ЛУКА́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУКА́ (Λουϰᾶς), евангелист, автор Евангелия от Луки и кн. Деяния апостолов, в христианской традиции почитается в числе 70 апостолов. Возможно, по происхождению грек или сириец, жил в Антиохии. С юности посвятил себя наукам: был хорошо знаком со Священным Писанием (по его переводам на греч. яз. – Септуагинтой) и евр. традицией, изучал греч. философию, медицину, а также живопись; в раннехристианском памятнике «Канон Муратори» (кон. 2 – нач. 3 вв.) он назван «известным врачом». Л. не принадлежал к окружению Иисуса Христа и не был свидетелем Его земной жизни. Существует древняя традиция отождествления с Л. евангельского персонажа – одного из путников, шедших в Эммаус (Лк. 24:13–35), однако это не соответствует данным самого Евангелия (Лк. 1:2). Вероятно, Л. был обращён в христианство ап. Павлом во время его второго миссионерского путешествия и стал одним из ближайших его сотрудников (Кол. 4:14; Флм. 24:2; Тим. 4:10). Согласно церковному преданию, после мученической кончины ап. Павла в Риме Л. покинул Италию, прошёл с проповедью Ахайю, Ливию, Египет и др. страны; написал икону Богородицы и др., став первым иконописцем; принял мученическую смерть: за проповедь Евангелия повешен на оливковом дереве в г. Фивы.
В Евангелии от Луки нет указания на авторство, однако его назв. опирается на церковное предание и впервые зафиксировано в содержащем его текст папирусе P75, датируемом между 175 и 225. Создание Евангелия от Луки большинство учёных датируют временем либо незадолго до начала Иудейской войны (66–74), либо 70–80-ми гг. 1 в. Исследователи полагают, что оно было написано не в Палестине, поскольку автор плохо знал её топографию, а, скорее всего, в Антиохии или в к.-л. из областей Греции (Ахайя, Беотия). Написанное на греч. яз. Евангелие от Луки по сравнению с др. евангельскими текстами стилистически и грамматически наиболее соответствует нормам классич. греч. языка. По свидетельствам Иринея Лионского, Евсевия Кесарийского и др., Л. изложил благовестие, проповеданное ап. Павлом. Однако, вероятно, при написании Евангелия Л. использовал разл. тексты (Лк. 1:1). Вплоть до Нового времени считалось, что Евангелие от Луки было написано после Евангелий от Матфея и Марка с использованием их материалов (точка зрения, впервые высказанная блж. Августином). Ныне наиболее авторитетной является т. н. теория двух источников, в соответствии с которой при написании своего текста Л. использовал Евангелие от Марка (или не дошедший до нас текст Протоевангелия от Марка) и т. н. источник Q (см. в ст. Евангелие).
Замысел создания Евангелия был обусловлен желанием автора составить систематич. описание событий земной жизни Христа (Лк. 1:3). В прологе Л. указал, что пишет для некоего Феофила (греч. Θεόφιλος ) (там же). В древности это указание часто понималось символически, как посвящение всем, кто любит Бога (Θεός – Бог, φιλέω – любить), вместе с тем существовала традиция прямого понимания имени Феофил как обращения к высокопоставленному рим. чиновнику. Исследователи Нового времени [А. П. Лопухин, еп. Кассиан (Безобразов), шотл. учёный У. Баркли и др.] склонны толковать это обращение как относящееся к рим. чиновнику, принявшему христианство, а вместе с ним – ко всем христианам, обращённым из язычества. Структура Евангелия от Луки является общей для синоптич. Евангелий, однако в нём есть ряд отличий. Наиболее подробно описываются события, связанные с рождением Иисуса Христа: повествование о них начинается более чем за год с благовестия о рождении Иоанна Крестителя (1:5–25); в рассказе о рождении Христа Л. упоминает иные по сравнению с Евангелием от Матфея события – Благовещение Деве Марии (1:26–38), поклонение вифлеемских пастухов (2:15–20). Важным дополнением к общесиноптической традиции являются повествования об обрезании Младенца Иисуса (2:21), Сретении Господнем (2:25–35), посещении 12-летним Иисусом Иерусалима, где Он беседовал в храме с учителями Закона (2:41–50). Указание с большой точностью времени начала земной проповеди Христа (3:1–2) и Его 30-летнего возраста при этом (3:23) позволяет предположить дату Его Рождества: ок. 750 от основания Рима. Приводимое родословие Христа (3:23–38) имеет ряд отличий от Его родословия в Евангелии от Матфея. Евангелист Л. наиболее подробно из всех евангелистов описывает