РИБЕ́РА ХУСЕПЕ ДЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИБЕ́РА (Ribera) (прозвище Спаньолетто, Spagnoletto) Хусепе де (крещён 17.2.1591, Хатива, Валенсия – 3.9.1652, Неаполь), исп. живописец и гравёр. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. Ок. 1611 уехал в Италию, в 1613–16 работал в Риме в тесном сотрудничестве с утрехтскими караваджистами, позднее – один из наиболее ярких представителей европ. караваджизма. С 1616 жил в Неаполе, где стал одним из основоположников барочной живописи и крупным мастером неаполитанской школы. Работал по заказам исп. вице-королей, вел. герцога Тосканского и др., создавал живописные полотна и офорты преим. религ. содержания, для которых характерны острый натурализм (часто использовал простонародные модели), драматизм образов, резкие светотеневые контрасты, точный рисунок, насыщенная яркая палитра («Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы», 1626, Эрмитаж, С.-Петербург; «Демокрит», 1630, «Св. Андрей», 1630–32, обе – Прадо, Мадрид). С сер. 1630-х гг. под влиянием венецианской и флам. живописи того времени, а также болонского академизма бр. Карраччи живопись Р. меняется – композиц. строй становится более уравновешенным, палитра – более светлой и светоносной, мастер работает открытым свободным мазком. В этот период создаются религиозные («Поклонение пастухов», 1638, Музей изящных искусств, Гренобль; «Святая Инесса», 1641, Дрезденская КГ), мифологические («Титий», 1632, Прадо, Мадрид) и жанровые («Хромоножка», 1642, Лувр, Париж) картины.