Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ КРЕСТА́ ГОСПО́ДНЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 560-561

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Желтов, А. А. Лукашевич; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ КРЕСТА́ ГОСПО́ДНЯ, один из дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков пра­во­слав­ной церк­ви [празд­ну­ет­ся 14 сент. ст. ст. (27 сент. н. ст.)], по­свя­щён­ный со­бы­тию об­ре­те­ния Цер­ко­вью Кре­ста Гос­под­ня, уте­рян­но­го по­сле Рас­пя­тия Хри­сто­ва.

Об­ре­те­ние Св. Кре­ста про­изош­ло во вре­мя прав­ле­ния св. имп. Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. По со­об­ще­ни­ям цер­ков­ных ис­то­ри­ков 4–5 вв., на­ка­ну­не бит­вы у Муль­вий­ско­го мос­та (312) имп. Кон­стан­ти­ну бы­ло яв­ле­ние Кре­ста с над­пи­сью «Сим по­бе­ди­ши»; по­сле одер­жан­ной по­бе­ды мать им­пе­ра­то­ра св. имп. Еле­на от­пра­ви­лась по прось­бе сы­на в Ие­ру­салим, что­бы от­крыть мес­та, свя­зан­ные с со­бытия­ми зем­ной жиз­ни Хри­ста.

Су­ще­ст­ву­ет три пре­да­ния об об­ре­те­нии Св. Кре­ста. Со­глас­но наи­бо­лее древ­ней вер­сии (4 в.), Крест Хри­стов вме­сте с дву­мя дру­ги­ми кре­ста­ми был най­ден под языч. свя­ти­ли­щем Ве­не­ры, по­стро­ен­ным рим­ля­на­ми по­сле взя­тия Ие­ру­са­ли­ма в 70. По­сле ус­та­нов­ле­ния его под­лин­но­сти (ко­гда, при­ло­жив­шись к Кре­сту, ис­це­ли­лась тя­же­ло­боль­ная жен­щи­на) еп. Ие­ру­са­лим­ский Ма­ка­рий (ум. 333) воз­двиг Крест для по­кло­не­ния. По вто­рой вер­сии (1-я пол. 5 в.), Св. Крест был най­ден за­дол­го до имп. Кон­стан­ти­на, но за­тем скрыт и вновь об­ре­тён св. имп. Еле­ной. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние со вре­ме­нем по­лу­чи­ла тре­тья вер­сия (5 в.), ос­но­ван­ная на пер­вой, но со­об­щаю­щая до­пол­нит. под­роб­но­сти – что ме­сто­по­ло­же­ние Кре­ста ука­зал ие­ру­са­лим­ский иу­дей по име­ни Иу­да, впо­след­ст­вии став­ший еп. Ие­ру­са­лим­ским, а под­лин­ность Кре­ста Хри­сто­ва бы­ла до­ка­за­на вос­кре­ше­ни­ем умер­ше­го, ко­то­ро­го слу­чай­но про­но­си­ли ми­мо. Треть­ей вер­сии сле­ду­ет, в ча­ст­но­сти, Алек­сандр Мо­нах (527–565), ав­тор по­хваль­но­го Сло­ва Кре­сту, ко­то­рое долж­но чи­тать­ся на празд­ник Воз­дви­же­ния со­глас­но ли­тур­гич. па­мят­ни­кам ви­зант. тра­ди­ции и где впер­вые упо­ми­на­ет­ся сам тер­мин «воз­дви­же­ние». Точ­ная да­та об­ре­те­ния Кре­ста Гос­под­ня не­из­вест­на; пред­по­ло­жи­тель­но оно про­изош­ло в 325 или 326.

Вос­по­ми­на­ния об­ре­те­ния Св. Кре­ста пер­во­на­чаль­но бы­ли со­став­ным эле­мен­том празд­нич­ных тор­жеств в честь Об­нов­ле­ния (ос­вя­ще­ния) Мар­ти­риу­ма, гл. ие­ру­са­лим­ской ба­зи­ли­ки (ос­вя­ще­на ок. 335), воз­двиг­ну­той близ Гол­го­фы и пе­ще­ры Гро­ба Гос­под­ня. День Об­нов­ле­ния Мар­ти­риу­ма и хра­ма Вос­кре­се­ния (Гро­ба Гос­под­ня) – 13 или 14 сен­тяб­ря – в Ие­ру­са­лим­ской церк­ви празд­но­вал­ся еже­год­но с боль­шой тор­же­ст­вен­но­стью и к кон. 4–5 вв. от­ме­чал­ся на­рав­не с Пас­хой и Бо­го­яв­ле­ни­ем в те­че­ние 8 дней. На­чи­ная с 6 в. зна­че­ние празд­ни­ка Воз­дви­же­ния ста­ло по­сте­пен­но пре­об­ла­дать. К 7 в. тес­ная связь празд­ни­ков Об­нов­ле­ния и Воз­дви­же­ния пе­ре­ста­ла ощу­щать­ся. Впо­след­ст­вии имен­но Воз­дви­же­ние ста­ло осн. празд­ни­ком; празд­ник Об­нов­ле­ния ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма Вос­кре­се­ния со­хра­нил­ся, но сде­лал­ся пред­празд­нич­ным днём пе­ред Кре­сто­воз­дви­же­ни­ем.

