Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕАПОЛИТА́НСКАЯ ШКО́ЛА

Авторы: А. Л. Близнюков

НЕАПОЛИТА́НСКАЯ ШКО́ЛА, 1) в ар­хи­тек­ту­ре и из­об­ра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве – од­на из круп­ней­ших ре­гио­наль­ных ху­до­же­ст­вен­ных школ Ита­лии. На про­тя­же­нии всей ис­то­рии Н. ш. её осо­бен­но­стью был ор­га­нич­ный сплав раз­но­род­ных куль­тур­ных ком­по­нен­тов, при­сут­ст­вие ко­то­рых объ­яс­ня­лось гео­гра­фич. по­ло­же­ни­ем Не­апо­ля – од­но­го из круп­ней­ших го­ро­дов на Апен­нин­ском п-ове и мор­ско­го пор­та.

Неаполитанская школа. Интерьер церкви Санта-Мария-Эджициака-аль-Ольмо. Строилась с 1684. Архитектор Д. Лаццари.

В ар­хи­тек­ту­ре и скульп­ту­ре Н. ш. в боль­шей сте­пе­ни, чем в жи­во­пи­си, за­мет­но влия­ние др. школ, свя­зан­ное, сре­ди про­че­го, с ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем прак­ти­ки при­вле­че­ния мас­те­ров из др. ху­дож. цен­тров. В эпо­ху го­ти­ки бы­ли осо­бен­но силь­ны франц. влия­ния, ко­то­рые сме­ни­лись исп. и тос­кан­ски­ми в пе­ри­од позд­ней го­ти­ки и Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния. В 17 в. в ар­хи­тек­ту­ре Не­апо­ля на­блю­дал­ся сво­его ро­да за­стой, строи­лось ма­ло но­вых зда­ний, ар­хи­тек­то­ры за­ни­ма­лись мо­дер­ни­за­ци­ей внутр. от­дел­ки или фа­са­дов уже су­ще­ст­вую­щих со­ору­же­ний. Но­во­го рас­цве­та ар­хи­тек­ту­ра Н. ш. дос­тиг­ла в 18 – нач. 19 вв., ко­гда Не­аполь ста­но­вит­ся од­ним из зна­чит. цен­тров позд­не­го ба­рок­ко и клас­си­циз­ма; воз­во­дят­ся ко­ро­лев­ские двор­цы в Ка­по­ди­мон­те и Пор­ти­чи (их строи­тель­ство на­ча­то в 1738), в Ка­зер­те, стро­ит­ся ц. Сан-Фран­че­ско-ди-Пао­ла в Не­апо­ле (арх. П. Бьян­ки, 1817–46). По­сле объ­еди­не­ния Ита­лии ар­хи­тек­ту­ра Н. ш. те­ря­ет свой не­по­вто­ри­мый ха­рак­тер.

Для раз­ви­тия скульп­ту­ры 14 в. в Не­апо­ле ос­но­во­по­ла­гаю­щее зна­че­ние име­ло «Над­гро­бие Ма­рии Вен­гер­ской» Ти­но да Ка­маи­но (ц. Сан­та-Ма­рия-Дон­на­ред­жи­на, 1326), в пе­ри­од Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния – «Над­гро­бие Бран­кач­чи» До­на­тел­ло и Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­лом­мео (ц. Сант-Анд­же­ло-а-Ни­ло, 1426–28) и скульп­ту­ра мас­те­ров шко­лы До­на­тел­ло, ук­ра­шаю­щая Три­ум­фаль­ную ар­ку Аль­фон­са Ара­гон­ско­го в Кас­тель-Нуо­во, а так­же ра­бо­ты А. Рос­сел­ли­но и Ф. Лау­ра­ны, ко­то­рые ста­но­ви­лись ме­ст­ным мас­те­рам об­раз­ца­ми для под­ра­жа­ния. В 16 в. в Не­апо­ле ра­бо­та­ли Б. Ор­донь­ец, Дж. Сан­так­ро­че, П. Бер­ни­ни и М. Нак­ке­ри­но. В 17 в. вы­дви­га­ют­ся на пер­вый план ме­ст­ные се­мьи Фан­ца­го, Фи­нел­ли и Ви­нач­ча, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых яв­ля­ют­ся ав­то­ра­ми де­ко­ра мно­го­числ. ал­та­рей и ка­пелл в хра­мах го­ро­да и его ок­ре­ст­но­стей. В 19 – нач. 20 вв. в Н. ш. вы­де­ля­ет­ся фи­гу­ра В. Дже­ми­то – од­но­го из круп­ней­ших итал. скульп­то­ров это­го вре­ме­ни.

Неаполитанская школа. Ф. Солимена. «Ревекка у колодца». Ок. 1700. Эрмитаж (С.-Петербург).

Не­апо­ли­тан­ская шко­ла в жи­во­пи­си. В 1-й пол. 14 в. в Не­апо­ле ра­бо­та­ли Джот­то и его мас­тер­ская, П. Ка­вал­ли­ни и С. Мар­ти­ни, ос­та­вив­шие за­ме­чат. об­раз­цы фло­рен­тий­ской, рим­ской и си­ен­ской ху­дож. тра­ди­ций со­от­вет­ствен­но, под влия­ни­ем ко­то­рых Н. ш. раз­ви­ва­лась во 2-й пол. 14 – нач. 15 вв. С сер. 15 в. в не­апо­ли­тан­ском иск-ве на­чи­на­ет­ся пе­ри­од Воз­ро­ж­де­ния, ко­гда на­ря­ду с цен­траль­нои­таль­ян­ски­ми ста­но­вят­ся за­мет­ны влия­ния ни­дерл. жи­во­пи­си. В это вре­мя в Н. работает Ко­лан­то­нио, су­мев­ший ор­га­нич­но со­че­тать итал. и сев.-ев­роп. тра­ди­ции. Во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв. вы­де­ля­ют­ся А. Со­ла­рио, С. Спа­ра­но и А. Рим­пат­та. Об­нов­ле­ние не­апо­ли­тан­ской жи­во­пи­си в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния и ран­не­го мань­е­риз­ма свя­за­но с дея­тель­но­стью П. Фер­нан­де­са, Че­за­ре да Сес­то и По­ли­до­ро да Ка­ра­вад­жо. Круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли Н. ш. 2-й пол. 16 в. – М. Пи­но, Ф. Ку­рия, Б. Ко­рен­цио и Ф. Сан­та­фе­де.

