Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПО́ДНЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 126-127

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Пожидаева (иконография в раннехристианском и зап.-европ. иск-ве), М. В. Гринберг (иконография в визант. и др.-рус. иск-ве)

СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПО́ДНЕ (греч. ‘Υπαπαντὴ τοῦ Κυρίου; лат. praesentatio Domini – пред­став­ле­ние Гос­по­да), хри­сти­ан­ский празд­ник. Ус­та­нов­лен в честь при­не­се­ния мла­ден­ца Ии­су­са Хри­ста в Ие­ру­са­лим­ский храм.

Со­глас­но Еван­ге­лию (Лк. 2:22–39), ро­ди­те­ли при­нес­ли Мла­ден­ца и жерт­ву [2 го­лу­бя – «жерт­ва по­вин­но­сти бед­но­го» (Лев. 5:7)], что­бы ис­пол­нить пред­пи­са­ние про­ро­ка Мои­сея пер­вен­цев муж­ско­го по­ла на 40-й день по­сле их ро­ж­де­ния по­свя­щать Бо­гу. Слав. назв. «сре­те­ние» (встре­ча) на­по­ми­на­ет о встре­че в хра­ме Ио­си­фа и Ма­рии с Мла­ден­цем со св. Си­ме­о­ном Бо­го­при­им­цем. По пре­да­нию, в чис­ле 72 пе­ре­во­дчи­ков он по ука­зу егип. ца­ря Пто­ле­мея II Фи­ла­дель­фа (282–246 до н. э.) пе­ре­во­дил Свя­щен­ное Пи­са­ние с ев­рей­ско­го на греч. язык и, усом­нив­шись в про­ро­че­ст­ве Исайи о ро­ж­де­нии Мес­сии от дев­ст­вен­ни­цы, ис­пра­вил сло­во «де­ва» на «же­на». Явив­ший­ся ан­гел за­ве­рил его, что он не ум­рёт, не убе­див­шись в ис­тин­но­сти про­ро­че­ст­ва. Про­жив бо­лее 300 лет, Си­ме­он взял на ру­ки Мла­ден­ца-Мес­сию. В этот мо­мент он про­из­нёс мо­лит­ву «Ны­не от­пу­щае­ши» и про­ро­че­ст­во «Те­бе Са­мой ору­жие прой­дет ду­шу» о бу­ду­щих скор­бях Ма­рии о судь­бе Сы­на. В хра­ме так­же Мла­ден­ца как Мес­сию про­сла­ви­ла про­ро­чи­ца Ан­на.

Цер­ков­ное празд­но­ва­ние С. Г. воз­ник­ло в Ие­ру­са­ли­ме, в 4 в. н. э. оно за­вер­ша­ло 40-днев­ный цикл празд­но­ва­ния Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, с 5 в. от­ме­ча­лось как отд. празд­ник. Бо­го­слов­ски С. Г. сим­во­ли­зи­ру­ет встре­чу Вет­хо­го (в ли­це Си­ме­о­на) и Но­во­го (Ии­сус Хри­стос) За­ве­тов.

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции С. Г. счи­та­ет­ся дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком, от­ме­ча­ет­ся 2(15) февр. В ка­то­лич. тра­ди­ции это со­бы­тие в ран­ге празд­ни­ка (Очи­ще­ние Ма­рии, или День све­чей) вспо­ми­на­ет­ся 2 февр., пе­ред мес­сой по­сле об­ря­да ос­вя­ще­ния све­чей про­хо­дит про­цес­сия с ни­ми.

Иконография

«Сретение». Алтарный образ А. Лоренцетти. 1342. Галерея Уффици (Флоренция).

