ТИ́ХВИНСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИ́ХВИНСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ, почитаемый православный образ Богородицы. О чудесном явлении иконы летописи сообщают под 1383. Составленное в кон. 15 в. сказание об этом впоследствии дополнялось: к нач. 17 в. известно 8 редакций. Икона явилась над р. Оять (по поздним текстам, над оз. Ладожским) и перешла на р. Тихвинку, где в 1560 по указу Ивана IV Васильевича Грозного был основан Тихвинский Богородичный Успенский мужской мон.
Икона написана греч. мастером в 12–14 вв. Датировку осложняет плохая сохранность живописи (поновления 1636, сер. 18 в., 1910 и после 1949). После закрытия монастыря она хранилась в Тихвинском краеведч. музее. В нояб. 1941 немцами отправлена в Псков, в 1944 оказалась в амер. зоне оккупации Германии, позднее попала в Чикаго. В 2004 возвращена в Тихвинский мон.
Т. и. Б. М. относится к варианту Одигитрия-Елеуса (Милующая) иконографич. типа Одигитрия. Её особенностями являются профильное положение Младенца, подвёрнутая ступня его правой ножки и драпировка верхней одежды с воротом-шалькой. К ранним многочисл. спискам, повторяющим оригинал, относятся иконы «Богоматерь Тихвинская со Св. Троицей, ангелами и святыми на полях» из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля [ок. 1526(?), Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»] и «Богоматерь Тихвинская, с богородичным Акафистом» из ц. Св. Василия на Горке в Пскове (1-я пол. 16 в., Псковский гос. объединённый историко-архит. и худож. музей-заповедник). Подобные списки исполняли в Тихвинском мон. (монах Аарон, 1711, быв. собр. В. А. Бондаренко), в иконописных сёлах Мстёра и Палех. Известны списки с клеймами об истории и чудотворениях образа в соборах Московского Кремля – Благовещенском [2-я пол. 16 в.(?); на одном из клейм, возможно, изображён Иван Грозный] и Успенском (1667, иконописцы Фёдор Елизарьев и Гавриил Кондратьев; список со 102 клеймами жития Богоматери и истории образа). В 1655 Родион Сергиев, глава иконописной мастерской Тихвинского мон., написал 6 четырёхчастных икон на сюжеты явлений и чудес (сохр. одна из них; ГРМ), а в 1658 цикл миниатюр в рукописи сказания об иконе. В иллюстриров. списках сказания 17–19 вв. находилось до 124 миниатюр.