примерно 6-месячный период от Преображения Господня до Входа Господня в Иерусалим. Только в Евангелии от Луки путь Христа к Иерусалиму начинается с избрания 70 учеников, посылаемых на проповедь (10:1), и отмечен притчами: о милосердном самарянине (10:30–37), о настойчивом просителе (11:5–8), о неразумном богаче (12:16–21), о бодрствующих слугах (12:35–40), о верном и неверном рабах (12:41–48), о блудном сыне (15:11–32), о догадливом управителе (16:1–9), о богаче и Лазаре (16:19–31), о мытаре и фарисее (18:9–14) и др. Л. наиболее подробно повествует о Тайной вечере и установлении на ней таинства Евхаристии. События ареста Христа, суда над Ним и распятия также имеют ряд особенностей, например: исцеление Христом раба первосвященника, у которого при аресте Христа отсекли ухо (22:50–51), раскаяние одного из двух распятых со Христом разбойников (23:39–43). Евангелие от Луки – единственное из синоптич. Евангелий, в котором Христос обещает скорое сошествие Святого Духа на учеников (24:49). Только Л. и Марк говорят о Вознесении Господнем (24:50–53), в Евангелии от Луки этот рассказ является эпилогом.
К ярким особенностям Евангелия от Луки относятся единственные в Новом Завете образцы поэтич. текста – гимны: Девы Марии при встрече Её с праведной Елисаветой (1:41–45), Захарии при рождении Иоанна Крестителя (1:68–79), ангелов, возвещающих рождение Христа (2:14), праведного Симеона Богоприимца (2:29–32). Л. обращает особое внимание на молитвы Христа: он приводит 9 молитв, только 2 из которых повторяются в др. Евангелиях. Заметна социальная направленность Евангелия от Луки: в нём с большой теплотой повествуется об отверженных, женщинах и детях.
Автор Евангелия от Луки свидетельствует о том, что является автором кн. Деяния апостолов (Деян. 1:1). Тождество автора Деяний и Евангелия от Луки подтверждается общностью языка, стиля и близостью богословия этих книг.
Дни памяти Л. по календарю Рус. православной церкви – 22 апр. (5 мая), 18(31) окт., 4(17) янв. – в Соборе 70 апостолов; в Рим.-католич. церкви – 18 октября.
Иконография
Изображения Л. в числе др. апостолов известны с 3–4 вв. (фреска катакомб Марка и Марцеллиана в Риме, ок. 340; рельефы раннехристианских саркофагов, мозаики рим. ц. Санта-Пуденциана, 5 в.). В ранний период Л. предстаёт как юным, без бороды или с короткой бородкой, так и в облике старца с длинной седой бородой. В Средневековье сложился единый тип – мужчина средних лет в хитоне и плаще, темноволосый, с короткой бородой, нередко с лысиной-гуменцом наподобие тонзуры (Остромирово Евангелие, 1056–57; Карахиссарское Евангелие, 1180-е гг., оба – РНБ). Обычный атрибут Л. как евангелиста – книга, реже свиток (саркофаг еп. Конкордия, Музей-лапидарий, Арль, 4 в.), а также принадлежности для письма. В позднее время (с 15 в.) в книге или на свитке могли помещать изображение Богоматери. С 7 в. Л. изображался также с врачебными инструментами (фреска катакомб Коммодиллы в Риме). К атрибутам можно отнести и символ Л. – тельца (быка), часто крылатого (по толкованиям святых Иеронима Блаженного и Иринея Лионского). В ранней зап.-европ. изобразит. традиции известны случаи слияния Л. и его символа: на фронтисписе ирландского «Евангелия Мак-Дурнэн» (9 в., Б-ка Ламбетского дворца, Лондон) Л. показан с копытцами вместо ног. Иконография Л., пишущего Евангелие, сложилась в раннехристианском иск-ве под влиянием античных портретов философов и поэтов, получила распространение в послеиконоборческий период. Обычно Л., как и др. евангелисты, сидит перед столом с книгой или свитком, реже стоит (тип античного ритора). В евангельских миниатюрах с изображением Л. встречается персонификация Премудрости (вначале женская фигура, затем ангел в звёздчатом нимбе), восходящая к античному образу музы. Л. изображали среди др. евангелистов в монументальных росписях (преим. на подкупольных парусах), в сюжетах евангельского цикла, в т. ч. в «Явлении Христа Луке и Клеопе по дороге в Эммаус», в композиции «Собор апостолов» и в её варианте, получившем назв. «Союзом любве связуеми апостоли», на царских вратах (в др.-рус. иск-ве; напр., врата из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, 1425–27). Икона Л. могла входить в состав деисусного ряда визант. темплона (ок. 1360, мон. Хиландар на Афоне), обязательно включалась в состав развёрнутого «апостольского» деисуса.