По Ти­пи­ко­ну Ве­ли­кой церк­ви, от­ра­жаю­ще­му со­бор­ную прак­ти­ку Кон­стан­ти­но­по­ля 9–12 вв., празд­ник Воз­дви­жения – 5-днев­ный празд­нич­ный цикл, на­чи­нав­ший­ся 10 сент. В день празд­ни­ка 14 сент. бо­го­слу­же­ние от­ли­ча­лось тор­же­ст­вен­но­стью; по­сле ве­ли­ко­го сла­во­сло­вия ут­ре­ни со­вер­шал­ся чин Воз­дви­же­ния Кре­ста, за­тем на­чи­на­лась Бо­же­ст­вен­ная ли­тур­гия. В па­мят­ни­ках сту­дий­ской тра­ди­ции то­го же вре­ме­ни бо­го­слу­же­ние празд­ни­ка Воз­дви­же­ния име­ет прак­ти­че­ски сфор­ми­ро­вав­ший­ся вид – сло­жил­ся кор­пус чте­ний (в це­лом сле­дую­щий Ти­пи­ко­ну Ве­ли­кой церк­ви) и пес­но­пе­ний и т. д.

Со­глас­но при­ня­то­му ны­не в пра­во­слав­ной церк­ви Ие­ру­са­лим­ско­му ус­та­ву, имею­ще­му в сво­ей ос­но­ве сту­дий­скую тра­ди­цию, празд­нич­ный цикл Воз­дви­же­ния со­сто­ит из пред­празд­н­ст­ва 13 сент. (со­еди­нён­но­го с празд­ни­ком Об­нов­ле­ния ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма Вос­кре­се­ния), са­мо­го празд­ни­ка 14 сент. и 7 дней по­праздн­ст­ва, вклю­чая от­да­ние 21 сен­тяб­ря. Служ­ба 14 сент. со­вер­ша­ет­ся, по ус­та­ву Гос­под­ских дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, в ка­фед­раль­ных хра­мах и мо­на­сты­рях (а в греч. тра­ди­ции – по­все­ме­ст­но), в кон­це ут­ре­ни со­вер­ша­ет­ся чин Воз­дви­же­ния Кре­ста (но да­же ес­ли чин не со­вер­ша­ет­ся, все­гда бы­ва­ет из­не­се­ние Кре­ста из ал­та­ря для по­кло­не­ния).

Иконография

«Воздвижение Креста». Миниатюра из Греко-грузинской рукописи. Кон. 15 в. Российская национальная библиотека (С.-Петербург). Архив «Православной энциклопедии»
«Воздвижение Креста». Икона-таблетка из собора Святой Софии в Великом Новгороде. Кон. 15 – нач. 16 вв. Новгородский государственный объединённый архитектурно-художественный музей-заповедник.
«Обретение Креста». Фрагмент фрески из цикла «История Креста» в хоре церкви Сан-Франческо в Ареццо. 1452–64. Художник Пьеро делла Франческа.

