Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДВУНАДЕСЯ́ТЫЕ ПРА́ЗДНИКИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 394

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Лукашевич

ДВУНАДЕСЯ́ТЫЕ ПРА́ЗДНИКИ, два­на­деся­тые празд­ни­ки (греч. Δωδεϰαορτον), две­на­дцать празд­ни­ков, наи­бо­лее по­чи­тае­мых, по­сле празд­ни­ка Пас­хи, в пра­во­слав­ной церк­ви. Раз­де­ля­ют­ся на Гос­подcкие (Воз­дви­же­ние Кре­ста Гос­под­ня, Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, Бо­го­яв­ле­ние, Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим, Воз­не­се­ние Гос­под­не, Пя­ти­де­сят­ни­ца, Пре­об­ра­же­ние Гос­под­не) и Бо­го­ро­дич­ные (Ро­ж­де­ст­во Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Вве­де­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во храм, Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Сре­те­ние Гос­под­не, Ус­пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы). Три из них яв­ля­ют­ся пе­ре­хо­дя­щи­ми и за­ви­сят от Пас­хи [Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим, Воз­не­се­ние и Трои­ца (Пя­ти­де­сят­ни­ца)], ос­таль­ные – не­пе­ре­хо­дя­щие. Гим­но­гра­фи­че­ские по­сле­до­ва­ния не­пе­ре­хо­дя­щих Д. п. на­хо­дят­ся в Ми­нее, пе­ре­хо­дя­щих – в Трио­ди (см. Три­одь По­ст­ная и Цвет­ная).

Цер­ков­ные ав­то­ры 5–8 вв. вклю­ча­ли Д. п. в чис­ло ве­ли­ких 4–11 празд­ни­ков. Тен­ден­ция к фор­ми­ро­ва­нию ря­да Д. п. поя­ви­лась в 11–12 вв., ко­гда в их чис­ло вхо­ди­ли сле­дую­щие празд­ни­ки: Бла­го­ве­ще­ние, Ро­ж­де­ст­во, Бо­го­яв­ле­ние, Пре­об­ра­же­ние, Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря, Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим, Рас­пя­тие Гос­под­не, Вос­кре­се­ние Хри­сто­во, Воз­не­се­ние Гос­под­не, Со­ше­ст­вие Св. Ду­ха, Ус­пе­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри. Этот ряд за­фик­си­ро­ван в пе­ре­чис­ле­ни­ях цер­ков­ных ав­то­ров, про­из­ве­де­ни­ях иск-ва: рос­пи­сях, ико­но­ста­сах и др. об­раз­цах иск-ва. Празд­нич­ный ряд мог вклю­чать боль­шее чис­ло празд­ни­ков, но пе­ре­чис­лен­ные Д. п. ос­та­ва­лись его яд­ром.

В 16 в. cостав Д. п. при­во­дит­ся в со­от­вет­ст­вие с тор­же­ст­вен­но­стью бо­го­слу­же­ния по Ие­ру­са­лим­ско­му ус­та­ву: в Д. п. вклю­ча­ют­ся Ро­ж­де­ст­во Бо­го­ро­ди­цы, Вве­де­ние во храм и Воз­дви­же­ние; ис­клю­ча­ют­ся Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря, Пас­ха (как празд­ник празд­ни­ков), Рас­пя­тие. Из­ме­ня­ет­ся со­став рус. пев­че­ских книг: в нач. 17 в. из Сти­хи­ра­ря вы­де­ля­ет­ся кни­га «Празд­ни­ки». По­ня­тие «Д. п.» проч­но вхо­дит в оби­ход Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.

На Д. п. со­вер­ша­ет­ся тор­же­ст­вен­ное все­нощ­ное бде­ние из Ве­ли­кой ве­чер­ни и ут­ре­ни с по­ли­еле­ем. На Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, Бо­го­яв­ле­ние и Бла­го­ве­ще­ние в буд­ние дни Ве­ли­ко­го по­ста бде­ние со­сто­ит из Ве­ли­ко­го по­ве­че­рия, ли­тии и ут­ре­ни. На ли­тур­гии в Гос­под­ские Д. п. по­ют­ся празд­нич­ные ан­ти­фо­ны. При со­в­па­де­нии Гос­под­ско­го Д. п. с вос­кре­сень­ем вос­крес­ное по­сле­до­ва­ние от­ме­ня­ет­ся, а Бо­го­ро­дич­но­го – со­еди­ня­ет­ся. Д. п. (кро­ме Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим и не­ко­то­рых др. слу­ча­ев) име­ют пред­празд­н­ст­во (от 1 до 5 дней) и по­празд­н­ст­во (от 1 до 8 дней), по­след­ний день ко­то­ро­го на­зы­ва­ет­ся от­да­ни­ем.

Лит.: Дмит­ри­ев­ский А. А. Опи­са­ние ли­тур­ги­че­ских ру­ко­пи­сей, хра­ня­щих­ся в биб­лио­те­ках пра­во­слав­но­го Вос­то­ка. К., 1895. Т. 1. Ч. 1; Де­боль­ский Г., прот. Дни бо­го­слу­же­ния пра­во­слав­ной церк­ви. 10-е изд. СПб., 1901. Т. 1–2. М., 1996; Сер­гий (Спас­ский), ар­хи­еп. Пол­ный ме­ся­це­слов Вос­то­ка. 2-е изд. Вла­ди­мир, 1901. Т. 1–2. М., 1997. Т. 1–3; Ус­пен­ский Л. А. Ико­но­стас // Го­лос пра­во­сла­вия. 1952. № 7; Со­ро­ка­тый В. М. Празд­нич­ный ряд рус­ско­го ико­но­ста­са // Ико­но­стас. Про­ис­хо­ж­де­ние – Раз­ви­тие – Сим­во­ли­ка. М., 2000. С. 465–489; Ио­анн (Мас­лов), ар­хим. Ли­тур­ги­ка. Сер­ги­ев По­сад, 2006.

Вернуться к началу