись от патриаршего сана, удалился в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Церковный собор 1660, созванный по инициативе царя и состоявший из рус. иерархов, предложил лишить Н. сана, но это не осуществилось ввиду разномыслия среди участников собора. На Большом Московском соборе 1666–67 с участием патриархов Антиохийского Макария и Александрийского Паисия Н. был низложен, лишён священства и сослан как простой монах в Ферапонтов монастырь. В ссылке выращивал лекарственные травы, лечил больных; занимался строительством келий. Летом 1676 переведён в Кирилло-Белозерский монастырь с ужесточением условий содержания; принял схиму без перемены имени. В июне 1681 Н. был помилован царём Фёдором Алексеевичем; скончался по дороге из ссылки; погребён по архиерейскому чину; в 1682 разрешительными грамотами вселенских патриархов восстановлен в патриаршем сане. Вскоре после кончины Н. началось его почитание в местах его служения и в устроенных им обителях.
Н. основал Иверский монастырь на Валдае (1653), Крестный Кийостровский монастырь (1656), Воскресенский мужской (1656) и Вифанский женский (ок. 1658) монастыри в Новом Иерусалиме, Ново-Духов мон. в Боровичах (1-я пол. 1660-х гг.). Обители были общежительными, с многонациональным составом насельников и строгим уставом; создавались как очаги монашеской учёности и церковного иск-ва.
По заказу Н. на Афоне для России были выполнены 2 списка Иверской иконы Божией Матери, а также список образа Божией Матери «Троеручица» (1661). Н. построил в Московском Кремле новые Патриаршие палаты (1652–56); продолжил комплектование Патриаршей б-ки (см. Синодальная библиотека); собрал коллекцию гравюр (270 «листов фряжских») и часов разного типа; возглавил моск. Печатный двор (1653), где были изданы новые богослужебные книги и сборники, утверждавшие реформы, – «Кормчая» (1653), «Скрижаль» (1655–1656); открыл типографию в Иверском мон. (первое издание – 1658–59); сформировал крупнейшую б-ку в Новом Иерусалиме. По благословению Н. в Москве были открыты: духовное училище при Андреевском монастыре (1652), в котором преподавали киевские учёные старцы; греко-лат. школа иеромонаха Арсения Грека (1653); школа церковного пения иеродиакона Мелетия Грека (1657); школы при Иверском и Воскресенском монастырях. Учреждена Вятская и Великопермская епархия (1657).
Н. принадлежит обширное лит.-публицистич. наследие: многочисленный и разнообразный эпистолярий; документы, связанные с тяжбами и подготовкой церковного суда над ним; окружные послания, два из которых – о моровом поветрии и основании Крестного мон. – изданы на моск. Печатном дворе (1656); поучение священному чину и причетникам (1654); духовно-назидательные сочинения: «Наставление царю» (1662), завещание-устав для братии Воскресенского мон. (1-я пол. 1660-х гг.); «Слово богополезное» о создании Иверского мон., включённое в сб. «Рай мысленный» (1658); при участии Н. составлены предисловия к книгам «Служебник» (1655), «Скрижаль» (1655–56), в составе последней – вопрошение к вост. патриархам о крестном знамении. В его самом крупном и сложном по структуре и содержанию полемич. соч. «Возражение» (на вопросы боярина С. Л. Стрешнева и ответы митр. Газского Паисия Лигарида) изложены церковно-богословские взгляды Н., в т. ч. на соотношение духовной и светской властей. Письменное наследие Н. опирается на традиции ср.-век. культуры и отражает тенденции зарождающейся культуры Нового времени, связанные с возрастанием личностного начала.
Строит. деятельность Н. продолжила традиции монументального зодчества Руси; она отличается символизмом, иконографич. и технологич. новшествами. Н. был заказчиком и зодчим в одном лице; для его гражд. сооружений характерны иерархичность, функциональность; церковное строительство развивает архитектурно-богословские идеи храма-града, горнего Иерусалима, воспроизводит святыни и сооружения Афона и Святой земли, знаменуя духовное единство православного мира и воплощая образы Царства Небесного.