КРЕ́СТНОЕ ЗНА́МЕНИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕ́СТНОЕ ЗНА́МЕНИЕ, христианский литургич. жест, изображение верующими креста рукой или к.-л. священным предметом во время богослужения или личной молитвы.
Свидетельства о совершении К. з. встречаются в памятниках христианской лит-ры начиная с 2–3 вв. В древности благословение с помощью К. з. было частью чина катехизации (оглашения), на Западе оно называлось «первым знаменованием» или «знамением (печатью) креста». После такого благословения священнослужителем оглашаемый получал возможность совершать К. з. сам. Первоначально К. з. совершалось (иногда 3 раза подряд) одним пальцем правой руки на лбу, а также на груди, устах, глазах, руках, плечах. После осуждения монофизитства на IV Вселенском соборе (451) у православных получило распространение двуперстие – К. з., совершаемое с помощью соединённых вместе указательного и среднего пальцев, которые символизируют две природы Иисуса Христа – Божественную и человеческую. Со временем в двуперстной форме сложенные вместе большой, безымянный пальцы и мизинец стали восприниматься как символ Троицы. Благословляющая рука (Иисуса Христа, епископов, святых) с вытянутыми указательным и средним пальцами (положение остальных пальцев могло варьироваться) встречается в древней иконографии, как в восточной, так и в западной. В ранних литургич. памятниках форма К. з. при благословении не конкретизировалась. К. з., совершаемое сложенными вместе тремя пальцами – большим, указательным и средним – и прижатыми к ладони безымянным и мизинцем (троеперстие), символизировало Троицу (прижатые к ладони безымянный и мизинец первоначально не несли символич. нагрузки).
С течением времени формы К. з. стали унифицироваться в рамках местных церковных традиций. Неизменной осталась последовательность жестов: сначала – вертикальный (сверху вниз), затем – горизонтальный.
Русь в период принятия христианства заимствовала двуперстие из Византии. По-видимому, в 12–13 вв. в Византии общепринятой формой К. з. стало троеперстие. На Руси продолжали придерживаться прежнего обычая до 1650-х гг., когда в ходе реформ патриарха Никона двуперстное К. з. было заменено на троеперстное. Вопрос о форме К. з. стал одним из ключевых в полемике старообрядцев (см. Старообрядчество) с господствующей Церковью. Под влиянием этих споров соединение безымянного пальца и мизинца при троеперстии приверженцами нового обряда стало толковаться как символ Богочеловечества Иисуса Христа.
На православном Востоке осенение себя К. з. совершается поочерёдным прикосновением ко лбу, груди, правому и левому плечам (горизонтальное движение – справа налево; таким же образом крестятся и несториане).
Православные епископы и священники для благословения К. з. используют т. н. именословное перстосложение, появившееся, вероятно, не позднее 16 в. как производное от двуперстия и изображающее тетраграмму ICXC (Иисус Христос) – вытянутый указательный палец, полусогнутый средний, перекрещённые большой и безымянный, полусогнутый мизинец (причём епископ благословляет одновременно двумя руками, а пресвитер – только одной). Диаконы, монахи и миряне могут благословлять (вне богослужения), сложив руку так же, как для осенения самих себя. Во время богослужения диакон осеняет себя К. з. с помощью ораря (части богослужебного облачения), а также крестообразно совершает каждение. В определённые моменты службы священник совершает К. з. с помощью кадила, креста, Евангелия, евхаристич. чаши, а епископ крестообразно благословляет народ дикирием (двусвечником) и трикирием (трёхсвечником).
На Западе в средние века сосуществовали разные способы совершения К. з. (в т. ч. тремя пальцами и справа налево), но после Тридентского собора была установлена единая форма К. з.: слева направо (так же крестятся и в монофизитских церквах). В совр. католич. практике осенение себя К. з. может совершаться разными способами: большим пальцем (т. н. малое К. з. – чертится знак креста поочерёдно на лбу, устах и груди; это самая древняя форма), соединёнными большим и безымянным с вытянутыми вместе указательным и средним пальцами, соединёнными большим и указательным пальцами, открытой кистью руки с вытянутыми пальцами (рука касается поочерёдно лба, груди, левого плеча, правого плеча).