И́ВЕРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́ВЕРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ, христианская святыня, один из широко почитаемых на Руси образов Божией Матери.
Чудотворный образ И. и. Б. М. находится в особом храме Панагии Портаитиссы (2-я пол. 12 в.) Иверского мон. на Афоне; размер 137 × 87 см. Иконографически относится к типу Одигитрии. Из раны на ланите Богоматери, нанесённой иконоборцами, истекает кровь. По монастырскому преданию, возникшему не ранее 13 в., икона принадлежала благочестивой вдове, жившей близ Никеи; во время иконоборческих гонений она, устрашась угроз посланников императора-иконоборца Феофила (829–842), отпустила икону в море, и та через 2 столетия явилась в огненном столпе у Иверского мон. Старец монастыря Гавриил получил от Божией Матери повеление пройти по водам и взять Её икону. Встреченная на берегу с молебном, она сама выбрала место над вратами для защиты обители (почему и получила назв. «Портаитисса» – «Вратарница»). Чудотворная икона находится под поздней записью и сплошным окладом, оставляющим открытыми только лики. Поэтому дата написания иконы устанавливается предположительно (11–12 вв.). После падения Византии (1453) возникла легенда о принадлежности Иверской иконы кисти св. евангелиста Луки.
На Руси уже в 16 в. были известны два др. варианта сказания об Иверском образе. Согласно первому, икона принадлежала купеч. сыну из Трапезунда, который, опасаясь жадных родственников, пустил икону в море, а потом обрёл её на Афоне, приняв постриг в Иверском мон. По второму сказанию, изложенному прп. Максимом Греком, икона перешла на Святую гору из г. Фазис, перед тем как тот потонул «за людское согрешение». При патриархе Никоне в кн. «Рай мысленный» (1658) был представлен первоначальный монастырский вариант.
В 1648 и 1655 в Москву были доставлены два списка Иверской иконы. Первый был передан сначала в Кремль, а затем в Смоленский собор Новодевичьего мон., второй – в основанный патриархом Никоном Иверский мон. на оз. Валдай. Список, ныне находящийся в Новодевичьем мон., исполнен афонским монахом Ямвлихом (Романовым) в традициях критской школы иконописи. На полях, как и на окладе чудотворной Портаитиссы, изображены 12 апостолов, надписи исполнены на греч. яз. Такой же облик имел и список из Валдайского мон. (утрачен в 1927). Вероятно, в это же время для царевны Софьи Алексеевны был выполнен список с широкими полями, покрытыми изображениями чудес от Иверской иконы (сейчас находится в надгробном иконостасе царевны в Новодевичьем мон.). Исключительным почитанием пользовался ещё один список иконы, исполненный в Москве и находившийся в часовне у Воскресенских ворот Китай-города. Его судьба после уничтожения часовни (1929) неизвестна. В 1995 Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены. Новый список с иконы был выполнен для часовни иеромонахом афонского Ксенофонтова мон. Лукой по заказу патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В Иверском Валдайском мон. ныне почитается список сер. 19 в., украшенный в 2004 серебряным позолоченным окладом с 5000 драгоценных и полудрагоценных камней (Златоустовские патриаршие мастерские, А. и Н. Лохтачёвы). Празднование Иверской иконе «Портаитисcы» на Афоне совершается во второй день Светлой седмицы, моск. спискам иконы – 12(25) февр., принесению Иверской иконы Божией Матери в Москву в 1648 – 13(26) октября.