ОДИГИ́ТРИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОДИГИ́ТРИЯ (греч. ‘Οδηγήτρια – Путеводительница), иконографич. тип Богородицы; чтимая православная икона Божией Матери.
Иконографич. тип О. представляет собой образ Богоматери, держащей на левой руке Младенца Христа и молитвенно указывающей на Него правой рукой; Младенец благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Самым распространённым является поясной вариант изображения, часто сопровождаемый эпитетом ἡ ὁδηγήτρια. К этому же типу относят изображения в рост, а также погрудные (напр., Казанская икона Божией Матери). По мнению Н. П. Кондакова, в основе иконографии О. лежит изображение Богоматери с Младенцем в рост, которое встречается в памятниках с 6 в. (мозаика ц. Богоматери Ангелоктисти на Кипре, 6 в.; миниатюра Евангелия Раввулы, 586). Иконы Богоматери О. широко распространены на Балканах, на Руси, на христианском Востоке и Западе. Многие из них прославились как чудотворные. Позы Богоматери и Младенца, смотрящих прямо перед собой или обращённых друг к другу (по классификации серб. исследовательницы М. Татич-Джурич, этот тип принято называть Перивлепта – «Преславная» или «Прекрасная»), могут слегка варьировать, встречается разл. положение свитка – перехваченного посередине или упирающегося в колено. Иногда эти особенности или детали, отражающие историю образа, становятся признаком разл. иконографич. изводов О. Напр., строго вертикальное положение фигур характерно для Смоленской иконы Божией Матери, склонённый лик Богоматери и особое положение правой ножки Младенца с выставленной подошвой стопы – для Тихвинской иконы Божией Матери, поза привстающего Младенца и положение правой руки Богоматери у Его груди – для Пименовской иконы, оплечный вариант того же типа – для Петровской иконы, широкие отвороты мафория с цветной подкладкой на груди у Богоматери – для Грузинской иконы, след от удара меча на щеке Богородицы – для Иверской иконы Божией Матери. Возможны также различия в жестах: на иконе Богоматери «Мати Молебница» (кон. 14 – нач. 15 вв., ГТГ) ручка Младенца вложена в правую руку Богоматери, на иконе Богоматери «Salus populi romani» из ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме (6 в.) и на списках этого чудотворного образа правая рука Богоматери перехватывает левую, поддерживая Младенца. К типу О. можно отнести и т. н. иконы обратного перевода, на которых Младенец изображён не справа, а слева, сидящим на правой руке Богоматери. Таковы иконы Богоматери с Младенцем из ц. Санта-Мария-Нуова в Риме (6 в.), настенные ростовые образы Богоматери Аракиотиссы в ц. Панагия ту-Аракос в дер. Лагудера (Кипр, 1192), в ц. Порта-Панагия вблизи г. Трикала (Греция, 13 в.), в мон. Хора (Кахрие-джами, Стамбул, ок. 1315–21), а также иконы Богородицы Троеручицы.
Чудотворная икона Богоматери О., написанная, по преданию, ап. Лукой ещё при жизни Богородицы и получившая Её благословение, почиталась как одна из величайших святынь Константинополя, палладиум столицы и всей Византийской империи. Предание, зафиксированное в «Церковной истории» Никифора Каллиста (14 в.), относит появление этой иконы в Константинополе к сер. 5 в., когда имп. Евдокия, супруга имп. Феодосия II, прислала с Востока (из Иерусалима или Антиохии) икону Богородицы письма ап. Луки в дар сестре Феодосия имп. Пульхерии. Своё наименование икона получила по названию константинопольского храма Одигон (Храм вождей; известного под таким названием с 9 в.), в котором она находилась. Название храма Одигон, возможно, было связано с поводырями (греч. ὁδηγός), приводившими слепцов к источнику, вода которого обладала чудесным свойством исцелять болезни глаз; близ него и был поставлен храм. Согласно т. н. Анониму Меркати (11 в.), строительство храма и его наименование объясняется чудом исцеления двух слепых, которых привела к источнику Сама Богородица. Церковная поэзия символически истолковывает эпитет Богородицы О. как Путеводительницы, наставляющей людей шествовать к спасению (канон Игнатия, 9 в.). С заступничеством Богородицы через икону О. связывалось неоднократное чудесное спасение Константинополя от врагов. Исключит. значение в церковной жизни столицы имело установленное, по преданию, в 5 в. еженедельное, по вторникам, шествие с иконой, во время которого совершалось т. н. вторничное чудо, зафиксированное в записках мн. паломников: выносимый из храма на площадь тяжёлый образ, который не могли удержать несколько человек, ставился на плечи одного, и тот с лёгкостью поднимал икону, а затем икона как будто сама носила человека по площади; так, сменяя друг друга, «служители» иконы целый день носили её по улицам города. Вторничная процессия с О. запечатлена, напр., на фреске 13 в. в нартексе ц. Богородицы Влахернитиссы в г. Арта (Греция), в иллюстрации Акафиста Богородице на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» (14 в.) из Успенского собора Московского Кремля, на шитой пелене (1498, ГИМ).
Судьба константинопольской О. после падения Византии в 1453 неизвестна. Скорее всего, она погибла. Утрата прославленной древней святыни породила разл. легендарные версии её чудесного спасения. Так, в одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери др.-рус. книжники 16 в. отождествили явившуюся в 1383 в новгородских пределах икону с константинопольской О., чудесно туда перенёсшейся.
На Руси особым почитанием пользовалась икона Смоленской Божией Матери, которая, по преданию, была привезена на Русь из Константинополя в 1046, а в нач. 12 в. установлена в Успенском соборе Смоленска. Икона не сохранилась, но облик Богородицы, запечатлённый в списках 15–16 вв., свидетельствует о том, что икона восходит к константинопольской О. Известно, что в 1382 архиеп. Суздальский Дионисий привёз из Константинополя 2 списка с константинопольской иконы О., которые были поставлены в храмах Суздаля и Нижнего Новгорода. Почитание в Москве иконы О. из кремлёвского Вознесенского мон. (ныне в ГТГ) также связано с константинопольской святыней, поскольку, как отмечалось в рус. летописях, эта икона греч. письма и выполнена в меру константинопольской. Её, пострадавшую в пожаре, в 1482 поновил иконописец Дионисий и надписал на ней ἡ ὁδηγήτρια , как было на визант. оригинале. Из описи Иосифо-Волоцкого монастыря, составленной в 1545, известно также, что в монастырском Успенском соборе в отд. киоте находилась богато украшенная икона Богоматери О. письма Андрея Рублёва. С 17 в. на Руси почитается привезённая с Афона в дар царю Алексею Михайловичу чудотворная рельефная икона Богоматери О. – Влахернская, выполненная из воскомастики (15 в., Музеи Московского Кремля), списки которой повторяют особенности техники оригинала.
Наиболее почитаемые иконы О. (напр., Ченстоховская икона Божией Матери), подобно константинопольской О., приписываются кисти ап. Луки. Изображения О. в сценах Акафиста, на иконе «Торжество православия» (14 в., Британский музей), на иконах «Евангелист Лука пишет икону Богоматери» (15 в., Реклингхаузен, ФРГ) свидетельствуют о высоком авторитете этого образа и его исключит. значении.