С 14 в. в визант. иск-ве появляются изображения Л., который, сидя за мольбертом, пишет икону Богоматери (фреска ц. Рождества Богородицы мон. Матейче в Македонии, 1355–60; Евангелие из мон. Св. Иоанна Богослова на о. Патмос, 1427). В сюжетах «Апостольских страданий», известных в визант. иконографии с 10–11 вв. (Минологий Василия II), изображали повешение Л. на оливковом древе (икона «Распятие с апостольскими страстями» Фёдора Никитина Рожнова, 1699, Историко-культурный заповедник «Московский Кремль»). Житийные циклы Л. крайне редки, включают сцены преломления хлеба в Эммаусе, написание иконы «Богоматери с Младенцем», его проповедь, мученическую кончину и перенесение мощей из Фив в Константинополь (икона «Святой евангелист Лука с житием», посл. треть 18 в., собрание Р. М. Федотова, Москва). В иск-ве позднего зап.-европ. Средневековья Л. встречается в алтарных образах в числе предстоящих святых (створка с изображением святых Марка, Варвары и Луки С. Лохнера, 1445–1450, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн; пределла «Алтаря святой Екатерины» С. Мартини, 1319–20, Нац. музей Сан-Маттео, Пиза; «Явление Мадонны святым Луке и Екатерине» Аннибале Карраччи, 1592, Лувр, Париж). Для капеллы Св. Луки в падуанской ц. Санта-Джустина, где почитаются его мощи, А. Мантенья создал «Алтарь святого Луки» (1453–54, Пинакотека Брера, Милан), в котором образ святого занимает центр. часть полиптиха. Статуя Л. занимала одну из ниш на фасаде флорентийского собора (скульптор Нанни ди Банко, 1408–13, Музей собора, Флоренция).
С 15 в., когда Л. становится покровителем гильдий св. Луки, объединявших художников в Сев. Европе, под визант. влиянием распространился иконографич. тип Л., рисующего Мадонну. Такие работы обычно помещались в алтарях гильдейских капелл. Богоматерь на них представлена в совр. одеждах, как позирующая художнику модель или как явленное ему видение; в образе Л. нередко воплощался автопортрет художника. Начало этой традиции положила созданная Рогиром ван дер Вейденом для брюссельской гильдии картина «Святой Лука, рисующий Мадонну» (ок. 1435–40, Музей изящных искусств, Бостон; повторения – Эрмитаж, С.-Петербург; ок. 1450, Старая пинакотека, Мюнхен; музей Грунинге-мюсеум, Брюгге). Картины на тот же сюжет для разл. гильдий св. Луки писали Я. Госсарт (ок. 1513–14, Худож.-историч. музей, Вена), М. ван Хемскерк (1532, Музей Ф. Халса, Харлем; 1550–53, Музей изобразит. искусств, Ренн), М. де Вос (1602, Королевский музей изобразит. искусств, Антверпен). В Италии подобная традиция распространилась позднее. Дж. Вазари принадлежит алтарный образ для капеллы Св. Луки, которую содержала флорентийская Академия рисунка в ц. Сантиссима-Аннунциата. Этот же сюжет встречается и на одной из ранних икон Эль Греко, написанной им на о. Крит (до 1567, Музей Бенаки, Афины), Л. представлен на ней одновременно в качестве врача и художника, пишущего икону Одигитрии. На картине Гверчино Л. демонстрирует зрителям написанный им образ Богоматери (1652–53, Музей Нелсон-Аткинс, Канзас). Иногда изображение Л. включали в апостольские циклы (напр., в серии «Апостоладос» Эль Греко для собора в Толедо, 1605–10).