СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПО́ДНЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПО́ДНЕ (греч. ‘Υπαπαντὴ τοῦ Κυρίου; лат. praesentatio Domini – представление Господа), христианский праздник. Установлен в честь принесения младенца Иисуса Христа в Иерусалимский храм.
Согласно Евангелию (Лк. 2:22–39), родители принесли Младенца и жертву [2 голубя – «жертва повинности бедного» (Лев. 5:7)], чтобы исполнить предписание пророка Моисея первенцев мужского пола на 40-й день после их рождения посвящать Богу. Слав. назв. «сретение» (встреча) напоминает о встрече в храме Иосифа и Марии с Младенцем со св. Симеоном Богоприимцем. По преданию, в числе 72 переводчиков он по указу егип. царя Птолемея II Филадельфа (282–246 до н. э.) переводил Священное Писание с еврейского на греч. язык и, усомнившись в пророчестве Исайи о рождении Мессии от девственницы, исправил слово «дева» на «жена». Явившийся ангел заверил его, что он не умрёт, не убедившись в истинности пророчества. Прожив более 300 лет, Симеон взял на руки Младенца-Мессию. В этот момент он произнёс молитву «Ныне отпущаеши» и пророчество «Тебе Самой оружие пройдет душу» о будущих скорбях Марии о судьбе Сына. В храме также Младенца как Мессию прославила пророчица Анна.
Церковное празднование С. Г. возникло в Иерусалиме, в 4 в. н. э. оно завершало 40-дневный цикл празднования Рождества Христова, с 5 в. отмечалось как отд. праздник. Богословски С. Г. символизирует встречу Ветхого (в лице Симеона) и Нового (Иисус Христос) Заветов.
В православной традиции С. Г. считается двунадесятым праздником, отмечается 2(15) февр. В католич. традиции это событие в ранге праздника (Очищение Марии, или День свечей) вспоминается 2 февр., перед мессой после обряда освящения свечей проходит процессия с ними.
Иконография
В раннем христианстве С. Г. присутствует в мозаиках триумфальной арки ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440) в первом цикле Детства Христа, связанном с установлением почитания Марии как Богородицы на Эфесском соборе. Помимо гл. действующих лиц (Марии с Младенцем, св. Иосифа, св. Симеона и пророчицы Анны), появляются ангелы и толпы священников у алтаря, рядом с ними сидят две пары голубей – дважды повторенная жертва. Мозаика ц. Богоматери Кириотиссы (Календерхане, 6 в., ныне в Археологич. музее, Стамбул) представляет уникальный доиконоборческий вариант сцены, где Младенец представлен на руках Богоматери. С сер. 9 в. Христа чаще изображают в объятиях Симеона (фреска ц. Св. Евстафия в Гёреме, сер. 10 в.) или при Его передаче Марией Симеону. Литургич. смысл композиции С. Г., где образ Христа трактован как искупительная жертва и размещён прямо над алтарём, подчёркнут в эпистилии темплона из Синайского мон. Св. Екатерины (2-я пол. 12 в.). В цикле двунадесятых праздников С. Г. – в мозаиках монастырей Осиос-Лукас в Фокиде (1030–40-е гг.), Неа-Мони на о. Хиос (1042–55), ц. Успения в Дафни (ок. 1100). Со 2-й пол. 12 в. сцена приобретает драматичность, позы и жесты персонажей становятся подчёркнуто эмоциональными (ц. Св. Николая Каснициса, Кастория, кон. 12 в., и др.). Асимметричный вариант композиции С. Г. представляет Св. Семейство на пороге храма, где его встречает старец Симеон (фрески ц. Богородицы Одигитрии в Пече, Косово, ок. 1337, и др.). Эта иконография получила распространение в др.-рус. иск-ве: фрески ц. Успения на Волотовом поле в Вел. Новгороде (между 1363 и 1390), икона из Спасо-Преображенского собора в Твери (ок. 1450, ГРМ, и др.). К кон. 16–17 вв. сцена С. Г. усложняется подробностями, заимствованными из Четьих-Миней и песнопений (икона Г. Никитина, 1680-е гг., Ярославский худож. музей).
В раннее Средневековье сцену С. Г. включают в циклы детства Христа (фрески ц. Санта-Мария в Кастельсеприо, предположительно нач. 9 в.), она появляется в псалтирях и сакраментариях («Псалтирь из Корби», ок. 800, Муниципальная б-ка Л. Арагона, Амьен). В «Сакраментарии Дрого» (ок. 850, Нац. б-ка, Париж) св. Симеон принимает Младенца на покрытые руки над алтарём, появляется фигура служанки, несущей 2 голубей. С 12 в. часто вводится мотив «свечного шествия» (витраж зап. фасада Шартрского собора, 1145–55), сохраняющийся до 15 в. (образ С. Лохнера, 1447, Музей земли Гессен, Дармштадт). В готич. иск-ве сцена С. Г. становится частью декора откосов порталов, посвящённых Богоматери (центр. портал зап. фасада Реймсского собора, 1240–45). В итал. живописи 14 в. под влиянием визионерских текстов появляется новый мотив: Младенец сидит на руках Симеона, но как бы в испуге протягивает руки к Марии (фреска Джотто в Капелле дель-Арена, Падуя, 1303–06). Старец Симеон в кон. 14–17 вв. изображается в священнических или епископских одеждах (гравюра А. Дюрера из цикла «Жизнь Марии», ок. 1502–05; картина «Св. Симеон с Младенцем Христом» Х. де Риберы, 1647, частное собрание). Пророчество Симеона «Тебе Самой оружие пройдет душу» легло в основу цикла «Семь скорбей Марии», где Симеон со свитком изображён рядом со сценой Оплакивания (витраж собора в Лонгпре, 15 в.).