ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ КРЕСТА́ ГОСПО́ДНЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ КРЕСТА́ ГОСПО́ДНЯ, один из двунадесятых праздников православной церкви [празднуется 14 сент. ст. ст. (27 сент. н. ст.)], посвящённый событию обретения Церковью Креста Господня, утерянного после Распятия Христова.
Обретение Св. Креста произошло во время правления св. имп. Константина Великого. По сообщениям церковных историков 4–5 вв., накануне битвы у Мульвийского моста (312) имп. Константину было явление Креста с надписью «Сим победиши»; после одержанной победы мать императора св. имп. Елена отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы открыть места, связанные с событиями земной жизни Христа.
Существует три предания об обретении Св. Креста. Согласно наиболее древней версии (4 в.), Крест Христов вместе с двумя другими крестами был найден под языч. святилищем Венеры, построенным римлянами после взятия Иерусалима в 70. После установления его подлинности (когда, приложившись к Кресту, исцелилась тяжелобольная женщина) еп. Иерусалимский Макарий (ум. 333) воздвиг Крест для поклонения. По второй версии (1-я пол. 5 в.), Св. Крест был найден задолго до имп. Константина, но затем скрыт и вновь обретён св. имп. Еленой. Наибольшее распространение со временем получила третья версия (5 в.), основанная на первой, но сообщающая дополнит. подробности – что местоположение Креста указал иерусалимский иудей по имени Иуда, впоследствии ставший еп. Иерусалимским, а подлинность Креста Христова была доказана воскрешением умершего, которого случайно проносили мимо. Третьей версии следует, в частности, Александр Монах (527–565), автор похвального Слова Кресту, которое должно читаться на праздник Воздвижения согласно литургич. памятникам визант. традиции и где впервые упоминается сам термин «воздвижение». Точная дата обретения Креста Господня неизвестна; предположительно оно произошло в 325 или 326.
Воспоминания обретения Св. Креста первоначально были составным элементом праздничных торжеств в честь Обновления (освящения) Мартириума, гл. иерусалимской базилики (освящена ок. 335), воздвигнутой близ Голгофы и пещеры Гроба Господня. День Обновления Мартириума и храма Воскресения (Гроба Господня) – 13 или 14 сентября – в Иерусалимской церкви праздновался ежегодно с большой торжественностью и к кон. 4–5 вв. отмечался наравне с Пасхой и Богоявлением в течение 8 дней. Начиная с 6 в. значение праздника Воздвижения стало постепенно преобладать. К 7 в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться. Впоследствии именно Воздвижение стало осн. праздником; праздник Обновления иерусалимского храма Воскресения сохранился, но сделался предпраздничным днём перед Крестовоздвижением.
По Типикону Великой церкви, отражающему соборную практику Константинополя 9–12 вв., праздник Воздвижения – 5-дневный праздничный цикл, начинавшийся 10 сент. В день праздника 14 сент. богослужение отличалось торжественностью; после великого славословия утрени совершался чин Воздвижения Креста, затем начиналась Божественная литургия. В памятниках студийской традиции того же времени богослужение праздника Воздвижения имеет практически сформировавшийся вид – сложился корпус чтений (в целом следующий Типикону Великой церкви) и песнопений и т. д.
Согласно принятому ныне в православной церкви Иерусалимскому уставу, имеющему в своей основе студийскую традицию, праздничный цикл Воздвижения состоит из предпразднства 13 сент. (соединённого с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), самого праздника 14 сент. и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября. Служба 14 сент. совершается, по уставу Господских двунадесятых праздников, в кафедральных храмах и монастырях (а в греч. традиции – повсеместно), в конце утрени совершается чин Воздвижения Креста (но даже если чин не совершается, всегда бывает изнесение Креста из алтаря для поклонения).
Иконография
Иконография Воздвижения Креста существует в двух независимых вариантах – символико-догматическом и историческом. В 1-м случае Воздвижение Креста представляется в контексте богослужения праздника, во 2-м – иллюстрируется сцена поднятия Креста еп. Иерусалимским Макарием. 1-й вариант появляется в византийских миниатюрах 10–11 вв. (Минологий Василия II, 976–1025, Библиотека Ватикана; грузинский кодекс Синаксаря Захария Валашкертского, 1030, Ин-т рукописей АН Грузии, Тбилиси). Чаще всего епископ с Крестом стоит на амвоне, окружённый клириками. В серб. росписях 14 в. (ц. Благовещения в Грачанице, ц. Вознесения в Дечанах) в этой сцене впервые появляется изображение императора. В зап.-европ. иск-ве в состав фресковых и гравюрных циклов 14–15 вв., посвящённых истории Креста Господня, входит изображение «исторического» Воздвижения (росписи А. Гадди в ц. Санта-Кроче, Флоренция, 1380; фрески Пьеро делла Франческа в ц. Сан-Франческо в Ареццо, 1452–64; цикл гравюр «История Св. Креста», издатель – И. Вельденер, Кулембург, 1484). На Руси, в отличие от Византии, В. К. Г. стало сюжетом особой иконы праздничного ряда иконостаса, с оригинальной иконографией: архиепископ расположен лицом к молящимся и поднимает Крест над головой, его поддерживают под руки два диакона, под киворием стоят имп. Константин и имп. Елена (икона-таблетка из собора Св. Софии в Великом Новгороде, кон. 15 – нач. 16 вв.). В 16 в. на некоторых рус. иконах В. К. Г. появляется изображение колонны с конной статуей имп. Юстиниана, благодаря чему уточняется место действия (храм Св. Софии в Константинополе). Имя патриарха иногда пишется как Сильвестр (папа Римский, участвовавший, по преданию, в поисках Истинного Креста в Иерусалиме и пославший белый клобук новгородским архиепископам). В 16–17 вв. В. К. Г. в поствизантийской и рус. иконописи нередко сочетается с сюжетом Обретения Св. Креста имп. Еленой. В кон. 17–18 вв. Крест обычно изображают выше человеческого роста, в меру подлинного Креста Господня. На Западе сохраняется «исторический» тип В. К. Г., в 16–17 вв. этот сюжет встречается редко (К. де Фигуэйредо, алтарь собора Св. Креста в Коимбре, 1522–30). В 18 в. В. К. Г. известно в составе нескольких фресковых ансамблей (фрески собора бенедиктинцев в Виблингене, 1778–80, худ. И. Зик).