ДВУНАДЕСЯ́ТЫЕ ПРА́ЗДНИКИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДВУНАДЕСЯ́ТЫЕ ПРА́ЗДНИКИ, дванадесятые праздники (греч. Δωδεϰαορτον), двенадцать праздников, наиболее почитаемых, после праздника Пасхи, в православной церкви. Разделяются на Господcкие (Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне) и Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Благовещение Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, Успение Пресвятой Богородицы). Три из них являются переходящими и зависят от Пасхи [Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Троица (Пятидесятница)], остальные – непереходящие. Гимнографические последования непереходящих Д. п. находятся в Минее, переходящих – в Триоди (см. Триодь Постная и Цветная).
Церковные авторы 5–8 вв. включали Д. п. в число великих 4–11 праздников. Тенденция к формированию ряда Д. п. появилась в 11–12 вв., когда в их число входили следующие праздники: Благовещение, Рождество, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господне, Воскресение Христово, Вознесение Господне, Сошествие Св. Духа, Успение Божией Матери. Этот ряд зафиксирован в перечислениях церковных авторов, произведениях иск-ва: росписях, иконостасах и др. образцах иск-ва. Праздничный ряд мог включать большее число праздников, но перечисленные Д. п. оставались его ядром.
В 16 в. cостав Д. п. приводится в соответствие с торжественностью богослужения по Иерусалимскому уставу: в Д. п. включаются Рождество Богородицы, Введение во храм и Воздвижение; исключаются Воскрешение Лазаря, Пасха (как праздник праздников), Распятие. Изменяется состав рус. певческих книг: в нач. 17 в. из Стихираря выделяется книга «Праздники». Понятие «Д. п.» прочно входит в обиход Рус. православной церкви.
На Д. п. совершается торжественное всенощное бдение из Великой вечерни и утрени с полиелеем. На Рождество Христово, Богоявление и Благовещение в будние дни Великого поста бдение состоит из Великого повечерия, литии и утрени. На литургии в Господские Д. п. поются праздничные антифоны. При совпадении Господского Д. п. с воскресеньем воскресное последование отменяется, а Богородичного – соединяется. Д. п. (кроме Входа Господня в Иерусалим и некоторых др. случаев) имеют предпразднство (от 1 до 5 дней) и попразднство (от 1 до 8 дней), последний день которого называется отданием.