Ико­но­гра­фия Воз­дви­же­ния Кре­ста су­ще­ст­ву­ет в двух не­за­ви­си­мых ва­ри­ан­тах – сим­во­ли­ко-дог­ма­ти­че­ском и ис­то­ри­че­ском. В 1-м слу­чае Воз­дви­же­ние Кре­ста пред­став­ля­ет­ся в кон­тек­сте бо­го­слу­же­ния празд­ни­ка, во 2-м – ил­лю­ст­ри­ру­ет­ся сце­на под­ня­тия Кре­ста еп. Ие­ру­са­лим­ским Ма­ка­ри­ем. 1-й ва­ри­ант по­яв­ля­ет­ся в ви­зантийских ми­ниа­тю­рах 10–11 вв. (Ми­но­ло­гий Ва­си­лия II, 976–1025, Биб­лио­те­ка Ва­ти­ка­на; гру­зин­ский ко­декс Си­нак­са­ря За­ха­рия Ва­лаш­керт­ско­го, 1030, Ин-т ру­ко­пи­сей АН Гру­зии, Тби­ли­си). Ча­ще все­го епи­скоп с Кре­стом сто­ит на ам­во­не, ок­ру­жён­ный кли­ри­ка­ми. В серб. рос­пи­сях 14 в. (ц. Бла­го­ве­ще­ния в Гра­ча­ни­це, ц. Воз­не­се­ния в Де­ча­нах) в этой сце­не впер­вые по­яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние им­пе­ра­то­ра. В зап.-ев­роп. иск-ве в со­став фре­ско­вых и гра­вюр­ных цик­лов 14–15 вв., по­свя­щён­ных ис­то­рии Кре­ста Гос­под­ня, вхо­дит изо­бра­же­ние «ис­то­ри­че­ско­го» Воз­дви­же­ния (рос­пи­си А. Гад­ди в ц. Сан­та-Кро­че, Фло­рен­ция, 1380; фре­ски Пье­ро дел­ла Фран­че­ска в ц. Сан-­Фран­че­ско в Арец­цо, 1452–64; цикл гра­вюр «Ис­то­рия Св. Крес­та», из­да­тель – И. Вель­де­нер, Ку­лем­бург, 1484). На Ру­си, в от­ли­чие от Ви­зан­тии, В. К. Г. ста­ло сю­же­том осо­бой ико­ны празд­нич­но­го ря­да ико­но­ста­са, с ори­ги­наль­ной ико­но­гра­фи­ей: ар­хи­епи­скоп рас­по­ло­жен ли­цом к мо­ля­щим­ся и под­ни­ма­ет Крест над го­ло­вой, его под­дер­жи­ва­ют под ру­ки два диа­ко­на, под ки­во­ри­ем сто­ят имп. Кон­стан­тин и имп. Еле­на (ико­на-таб­лет­ка из собора Св. Со­фии в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де, кон. 15 – нач. 16 вв.). В 16 в. на не­ко­то­рых рус. ико­нах В. К. Г. по­яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние ко­лон­ны с кон­ной ста­ту­ей имп. Юс­ти­ниа­на, бла­го­да­ря че­му уточ­ня­ет­ся ме­сто дей­ст­вия (храм Св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле). Имя пат­ри­ар­ха ино­гда пи­шет­ся как Силь­вестр (па­па Рим­ский, уча­ст­во­вав­ший, по пре­да­нию, в по­ис­ках Ис­тин­но­го Кре­ста в Ие­ру­са­ли­ме и по­слав­ший бе­лый кло­бук нов­го­род­ским ар­хи­епи­ско­пам). В 16–17 вв. В. К. Г. в пост­ви­зан­тий­ской и рус. ико­но­пи­си не­ред­ко со­че­та­ет­ся с сю­же­том Об­ре­те­ния Св. Кре­ста имп. Еле­ной. В кон. 17–18 вв. Крест обыч­но изо­бра­жа­ют вы­ше че­ло­ве­че­ско­го рос­та, в ме­ру под­лин­но­го Кре­ста Гос­под­ня. На За­па­де со­хра­ня­ет­ся «ис­то­ри­че­ский» тип В. К. Г., в 16–17 вв. этот сю­жет встре­ча­ет­ся ред­ко (К. де Фи­гу­эй­ре­до, ал­тарь со­бора Св. Кре­ста в Ко­им­бре, 1522–30). В 18 в. В. К. Г. из­вест­но в со­ста­ве не­сколь­ких фре­ско­вых ан­самб­лей (фре­ски со­бо­ра бе­не­дик­тин­цев в Виб­лин­ге­не, 1778–80, худ. И. Зик).

Лит.: Straubinger J. Die Kreuzauffin­dung­sle­gende: Untersuchungen über ihre altchrist­lichen Fassungen mit besonderer Berücksichtigung der syrischen Texte. Paderborn, 1912; Mazzoni P. La leggenda della Croce nell’arte italiana. Fi­renze, 1914; Ска­бал­ла­но­вич М. Н. Воз­дви­же­ние Че­ст­на­го Кре­ста. К., 1915; Drijvers J.-W. Hele­na Augusta: the mother of Constantine the Great and the legend of her finding of the True Cross. Leiden, 1992; van Tongeren L. Exalta­tion of the Cross: towards the origins of the feast of the Cross and the meaning of the Cross in early Medieval liturgy. L., 2000; Ша­ли­на И. А. Ре­ли­к­вии в вос­точ­но­хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии. М., 2005.

Вернуться к началу