Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИ́КОН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 24-25

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. К. Севастьянова, Г. М. Зеленская

НИ́КОН (в ми­ру Ни­ки­та Ми­нов) [май 1605, с. Вель­де­ма­но­во под Ниж­ним Нов­го­ро­дом, ны­не в Пе­ре­воз­ском р-не Ни­же­го­род­ской обл. – 17 авг. (ст. ст.) 1681, близ Яро­слав­ля; по­хо­ро­нен в при­де­ле Усек­но­ве­ния гла­вы св. Ио­ан­на Пред­те­чи Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра Но­во-Ие­ру­са­лим­ско­го мон.], рус. цер­ков­ный и гос. дея­тель, пат­ри­арх Московский и всея России (1652–66), книж­ник, про­по­вед­ник, ду­хов­ный пи­са­тель, зод­чий.

«Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря». Парсуна. Нач. 1660-х гг. Мастера патриарших монастырей. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Из се­мьи морд. кре­сть­ян; ра­но по­те­рял мать. В от­ро­че­ст­ве обу­чил­ся гра­мо­те, по­лу­чил на­вык чте­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния. В 1617 ушёл, ве­ро­ят­но, в один из мо­на­сты­рей, ос­но­ван­ных прп. Ма­ка­ри­ем Жел­то­вод­ским, но по на­стоя­нию род­ных вер­нул­ся до­мой. Ок. 1625 же­нил­ся и вско­ре был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки. Че­рез год пе­ре­ехал с семь­ёй в Мо­ск­ву. По­сле кон­чи­ны трёх ма­ло­лет­них де­тей, оп­ре­де­лив суп­ру­гу в моск. жен­ский Алек­се­ев­ский мон., отец Ни­ки­та от­пра­вил­ся на Со­ло­вец­кий ар­хи­пе­лаг и ок. 1636 при­нял по­стриг в Ан­зер­ском Тро­иц­ком ски­ту с име­нем Ни­кон. Под­ви­зал­ся под на­ча­лом ски­то­на­чаль­ни­ка прп. Елеа­за­ра; за­ни­мал­ся ико­но­пи­са­ни­ем, уча­ст­во­вал в на­ча­ле строи­тель­ст­ва ка­мен­ной скит­ской церк­ви. Ок. 1639 из-за кон­флик­та с Елеа­за­ром Н. по­ки­нул Ан­зер; по пу­ти на ма­те­рик в бу­рю лод­ку с Н. вы­бро­си­ло на о. Кий, где Н. ус­та­но­вил де­рев. крест и дал обет соз­дать на мес­те сво­его спа­се­ния мо­на­стырь. Про­дол­жив пу­те­ше­ст­вие вдоль р. Оне­га, при­шёл в Ко­же­о­зер­скую пус­тынь и был при­нят в бра­тию. Вес­ной 1640 по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние уда­лить­ся на пус­тын­ный ост­ров на оз. Ко­же (Ко­жо­зе­ро), где по­стро­ил ке­лью и стал жить по чи­ну Ан­зер­ско­го ски­та. В 1643 из­бран игу­ме­ном Ко­же­о­зер­ской оби­те­ли; за­вер­шил её вос­ста­нов­ле­ние, длив­шее­ся 10 лет по­сле по­жа­ра. Прие­хав по де­лам в Мо­ск­ву, Н. был при­нят ца­рём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем, в 1646 по­став­лен ар­хи­ман­д­ри­том моск. Но­во­спас­ско­го мо­на­сты­ря. Ру­ко­во­дил со­ору­же­ни­ем Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, вто­ро­го по ве­ли­чи­не в сто­ли­це. Хо­да­тай­ст­вуя за бед­ных вдов и си­рот, Н. сбли­зил­ся с ца­рём, его ду­хов­ни­ком про­то­по­пом Сте­фа­ном Во­ни­фать­е­вым и др. рев­ни­те­ля­ми бла­го­чес­тия. Как уча­ст­ник Зем­ско­го со­бо­ра 1648–49 Н. под­пи­сал Со­бор­ное уло­же­ние 1649, про­тив ко­то­ро­го и за ли­к­ви­да­цию Мо­на­стыр­ско­го при­ка­за впо­след­ст­вии ак­тив­но вы­сту­пал.

Ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы 11 мар­та (ст. ст.) 1649, на­зна­чен на Нов­го­род­скую ка­фед­ру и воз­ве­дён в сан ми­тро­по­ли­та. В епар­хии осу­ще­ст­вил ряд мер, на­прав­лен­ных на упо­ря­до­че­ние бо­го­слу­же­ния, ко­то­рые час­тич­но бы­ли санк­цио­ни­ро­ва­ны цер­ков­ны­ми со­бо­ра­ми 1649 и 1651: ввёл стро­гую чин­ность в бо­го­слу­же­нии, «еди­но­глас­ное» чте­ние и пе­ние (запрет на одновременное совершение неск. чино­последований), греч. и ки­ев­ские рас­пе­вы, уст­ную про­по­ведь. В де­тин­це воз­вёл ка­мен­ную Кре­сто­вую па­ла­ту, во­зоб­но­вил ли­тьё ко­ло­ко­лов; в Ху­тын­ском мо­на­сты­ре уст­ро­ил ти­по­гра­фию; по гра­мо­те ца­ря ве­дал в епар­хии цер­ков­ным су­дом; за­крыл ка­ба­ки в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни. Во вре­мя Нов­го­род­ско­го вос­ста­ния 1650 Н. был из­бит бун­тов­щи­ка­ми, од­на­ко свои­ми уве­ще­ва­ния­ми удер­жал их от кро­во­про­ли­тия, спо­соб­ст­во­вал мир­но­му раз­ре­ше­нию кон­флик­та, уп­ро­сив ца­ря по­ми­ло­вать рас­ка­яв­ших­ся уча­ст­ни­ков. В 1652 Н. пе­ре­нёс из Со­ло­вец­ко­го мон. в Мо­ск­ву мо­щи митр. Мо­с­ков­ско­го Фи­лип­па (Ко­лы­че­ва).

Воз­ве­дён в пат­ри­ар­хи 25 ию­ля (ст. ст.) 1652. Н. стре­мил­ся по­стро­ить с ца­рём, име­но­вав­шим его «со­би­ным дру­гом», от­но­ше­ния, ос­но­ван­ные на ви­зант. прин­ци­пе сим­фо­нии ду­хов­ной и свет­ской вла­сти (см. Сим­фо­ния вла­стей). С вес­ны 1653 при под­держ­ке ца­ря Н. про­водил бо­го­слу­жеб­ные ре­фор­мы, за­клю­чав­шие­ся в уни­фи­ка­ции рус. и греч. цер­ков­ных об­ря­дов: бы­ли от­ре­дак­ти­ро­ва­ны тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния и бо­го­слу­жеб­ных книг; в кре­ст­ном зна­ме­нии двое­пер­стие за­ме­не­но трое­пер­сти­ем; ус­та­нов­ле­но на­прав­ле­ние дви­же­ния при кре­ст­ных хо­дах «про­ти­ву со­лонь» (про­тив солн­ца); из­ме­не­ны чис­ло про­сфор на про­ско­ми­дии и на­чер­та­ние пе­ча­ти на про­сфо­рах; во вре­мя бо­го­слу­же­ния воз­глас «ал­ли­луйя» стал зву­чать три­ж­ды (вме­сто «су­гу­бой ал­ли­луйи») и др. В ос­но­ву ис­прав­ле­ния книг и об­ря­дов бы­ли по­ло­же­ны, кро­ме древ­них ру­ко­пи­сей, греч. книги венецианского из­да­ния, при­ня­тые к это­му вре­ме­ни в т. ч. в юж.-слав. стра­нах, что ук­ре­пи­ло цер­ков­но-по­ли­тич. свя­зи Рос­сии с ни­ми и спо­соб­ст­во­ва­ло еди­не­нию со все­лен­ским пра­во­сла­ви­ем. Справ­щи­ки ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, из­дан­ные на укр.-бе­ло­рус. зем­лях. У зна­чит. час­ти рус. ду­хо­вен­ст­ва ре­фор­мы вы­зва­ли не­до­воль­ст­во, при­вед­шее в даль­ней­шем к цер­ков­но­му рас­ко­лу (см. Ста­ро­об­ряд­че­ст­во).

Гробница патриарха Никона в приделе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Фото 2012.

