Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИ́ХВИНСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 177

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова
Тихвинская икона Божией Матери. 12–14 вв. Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

ТИ́ХВИНСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕ­РИ, по­чи­тае­мый пра­во­слав­ный об­раз Бо­го­ро­ди­цы. О чу­дес­ном яв­ле­нии ико­ны ле­то­пи­си со­об­ща­ют под 1383. Со­став­лен­ное в кон. 15 в. ска­за­ние об этом впо­след­ст­вии до­пол­ня­лось: к нач. 17 в. из­вест­но 8 ре­дак­ций. Ико­на яви­лась над р. Оять (по позд­ним тек­стам, над оз. Ла­дож­ским) и пе­ре­шла на р. Тих­вин­ку, где в 1560 по ука­зу Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го был ос­но­ван Тих­вин­ский Бо­го­ро­дич­ный Ус­пен­ский муж­ской мон.

Ико­на на­пи­са­на греч. мас­те­ром в 12–14 вв. Да­ти­ров­ку ос­лож­ня­ет пло­хая со­хран­ность жи­во­пи­си (по­нов­ле­ния 1636, сер. 18 в., 1910 и по­сле 1949). По­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря она хра­ни­лась в Тих­вин­ском крае­ведч. му­зее. В но­яб. 1941 нем­ца­ми от­прав­ле­на в Псков, в 1944 ока­за­лась в амер. зо­не ок­ку­па­ции Гер­ма­нии, позд­нее по­па­ла в Чи­ка­го. В 2004 воз­вра­ще­на в Тих­вин­ский мон.

Т. и. Б. М. от­но­сит­ся к ва­ри­ан­ту Оди­гит­рия-Еле­уса (Ми­лую­щая) ико­но­гра­фич. ти­па Оди­гит­рия. Её осо­бен­но­стя­ми яв­ля­ют­ся про­филь­ное по­ло­же­ние Мла­ден­ца, под­вёр­ну­тая ступ­ня его пра­вой нож­ки и дра­пи­ров­ка верх­ней оде­ж­ды с во­ро­том-шаль­кой. К ран­ним мно­го­числ. спи­скам, по­вто­ряю­щим ори­ги­нал, от­но­сят­ся ико­ны «Бо­го­ма­терь Тих­вин­ская со Св. Трои­цей, ан­ге­ла­ми и свя­тыми на по­лях» из Пе­тро­пав­лов­ско­го при­де­ла Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля [ок. 1526(?), Гос. ис­то­ри­ко-куль­тур­ный му­зей-за­по­вед­ник «Мо­с­ков­ский Кремль»] и «Бо­го­ма­терь Тих­вин­ская, с бо­го­ро­дич­ным Ака­фи­стом» из ц. Св. Ва­си­лия на Гор­ке в Пско­ве (1-я пол. 16 в., Псков­ский гос. объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник). По­доб­ные спи­ски ис­пол­ня­ли в Тих­вин­ском мон. (мо­нах Аа­рон, 1711, быв. собр. В. А. Бон­да­рен­ко), в ико­но­пис­ных сё­лах Мстёра и Па­лех. Из­вест­ны спи­ски с клей­ма­ми об ис­то­рии и чу­до­тво­ре­ни­ях об­раза в со­бо­рах Мо­с­ков­ско­го Крем­ля – Бла­го­ве­щен­ском [2-я пол. 16 в.(?); на од­ном из клейм, воз­мож­но, изо­бра­жён Иван Гроз­ный] и Ус­пен­ском (1667, ико­но­пис­цы Фё­дор Ели­зарь­ев и Гав­ри­ил Кон­д­рать­ев; спи­сок со 102 клей­ма­ми жи­тия Бо­го­ма­те­ри и ис­то­рии об­раза). В 1655 Ро­ди­он Сер­ги­ев, гла­ва ико­но­пис­ной мас­тер­ской Тих­вин­ско­го мон., на­пи­сал 6 че­ты­рёх­ча­ст­ных икон на сю­же­ты яв­ле­ний и чу­дес (сохр. од­на из них; ГРМ), а в 1658 цикл ми­ниа­тюр в ру­ко­пи­си ска­за­ния об ико­не. В ил­лю­ст­ри­ров. спи­сках ска­за­ния 17–19 вв. на­хо­ди­лось до 124 ми­ниа­тюр.

Лит.: Чу­до­твор­ная ико­на Тих­вин­ской Бо­го­ма­те­ри: Ико­но­гра­фия – ис­то­рия – по­чи­та­ние. СПб., 2001; Кни­га об ико­не Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Тих­вин­ской / Пре­дисл. и ком­мент. Е. В. Кру­шель­ниц­кой. СПб., 2004; Пи­во­ва­ро­ва Н. В. Тих­вин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. [СПб.], 2014.

Вернуться к началу