КАЗА́НСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЗА́НСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ, одна из почитаемых на Руси икон.
Согласно краткому (1579) и подробному (1594) вариантам «Сказания о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской», чудотворная икона была обретена в г. Казань 8.7.1579. После опустошительного пожара, случившегося в городе, девочке Матроне в сонном виде́нии явилась икона Богородицы и указала ей место под сгоревшим родительским домом, где икона была зарыта. Богородица велела Матроне сообщить об этом архиепископу и воеводе, чтобы те обрели святую икону. Но на слова девочки не обратили внимания. После того как виде́ние повторилось, Матрона и её мать при стечении народа сами выкопали из земли икону. Образ перенесли в находившуюся поблизости ц. Свт. Николая Чудотворца, а затем в Благовещенский собор Казанского кремля. Икона получила название Казанской. В подробном варианте «Сказания…», автором которого считается митр. Казанский св. Гермоген (будущий патриарх Московский и всея Руси), приведено 16 чудес от иконы.
По повелению царя Ивана IV Васильевича на месте явления иконы был основан Богородицкий девичий мон., в котором впоследствии икона пребывала. В 1580-е гг. в Казани были изданы «тетради» со службой явлению иконы, написанной свт. Гермогеном. К нач. 20 в. икона была украшена дорогим окладом с 18 крупными бриллиантами и 412 более мелкими драгоценными камнями, а также шитой жемчугом ризой с 479 бриллиантами, 100 алмазами и 1120 др. драгоценными камнями. В ночь на 29.6(12.7). 1904 икона была похищена. По словам похитителя, она была им сожжена. Икона имела размер ок. 26,7×22,3 см. На фотографиях 2-й пол. 19 в. лики на ней неразличимы из-за тёмной олифы, а вся «доличная» часть закрыта окладом. Об облике явленной иконы можно судить по шитой пелене кон. 16 в. из казанского Богородицкого мон. (Нац. музей Республики Татарстан) и некоторым ранним спискам иконы (в т. ч. из собраний С. Н. Воробьёва и Г. В. Лепса; Москва).
На иконе Богоматерь изображена оплечно, Богомладенец – прямолично (фронтально). Иконографически К. и. Б. М. относится к типу «Одигитрия», что отмечено уже в письм. источниках 16 в. Однако не имеющее аналогий сочетание оплечного варианта изображения Божией Матери и стоящего Младенца породило версии о том, что чудотворный образ первоначально был ростовым (возможно, Пресвятая Дева восседала на престоле, а Богомладенец стоял на Её коленях). Этот ростовой образ мог обгореть при пожаре и/или быть опиленным, что подтверждается некоторыми наблюдениями над иконографией списков с явленной иконы.
Чудотворениями прославились многочисленные списки К. и. Б. М., почитание которых отмечено в церковном календаре. Первым чудотворным списком с явленной иконы считается Казанский (Ярославский) образ (1588), который, согласно сказанию 17 в., был приобретён в Казани Герасимом Трофимовым из Тетюшей и принесён в г. Романов. В 1610 эта икона, уже прославленная чудотворениями, оказалась у ярославского купца Василия Лыткина. В честь иконы в Ярославле основали храм, а при нём – девичий монастырь. Икона, остававшаяся в Ярославле до 1920-х гг., утрачена, сохранилась рама с историей обретения и чудес от явленного образа и романово-ярославского списка (1690-е гг., иконописец Лаврентий Севастьянов, Ярославский худож. музей).
Летом 1611, по свидетельству Нового летописца, список с явленной иконы с казанским ополчением был принесён из Казани в Москву. Осенью того же года он пребывал в Ярославле, где прославился чудотворениями. Именно этот список находился во Втором ополчении 1611–12 во время освобождения Москвы и был поставлен в 1612 во Введенской ц. на Сретенке (Большой Лубянке), а затем в Казанском соборе на Красной пл., где пребывал до 1918; дальнейшая его судьба неизвестна. Список незначительно отличался по размерам от явленного образа (27,3×24,5 см). Списком с иконы моск. Казанского собора является К. и. Б. М. 17 в., находящаяся с 1945–46 в иконостасе Богоявленского собора в Елохове (Москва). Др. сохранившийся ранний список – К. и. Б. М. нач. 17 в. (ГРМ), вклад в суздальский Покровский мон. кн. И. И. Шуйского по жене Марфе.
Одна из главных святынь С.-Петербурга с 1-й трети 18 в. – список (увеличенный; примерно 58×53,5 см) К. и. Б. М., выполненный по заказу царицы Прасковьи Фёдоровны (жены царя Ивана V Алексеевича). Первоначально он находился в ц. Рождества Богородицы на Петербургской стороне, с 1811 хранился в Казанском соборе, в годы сов. власти – в Преображенском соборе. На списках с этой иконы живописными средствами воспроизводится оклад петерб. святыни.
В 17 в. явились также списки с иконы в Нижнем Ломове, в Тобольске, в Авнежской вол. Вологодского у., в Бушневской вол. Галичского у., а также, очевидно, в Солеварном городке, в 150 км от Уфы (икона получила название Табынской по крепости Табынск, заложенной в этой местности в 1698). Чудотворениями прославились списки в Вязниках (1624), Зарайске (1673), моск. Вознесенском мон. (1689; Музеи Московского Кремля), Нерехте (1702), Каргополе (1714), Пензе (1717), Арзамасе (1739), Вологде (1811) и др.
В 2004 папа Римский Иоанн Павел II передал Рус. православной церкви список иконы 18 в., который в 2005 был установлен в Крестовоздвиженском храме Богородицкого мон. Казани, заменив собой святотатственно уничтоженный явленный чудотворный образ.
Общерусское празднование К. и. Б. М. 8(21) июля было установлено в 1595; празднование 22 окт. (4 нояб.), в день взятия рус. ополчением под предводительством К. Минина и кн. Д. М. Пожарского Китай-города в Москве в 1612, – в 1649 (в связи с рождением в этот день первенца царя Алексея Михайловича царевича Димитрия).