По прось­бе ца­ря Н. уча­ст­во­вал в ре­ше­нии разл. во­про­сов гос. жиз­ни. Во вре­мя воен. кам­па­ний 1654, 1655 в ходе рус.-поль­ск. вой­ны 1654–67, а так­же во вре­мя рус.-швед. вой­ны 1656–58 яв­лял­ся гла­вой пра­ви­тель­ст­ва. За­пре­тил ино­стран­цам, не при­няв­шим пра­во­сла­вие, но­сить рус. оде­ж­ду, стро­ить хра­мы сво­их кон­фес­сий. В мо­ро­вое по­вет­рие 1654 при­нял ме­ры к со­хра­не­нию цар­ской се­мьи. По­сле при­сое­ди­не­ния к Рос­сии ря­да тер­ри­то­рий в ре­зуль­та­те вой­ны с Ре­чью По­спо­ли­той к пат­ри­ар­ше­му ти­ту­лу Н. по ука­зу ца­ря бы­ли до­бав­ле­ны «ве­ли­кий го­су­дарь» и «всея Ве­ли­кия и Ма­лыя и Бе­лыя Рос­сии». Н. от­стаи­вал са­мо­стоя­тель­ность и не­за­ви­си­мость Церк­ви от свет­ской вла­сти; ссы­ла­ясь на вы­ска­зы­ва­ния свт. Ио­ан­на Зла­то­ус­та («Шесть слов о свя­щен­ст­ве»), Н. ут­вер­ждал, что свя­щен­ст­во вы­ше цар­ст­ва, по­сколь­ку свя­щен­ник по­лу­ча­ет власть пу­тём пре­ем­ст­ва бла­го­да­ти че­рез апо­сто­лов от Са­мо­го Хри­ста, а ца­рю Бог да­ру­ет власть че­рез ар­хие­рей­ское бла­го­сло­ве­ние. Это при­ве­ло к кон­флик­ту с ца­рём; 10 ию­ля (ст. ст.) 1658 Н. ос­та­вил ка­фед­ру и, не от­ка­зав­шись от пат­ри­ар­ше­го са­на, уда­лил­ся в Вос­кре­сен­ский Но­во-Ие­ру­са­лим­ский мо­на­стырь.

Цер­ков­ный со­бор 1660, со­зван­ный по ини­циа­ти­ве ца­ря и со­сто­яв­ший из рус. ие­рар­хов, пред­ло­жил ли­шить Н. са­на, но это не осу­ще­ст­ви­лось вви­ду раз­но­мыс­лия сре­ди участ­ни­ков со­бо­ра. На Боль­шом Мо­с­ков­ском со­бо­ре 1666–67 с уча­сти­ем пат­ри­ар­хов Ан­ти­охий­ско­го Ма­ка­рия и Алек­сан­д­рий­ско­го Паи­сия Н. был низ­ло­жен, ли­шён свя­щен­ст­ва и со­слан как про­стой мо­нах в Фе­ра­пон­тов мо­на­стырь. В ссыл­ке вы­ра­щи­вал ле­кар­ст­вен­ные тра­вы, ле­чил боль­ных; за­ни­мал­ся строи­тель­ст­вом ке­лий. Ле­том 1676 пе­ре­ве­дён в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь с уже­сто­че­ни­ем ус­ло­вий со­дер­жа­ния; при­нял схи­му без пе­ре­ме­ны име­ни. В ию­не 1681 Н. был по­ми­ло­ван ца­рём Фё­до­ром Алек­сее­ви­чем; скон­чал­ся по до­ро­ге из ссыл­ки; по­гре­бён по ар­хие­рей­ско­му чи­ну; в 1682 раз­ре­ши­тель­ны­ми гра­мо­та­ми все­лен­ских пат­ри­ар­хов вос­ста­нов­лен в пат­ри­ар­шем са­не. Вско­ре по­сле кон­чи­ны Н. на­ча­лось его по­чи­та­ние в мес­тах его слу­же­ния и в уст­ро­ен­ных им оби­те­лях.

Н. ос­но­вал Ивер­ский мо­на­стырь на Вал­дае (1653), Кре­ст­ный Кий­о­ст­ров­ский мо­на­стырь (1656), Вос­кре­сен­ский муж­ской (1656) и Ви­фан­ский жен­ский (ок. 1658) мо­на­сты­ри в Но­вом Ие­ру­сали­ме, Но­во-Ду­хов мон. в Бо­ро­ви­чах (1-я пол. 1660-х гг.). Оби­те­ли бы­ли об­ще­жи­тель­ны­ми, с мно­го­на­цио­наль­ным со­ста­вом на­сель­ни­ков и стро­гим ус­та­вом; соз­да­ва­лись как оча­ги мо­на­ше­ской учё­но­сти и цер­ков­но­го иск-ва.

