ВХОД ГОСПО́ДЕНЬ В ИЕРУСАЛИ́М
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВХОД ГОСПО́ДЕНЬ В ИЕРУСАЛИ́М, один из главных христианских церковных праздников, в православной церкви входящий в число двунадесятых праздников. Установлен в память одного из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа – торжественного прибытия Спасителя в Иерусалим накануне праздника Пасхи [описан 4 евангелистами (Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19)], которое свидетельствовало о признании евр. народом мессианского достоинства Христа (см., напр.: свт. Григорий Палама. Гомилия 15) и одновременно предшествовало Его спасительным страда- ниям. Празднуется в последнее предпасхальное воскресенье.
Главное место в символике события В. Г. в И. и его литургич. празднования занимают пальмовые ветви (греч. Βαΐα ), и потому праздник В. Г. в И. обычно называют Неделей ваий (Пальмовое воскресенье); в слав. традиции известно его обозначение и как Недели Цветоносной, или Цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий также носит назв. Вербного воскресенья.
Праздник В. Г. в И. в православном богослужении включён в цикл Триоди. Он является началом Страстной седмицы и наступает после Лазаревой субботы, с которой имеет неск. общих песнопений. Тем самым литургич. традиция следует святоотеческой экзегезе, подчёркивающей неразрывную связь между чудом воскрешения праведного Лазаря, В. Г. в И. и Страстями Господа. В отличие от др. двунадесятых праздников, он не имеет предпразднства и отдания. Богослужение праздника не предусматривает чтения воскресных текстов. Устав богослужения – как у других Господских двунадесятых праздников. На Руси в допетровские времена в этот день совершался особый чин шествия «на осляти». Согласно уставу, в Вербное воскресенье ослабляется пост и дозволяется вкушение рыбы. В католич. церкви после реформ Ватиканского II собора предпасхальное воскресенье имеет 2 темы – воспоминание В. Г. в И. и Страстей Христовых. В совр. римско-католич. обиходе возможны 3 варианта празднования: процессия с последующим совершением мессы; месса, предваряемая торжественным входом в храм, без совершения процессии; месса без торжественного входа.
Иконография
Первые изображения появляются в рельефах саркофагов не ранее 4 в. (в т. ч. латеранские саркофаги, Музеи Ватикана). Наиболее простая композиция – на саркофаге Юния Басса (там же): Христос восседает на осляти, один мальчик стелет одежды под копыта, второй ломает ветви. Композиц. схема устойчива, связана со сценами имп. триумфов. Обычно, помимо Христа на осляти и апостолов, изображаются также встречающие Его иудеи с пальмовыми ветвями в руках, дети, ломающие ветви древа и стелющие одежды на землю. Иерусалим почти всегда изображён справа, в виде града с высокой стеной и башнями; внутри стен обычно выделяются Иерусалимский храм и дворец Ирода (Россанское Евангелие, 6 в.). Композиция почти без изменений использовалась как в визант. мире (резной диптих, 2-я пол. 10 – нач. 11 вв., Эрмитаж, С.-Петербург; икона-тетраптих из мон. Св. Екатерины на Синае, 12 в.; икона-таблетка, нач. 16 в., Новгородский музей-заповедник), так и на Западе вплоть до 20 в. (миниатюра Бенедикционала св. Этельвольда, 973–980, Британский музей; фреска Джотто в Капелле дель-Арена в Падуе, 1304–06; «Вход Христа в Иерусалим» Фра Анджелико, 1450, музей Гетти, Лос-Анджелес; гравюры А. Дюрера, нач. 16 в.; картина В. Моргнера, 1912, Музей на Оствалле, Дортмунд). К редким иконографич. деталям относятся изображения ослицы с ослёнком, согласно Евангелию от Матфея («Вход Христа в Иерусалим» Дуччо ди Буонинсенья, 1308–11, музей Опера дель-Дуомо, Сиена), апостола, ведущего осла (мозаика ц. Успения Богоматери в Дафни, ок. 1100), падающих идолов над вратами Иерусалима (Годуновская псалтирь, 1591, Музеи Московского Кремля); чаще встречаются фигурки детей, которые борются или совлекают с себя одежду (мозаика Палатинской капеллы в Палермо, 1140–50-е гг.). В иск-ве Нового времени известны нетипичные варианты, когда Христос направляется прямо на зрителя (картина Б. Р. Гейдена, 1814–20, семинария Маунт-Сент-Мэри, Цинциннати) или, наоборот, показан в отдалении, окружённый народом (гравюра по рис. Г. Доре, 1865).