В ран­нем хри­сти­ан­ст­ве С. Г. при­сут­ст­ву­ет в мо­заи­ках три­ум­фаль­ной ар­ки ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Ри­ме (432–440) в пер­вом цик­ле Дет­ст­ва Хри­ста, свя­зан­ном с ус­та­нов­ле­ни­ем по­чи­та­ния Ма­рии как Бо­го­ро­ди­цы на Эфес­ском со­бо­ре. По­ми­мо гл. дей­ст­вую­щих лиц (Ма­рии с Мла­ден­цем, св. Ио­си­фа, св. Си­ме­о­на и про­ро­чи­цы Ан­ны), по­яв­ля­ют­ся ан­ге­лы и тол­пы свя­щен­ни­ков у ал­та­ря, ря­дом с ни­ми си­дят две па­ры го­лу­бей – два­ж­ды по­вто­рен­ная жерт­ва. Мо­заи­ка ц. Бо­го­ма­те­ри Ки­рио­тис­сы (Ка­лен­дер­ха­не, 6 в., ны­не в Ар­хео­ло­гич. му­зее, Стам­бул) пред­став­ля­ет уни­каль­ный дои­ко­но­борческий ва­ри­ант сце­ны, где Мла­де­нец пред­став­лен на ру­ках Бо­го­ма­те­ри. С сер. 9 в. Хри­ста ча­ще изо­бра­жа­ют в объ­я­ти­ях Си­ме­о­на (фре­ска ц. Св. Ев­ста­фия в Гё­ре­ме, сер. 10 в.) или при Его пе­ре­да­че Ма­ри­ей Си­ме­о­ну. Ли­тур­гич. смысл ком­по­зи­ции С. Г., где об­раз Хри­ста трак­то­ван как ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва и раз­ме­щён пря­мо над ал­та­рём, под­чёрк­нут в эпи­сти­лии темп­ло­на из Си­най­ско­го мон. Св. Ека­те­ри­ны (2-я пол. 12 в.). В цик­ле дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков С. Г. – в мо­заи­ках мо­на­сты­рей Оси­ос-Лу­кас в Фо­ки­де (1030–40-е гг.), Неа-Мо­ни на о. Хи­ос (1042–55), ц. Ус­пе­ния в Даф­ни (ок. 1100). Со 2-й пол. 12 в. сце­на при­об­ре­та­ет дра­ма­тич­ность, по­зы и жес­ты пер­со­на­жей ста­но­вят­ся под­чёрк­ну­то эмо­цио­наль­ны­ми (ц. Св. Ни­ко­лая Кас­ни­ци­са, Кас­то­рия, кон. 12 в., и др.). Асим­мет­рич­ный ва­ри­ант ком­по­зи­ции С. Г. пред­став­ля­ет Св. Се­мей­ст­во на по­ро­ге хра­ма, где его встре­ча­ет ста­рец Си­ме­он (фре­ски ц. Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии в Пе­че, Ко­со­во, ок. 1337, и др.). Эта ико­но­гра­фия по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в др.-рус. иск-ве: фре­ски ц. Ус­пе­ния на Во­ло­то­вом по­ле в Вел. Нов­го­ро­де (меж­ду 1363 и 1390), ико­на из Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра в Тве­ри (ок. 1450, ГРМ, и др.). К кон. 16–17 вв. сце­на С. Г. ус­лож­ня­ет­ся под­роб­но­стя­ми, за­им­ст­во­ван­ны­ми из Че­тьих-Ми­ней и пес­но­пе­ний (ико­на Г. Ни­ки­ти­на, 1680-е гг., Яро­слав­ский ху­дож. му­зей).

В ран­нее Сред­не­ве­ко­вье сце­ну С. Г. вклю­ча­ют в цик­лы дет­ст­ва Хри­ста (фре­ски ц. Сан­та-Ма­рия в Кас­тель­се­прио, пред­по­ло­жи­тель­но нач. 9 в.), она по­яв­ля­ет­ся в псал­ти­рях и са­кра­мен­та­ри­ях («Псал­тирь из Кор­би», ок. 800, Му­ни­ци­паль­ная б-ка Л. Ара­го­на, Амь­ен). В «Са­кра­мен­та­рии Дро­го» (ок. 850, Нац. б-ка, Па­риж) св. Си­ме­он при­ни­ма­ет Мла­ден­ца на по­кры­тые ру­ки над ал­та­рём, по­яв­ля­ет­ся фи­гу­ра слу­жан­ки, не­су­щей 2 го­лу­бей. С 12 в. час­то вво­дит­ся мо­тив «свеч­но­го ше­ст­вия» (вит­раж зап. фа­са­да Шартр­ско­го со­бо­ра, 1145–55), со­хра­няю­щий­ся до 15 в. (об­раз С. Лох­не­ра, 1447, Му­зей зем­ли Гес­сен, Дарм­штадт). В го­тич. иск-ве сце­на С. Г. ста­но­вит­ся ча­стью де­ко­ра от­ко­сов пор­та­лов, по­свя­щён­ных Бо­го­ма­те­ри (центр. пор­тал зап. фа­са­да Реймс­ско­го со­бо­ра, 1240–45). В итал. жи­во­пи­си 14 в. под влия­ни­ем ви­зио­нер­ских тек­стов по­яв­ля­ет­ся но­вый мо­тив: Мла­де­нец си­дит на ру­ках Си­ме­о­на, но как бы в ис­пу­ге про­тя­ги­ва­ет ру­ки к Ма­рии (фре­ска Джот­то в Ка­пел­ле дель-Аре­на, Па­дуя, 1303–06). Ста­рец Си­ме­он в кон. 14–17 вв. изо­бра­жа­ет­ся в свя­щен­ни­че­ских или епи­скоп­ских оде­ж­дах (гра­вю­ра А. Дю­ре­ра из цик­ла «Жизнь Ма­рии», ок. 1502–05; кар­ти­на «Св. Си­ме­он с Мла­ден­цем Хри­стом» Х. де Ри­бе­ры, 1647, ча­ст­ное соб­ра­ние). Про­ро­че­ст­во Си­ме­о­на «Те­бе Са­мой ору­жие прой­дет ду­шу» лег­ло в ос­но­ву цик­ла «Семь скор­бей Ма­рии», где Си­ме­он со свит­ком изо­бра­жён ря­дом со сце­ной Оп­ла­ки­ва­ния (вит­раж со­бо­ра в Лонг­пре, 15 в.).

Лит.: Ал­па­тов М. В. Ико­на «Сре­те­ния» из ико­но­ста­са Тро­иц­ко­го со­бо­ра Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры // Тр. От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. 1958. Т. 14; Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire byzantin et en Occident. Brux., 1992. Vol. 1–2; Kirschbaum E. Lexikon der chri­stli­chen Ikonographie. Freiburg-im-Breisgau, 1994. Bd 1; По­кров­ский Н. В. Еван­ге­лие в па­мят­ни­ках ико­но­гра­фии… М., 2001; Не­фе­дов Г., прот. Та­ин­ст­ва и об­ря­ды Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 2008.

Вернуться к началу