По за­ка­зу Н. на Афо­не для Рос­сии бы­ли вы­пол­не­ны 2 спи­ска Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, а так­же спи­сок об­раза Бо­жи­ей Ма­те­ри «Трое­ру­чи­ца» (1661). Н. по­стро­ил в Мо­с­ков­ском Крем­ле но­вые Пат­ри­ар­шие па­ла­ты (1652–56); про­дол­жил ком­плек­то­ва­ние Пат­ри­ар­шей б-ки (см. Си­но­даль­ная биб­лио­те­ка); со­брал кол­лек­цию гра­вюр (270 «лис­тов фряж­ских») и ча­сов раз­но­го ти­па; воз­гла­вил моск. Пе­чат­ный двор (1653), где бы­ли из­да­ны но­вые бо­го­слу­жеб­ные кни­ги и сбор­ни­ки, ут­вер­ждав­шие ре­фор­мы, – «Корм­чая» (1653), «Скри­жаль» (1655–1656); от­крыл ти­по­гра­фию в Ивер­ском мон. (пер­вое из­да­ние – 1658–59); сфор­ми­ро­вал круп­ней­шую б-ку в Но­вом Ие­ру­са­ли­ме. По бла­го­сло­ве­нию Н. в Мо­ск­ве бы­ли от­кры­ты: ду­хов­ное учи­ли­ще при Ан­д­ре­ев­ском мо­на­сты­ре (1652), в ко­то­ром пре­по­да­ва­ли ки­ев­ские учё­ные стар­цы; гре­ко-лат. шко­ла ие­ро­мо­на­ха Ар­се­ния Гре­ка (1653); шко­ла цер­ков­но­го пе­ния ие­ро­диа­ко­на Ме­ле­тия Гре­ка (1657); шко­лы при Ивер­ском и Вос­кре­сен­ском мо­на­сты­рях. Уч­ре­ж­де­на Вят­ская и Ве­ли­ко­перм­ская епар­хия (1657).

Н. при­над­ле­жит об­шир­ное лит.-пуб­ли­ци­стич. на­сле­дие: мно­го­чис­лен­ный и раз­но­об­раз­ный эпи­сто­ля­рий; до­ку­мен­ты, свя­зан­ные с тяж­ба­ми и под­го­тов­кой цер­ков­но­го су­да над ним; ок­руж­ные по­сла­ния, два из ко­то­рых – о мо­ро­вом по­вет­рии и ос­но­ва­нии Кре­ст­но­го мон. – из­даны на моск. Пе­чат­ном дво­ре (1656); по­уче­ние свя­щен­но­му чи­ну и при­чет­ни­кам (1654); ду­хов­но-на­зи­да­тель­ные со­чи­не­ния: «На­став­ле­ние ца­рю» (1662), за­ве­ща­ние-ус­тав для бра­тии Вос­кре­сен­ско­го мон. (1-я пол. 1660-х гг.); «Сло­во бо­го­по­лез­ное» о соз­да­нии Ивер­ско­го мон., вклю­чён­ное в сб. «Рай мыс­лен­ный» (1658); при уча­стии Н. со­став­ле­ны пре­ди­сло­вия к кни­гам «Слу­жеб­ник» (1655), «Скри­жаль» (1655–56), в со­ста­ве по­след­ней – во­про­ше­ние к вост. пат­ри­ар­хам о кре­ст­ном зна­ме­нии. В его са­мом круп­ном и слож­ном по струк­ту­ре и со­дер­жа­нию по­ле­мич. соч. «Воз­ра­же­ние» (на во­про­сы боя­ри­на С. Л. Стреш­не­ва и от­ве­ты митр. Газ­ско­го Паи­сия Ли­га­ри­да) из­ло­же­ны цер­ков­но-бо­го­слов­ские взгля­ды Н., в т. ч. на со­от­но­ше­ние ду­хов­ной и свет­ской вла­стей. Пись­мен­ное на­сле­дие Н. опи­ра­ет­ся на тра­ди­ции ср.-век. куль­ту­ры и от­ра­жа­ет тен­ден­ции за­ро­ж­даю­щей­ся куль­ту­ры Но­во­го вре­ме­ни, свя­зан­ные с воз­рас­та­ни­ем лич­но­ст­но­го на­ча­ла.

