Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАФНИ́

Дафни. «Преображение». Мозаика северо-западного тромпа. Кон. 11 в.

ДАФНИ́ (Δαφνί), мо­на­стырь, па­мят­ник ви­зант. иск-ва в Афи­нах (Гре­ция). В 6 в. на мес­те др.-греч. хра­ма Апол­ло­на был воз­ве­дён хри­сти­ан­ский мо­на­стырь (от­кры­ты ос­тат­ки ран­не­хри­сти­ан­ской ба­зи­ли­ки), ко­то­рый дос­тиг рас­цве­та в 11 в. Кре­сто­во-ку­поль­ный ка­фо­ли­кон (ц. Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри, кон. 11 в.; эк­зо­нар­текс – нач. 12 в.) при­над­ле­жит к ти­пу ок­та­го­на на тром­пах. Мра­мор­ная об­лицов­ка ин­терь­е­ра со­хра­ни­лась толь­ко в ниж­нем яру­се. Мо­заи­ки Д. – один из наи­бо­лее яр­ких при­ме­ров ви­зант. хра­мо­вой де­ко­ра­ции по­слеи­ко­но­бор­че­ско­го пе­рио­да. В ку­по­ле хра­ма изо­бра­жён Пан­то­кра­тор, в про­стен­ках ба­ра­ба­на – 16 про­ро­ков, в ап­си­де – Бо­го­ма­терь с по­кло­няю­щи­ми­ся ар­хан­ге­ла­ми. Празд­нич­ный цикл, рас­по­ло­жен­ный в тром­пах, лю­не­тах и (впер­вые) на пло­ских по­верх­но­стях стен, рас­ши­рен сце­на­ми из жи­тия Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рые про­дол­же­ны в нар­тек­се. Стиль мо­за­ик от­ли­ча­ет­ся клас­сич. оду­хо­тво­рён­но­стью; изо­бра­же­ния по срав­не­нию с ран­ни­ми об­раз­ца­ми бо­лее де­та­ли­зи­ро­ва­ны, в них по­яв­ля­ются эле­мен­ты пей­за­жа и ар­хи­тек­ту­ры. В 1205–07 кре­сто­нос­цы за­хва­ти­ли Д. и пе­ре­да­ли его цис­тер­ци­ан­ским мо­на­хам, ко­то­рые при­строи­ли к юж. сто­ро­не ка­фо­ли­ко­на клу­атр, к эк­зо­нар­тек­су до­ба­ви­ли стрель­ча­тые ар­ки, по­строи­ли крип­ту. По­сле от­то­ман­ско­го за­вое­ва­ния Д. был воз­вра­щён Греч. пра­во­слав­ной церк­ви (1458). В пе­ри­од тур. гос­под­ства мо­на­стырь при­шёл в упа­док, в нём бы­ла уст­рое­на ка­зар­ма. Вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Millet G. Le monastère de Daphni. P., 1899; Demus O. Le maître de Daphni // Les peintres célèbres. P., 1948; Де­мус О. Мо­заи­ки ви­зан­тий­ских хра­мов: Прин­ци­пы мо­ну­мен­таль­но­го ис­кус­ст­ва Ви­зан­тии. М., 2001.

Вернуться к началу