Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́ВЕРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 666

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова

И́ВЕРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ, хри­сти­ан­ская свя­ты­ня, один из ши­ро­ко по­чи­тае­мых на Ру­си об­ра­зов Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Иверская икона Богоматери «Портаитисса» («Вратарница»). Работа неизвестного критского мастера кон. 17 в. Исторический музей (Москва).

Чу­до­твор­ный об­раз И. и. Б. М. на­хо­дит­ся в осо­бом хра­ме Па­на­гии Пор­таи­тис­сы (2-я пол. 12 в.) Ивер­ско­го мон. на Афо­не; раз­мер 137 × 87 см. Ико­но­гра­фи­че­ски от­но­сит­ся к ти­пу Оди­гит­рии. Из ра­ны на ла­ни­те Бо­го­ма­те­ри, на­не­сён­ной ико­но­бор­ца­ми, ис­те­ка­ет кровь. По мо­на­стыр­ско­му пре­да­нию, воз­ник­ше­му не ра­нее 13 в., ико­на при­над­ле­жа­ла бла­го­чес­ти­вой вдо­ве, жив­шей близ Ни­кеи; во вре­мя ико­но­бор­че­ских го­не­ний она, уст­ра­шась уг­роз по­слан­ни­ков им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Фео­фи­ла (829–842), от­пус­ти­ла ико­ну в мо­ре, и та че­рез 2 сто­ле­тия яви­лась в ог­нен­ном стол­пе у Ивер­ско­го мон. Ста­рец мо­на­сты­ря Гав­ри­ил по­лу­чил от Бо­жи­ей Ма­те­ри по­ве­ле­ние прой­ти по во­дам и взять Её ико­ну. Встре­чен­ная на бе­ре­гу с мо­леб­ном, она са­ма вы­бра­ла ме­сто над вра­та­ми для за­щи­ты оби­те­ли (по­че­му и по­лу­чи­ла назв. «Пор­таи­тис­са» – «Вра­тар­ни­ца»). Чу­до­твор­ная ико­на на­хо­дит­ся под позд­ней за­пи­сью и сплош­ным ок­ла­дом, ос­тав­ляю­щим от­кры­ты­ми толь­ко ли­ки. По­это­му да­та на­пи­са­ния ико­ны ус­та­нав­ли­ва­ет­ся пред­по­ло­жи­тель­но (11–12 вв.). По­сле па­де­ния Ви­зан­тии (1453) воз­ник­ла ле­ген­да о при­над­леж­но­сти Ивер­ской ико­ны кис­ти св. еван­ге­ли­ста Лу­ки.

На Ру­си уже в 16 в. бы­ли из­вест­ны два др. ва­ри­ан­та ска­за­ния об Ивер­ском об­ра­зе. Со­глас­но пер­во­му, ико­на при­над­ле­жа­ла ку­печ. сы­ну из Тра­пе­зун­да, ко­то­рый, опа­са­ясь жад­ных род­ст­вен­ни­ков, пус­тил ико­ну в мо­ре, а по­том об­рёл её на Афо­не, при­няв по­стриг в Ивер­ском мон. По вто­ро­му ска­за­нию, из­ло­жен­но­му прп. Мак­си­мом Гре­ком, ико­на пе­ре­шла на Свя­тую го­ру из г. Фа­зис, пе­ред тем как тот по­то­нул «за люд­ское со­гре­ше­ние». При пат­ри­ар­хе Ни­ко­не в кн. «Рай мыс­лен­ный» (1658) был пред­став­лен пер­во­на­чаль­ный мо­на­стыр­ский ва­ри­ант.

В 1648 и 1655 в Мо­ск­ву бы­ли дос­тав­ле­ны два спи­ска Ивер­ской ико­ны. Пер­вый был пе­ре­дан сна­ча­ла в Кремль, а за­тем в Смо­лен­ский со­бор Но­во­де­вичь­е­го мон., вто­рой – в ос­но­ван­ный пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном Ивер­ский мон. на оз. Вал­дай. Спи­сок, ны­не на­хо­дя­щий­ся в Но­во­де­вичь­ем мон., ис­пол­нен афон­ским мо­на­хом Ямв­ли­хом (Ро­ма­но­вым) в тра­ди­ци­ях крит­ской шко­лы ико­но­пи­си. На по­лях, как и на ок­ла­де чу­до­твор­ной Пор­таи­тис­сы, изо­бра­же­ны 12 апо­сто­лов, над­пи­си ис­пол­не­ны на греч. яз. Та­кой же об­лик имел и спи­сок из Вал­дай­ско­го мон. (ут­ра­чен в 1927). Ве­ро­ят­но, в это же вре­мя для ца­рев­ны Со­фьи Алек­се­ев­ны был вы­пол­нен спи­сок с ши­ро­ки­ми по­ля­ми, по­кры­ты­ми изо­бра­же­ния­ми чу­дес от Ивер­ской ико­ны (сей­час на­хо­дит­ся в над­гроб­ном ико­но­ста­се ца­рев­ны в Но­во­де­вичь­ем мон.). Ис­клю­чи­тель­ным по­чи­та­ни­ем поль­зо­вал­ся ещё один спи­сок ико­ны, ис­пол­нен­ный в Мо­ск­ве и на­хо­див­ший­ся в ча­сов­не у Вос­кре­сен­ских во­рот Ки­тай-го­ро­да. Его судь­ба по­сле унич­то­же­ния ча­сов­ни (1929) не­из­вест­на. В 1995 Вос­кре­сен­ские во­ро­та и Ивер­ская ча­сов­ня бы­ли вос­ста­нов­ле­ны. Но­вый спи­сок с ико­ны был вы­пол­нен для ча­сов­ни ие­ро­мо­на­хом афон­ско­го Ксе­но­фон­то­ва мон. Лу­кой по за­ка­зу пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II. В Ивер­ском Вал­дай­ском мон. ны­не по­чи­та­ет­ся спи­сок сер. 19 в., ук­ра­шен­ный в 2004 се­реб­ря­ным по­зо­ло­чен­ным ок­ла­дом с 5000 дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней (Зла­то­ус­тов­ские пат­ри­ар­шие мас­тер­ские, А. и Н. Лох­та­чё­вы). Празд­но­ва­ние Ивер­ской ико­не «Портаитисcы» на Афо­не со­вер­ша­ет­ся во вто­рой день Свет­лой сед­ми­цы, моск. спи­скам ико­ны – 12(25) февр., при­не­се­нию Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Мо­ск­ву в 1648 – 13(26) ок­тяб­ря.

Лит.: Сер­гий [Спас­ский]. Ивер­ская свя­тая чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри на Афо­не и спи­ски ее в Рос­сии. М., 1879; Ска­за­ние об ико­не Бо­го­ма­те­ри Ивер­ской // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1989. Вып. 2 (вто­рая по­ло­ви­на XIV – XVI в.). Ч. 2; Ев­сее­ва Л. М., Шве­до­ва М. М. Афон­ские спи­ски Бо­го­ма­те­ри Пор­таи­тис­сы и про­бле­ма по­до­бия в ико­но­пи­си // Чу­до­твор­ная ико­на в Ви­зан­тии и Древ­ней Ру­си. М., 1996; Chryssochoidis K. The Portaitissa Icon at the Iveron monastery and the cult of the Virgin on Mount Athos // Images of the Mother of God: preceptions of the Theotokos in Byzantium / Ed by M. Vassiliki. Aldershot, 2005.

Вернуться к началу