Стро­ит. дея­тель­ность Н. про­дол­жи­ла тра­ди­ции мо­ну­мен­таль­но­го зод­че­ст­ва Ру­си; она от­ли­ча­ет­ся сим­во­лиз­мом, ико­но­гра­фич. и тех­но­ло­гич. нов­ше­ст­ва­ми. Н. был за­каз­чи­ком и зод­чим в од­ном ли­це; для его гражд. со­ору­же­ний ха­рак­тер­ны ие­рар­хич­ность, функ­цио­наль­ность; цер­ков­ное строи­тель­ст­во раз­ви­ва­ет ар­хи­тек­тур­но-бо­го­слов­ские идеи хра­ма-гра­да, гор­не­го Ие­ру­са­ли­ма, вос­про­из­во­дит свя­ты­ни и со­ору­же­ния Афо­на и Свя­той зем­ли, зна­ме­нуя ду­хов­ное един­ст­во пра­во­слав­но­го ми­ра и во­пло­щая об­ра­зы Цар­ст­ва Не­бес­но­го.

Источн.: Шу­ше­рин И. К. Из­вес­тие о ро­ж­де­нии и вос­пи­та­нии и о жи­тии свя­тей­ше­го Ни­ко­на, пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Рос­сии. М., 1871. Де­ло о пат­ри­ар­хе Ни­ко­не. СПб., 1897.

Изд.: Palmer W. The Patriarch and the Tsar: History of the Condemnation of the Patriarch Nicon by a Plenary Council of the Orthodox Catholic Eastern Church, held at Moscow A. D. 1666–1667. Written by Paisius Ligarides of Scio. L., 1871–1876. Vol. 1–6; Patriarch Nicon on Church and State: Nicon’s «Refutation» / Ed., introd., not. V. A. Tumins, G. Vernadsky. B. а. о., 1982; Ни­кон, пат­ри­арх. Тру­ды / Авт.-сост. В. В. Шмидт. М., 2004; Се­ва­сть­я­но­ва С. К. Эпи­сто­ляр­ное на­сле­дие пат­ри­ар­ха Ни­ко­на: пе­ре­пис­ка с со­вре­мен­ни­ка­ми: ис­сле­до­ва­ние и тек­сты. М., 2007; Ру­мян­це­ва В. С. Пат­ри­арх Ни­кон и ду­хов­ная куль­ту­ра в Рос­сии XVII в.: Из ру­ко­пис­но­го на­сле­дия пат­ри­ар­ха Ни­ко­на: «Пра­ви­ла хри­сти­ан­ской жиз­ни («нуж­неи­шиа За­по­ве­ди»)»: Ис­сле­до­ва­ние и пуб­ли­ка­ция. М., 2010.

Лит.: Каптерев Н.  Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909–1912. Т. 1–2; Зы­зы­кин М. В. Пат­ри­арх Ни­кон: его го­су­дар­ст­вен­ные и ка­но­ни­че­ские идеи: В 3 ч. Вар­ша­ва, 1931–1939. М., 1995; Успенский Б. А. История русского ли­те­ра­тур­ного языка (XI–XVII вв.). М., 2002; Ло­ба­чев С. В. Пат­ри­арх Ни­кон. СПб., 2003; Се­ва­сть­я­но­ва С. К. Ма­те­риа­лы к «Ле­то­пи­си жиз­ни и ли­те­ра­тур­ной дея­тель­но­сти пат­ри­ар­ха Ни­ко­на». СПб., 2003; она же. Ли­те­ра­тур­но-пуб­ли­ци­сти­че­ское на­сле­дие пат­ри­ар­ха Ни­ко­на: прин­ци­пы ра­бо­ты ав­то­ра се­ре­ди­ны – вто­рой по­ло­ви­ны XVII в. [Б. м.], 2011; Во­робь­е­ва Н. В. Ис­то­ри­ко-ка­но­ни­че­ские и бо­го­слов­ские воз­зре­ния пат­ри­ар­ха Ни­ко­на. Омск, 2008; Шмидт В. В. Ни­ко­но­ве­де­ние: биб­лио­гра­фия, ис­то­рио­гра­фия и ис­то­рио­со­фия // Го­су­дар­ст­во, ре­ли­гия, Цер­ковь в Рос­сии и за ру­бе­жом. М., 2008. № 3/4; Зе­лен­ская Г. М. Пат­ри­арх Ни­кон – зод­чий Свя­той Ру­си. М., 2011.

Вернуться к началу