Наи­выс­ше­го рас­цве­та и пол­ной сти­ли­стич. са­мо­стоя­тель­но­сти дос­тиг­ла в 17 и 18 вв., став од­ной из ве­ду­щих жи­во­пис­ных школ Ев­ро­пы. Ра­бо­ты Ка­ра­вад­жо не­апо­ли­тан­ско­го пе­рио­да по­слу­жи­ли от­прав­ной точ­кой для ста­нов­ле­ния творч. ин­ди­ви­ду­аль­но­сти Дж. Б. Ка­рач­чо­ло, К. Сел­ли­то, Л. Фин­со­на. Круп­ней­шим ху­дож­ни­ком 1-й пол. 17 в. стал ис­па­нец Х. де Ри­бе­ра, чья ма­не­ра сло­жи­лась в Ри­ме в кру­гу не­по­сред­ст­вен­ных по­сле­до­ва­те­лей Ка­ра­вад­жо. Ри­бе­ра ра­бо­тал в Не­апо­ле с 1616, и под его влия­ни­ем сфор­ми­ро­ва­лось твор­че­ст­во М. Стан­цио­не и А. Фаль­ко­не. По­след­ний стал учи­те­лем С. Ро­зы, од­но­го из круп­ней­ших не­апо­ли­тан­ских мас­те­ров. С сев.-ев­роп. жи­во­пи­сью бы­ли свя­за­ны Мон­су Де­зи­де­рио и Д. Бар­ра, в то вре­мя как А. ди Лио­не был бли­зок рим. клас­си­ци­стич. тра­ди­ции Н. Пус­се­на. Уче­ни­ком Ри­бе­ры был Л. Джор­да­но – круп­ней­ший мас­тер 2-й пол. 17 в. Он стал пер­вым не­апо­ли­тан­ским жи­во­пис­цем, про­сла­вив­шим­ся за пре­де­ла­ми род­но­го го­ро­да: ра­бо­тал с боль­шим ус­пе­хом во Фло­рен­ции, Ве­не­ции и при ко­ро­лев­ском дво­ре в Ис­па­нии. Его твор­че­ст­во ста­ло ос­но­вой для Н. ш. 18 в. – как для её круп­ней­ше­го пред­ста­ви­те­ля Ф. Со­ли­ме­ны, так и для ме­нее вы­даю­щих­ся мас­те­ров (Ф. де Му­ра, К. Джа­к­вин­то). Реа­ли­стич. ка­ра­вад­жи­ст­ская тра­ди­ция про­дол­жи­лась в твор­че­ст­ве Г. Тра­вер­си.

В 1-й пол. 19 в. под влия­ни­ем, с од­ной сто­ро­ны, клас­си­ци­стич. пей­за­жа (С. Ро­за, К. Лор­рен и др.), а с дру­гой – нов­шеств англ. жи­во­пис­цев (У. Тёр­нер, Дж. Кон­стебл) фор­ми­ру­ет­ся т. н. По­зи­лип­по шко­ла, в цен­тре вни­ма­ния ко­то­рой был жанр идеа­ли­зи­ро­ван­но­го итал. пей­за­жа. К ней от­но­си­лись не толь­ко ме­ст­ные жи­во­пис­цы (Дж. Джи­ган­те и др.), но и ино­стран­цы, жив­шие в Неа­по­ли­тан­ском ко­ро­лев­ст­ве (А. Пит­лоо, Силь­вестр Ф. Щед­рин). Шко­ла По­зи­лип­по за­вер­ша­ет ис­то­рию са­мо­сто­ят. раз­ви­тия Н. ш., во 2-й пол. 19 в. не­апо­ли­тан­ские ху­дож­ни­ки по­сте­пен­но по­па­да­ют под влия­ние др. жи­во­пис­ных школ, со­хра­няя при этом при­вер­жен­ность бы­то­пи­са­нию сцен из жиз­ни сво­его го­ро­да и его ок­ре­ст­но­стей, а так­же от­дель­ным осо­бен­но­стям ко­ло­ри­та.

2) В му­зы­ке – нап­рав­ле­ние, сло­жив­шее­ся во 2-й пол. 17 – 18 вв. в Не­апо­ле. Ис­пы­тав влия­ние тра­ди­ций не­апо­ли­тан­ской бы­то­вой и ка­то­лич. цер­ков­ной му­зы­ки, Н. ш. про­яви­ла се­бя гл. обр. в об­лас­ти во­каль­ной ком­по­зи­ции. Для её раз­ви­тия важ­ное зна­че­ние име­ла дея­тель­ность не­апо­ли­тан­ских кон­сер­ва­то­рий (ор­га­ни­зо­ва­ны в 16 в. пер­во­на­чаль­но как си­рот­ские при­юты): в 1720–50-х гг. пе­ре­жи­ва­ли рас­цвет кон­сер­ва­то­рии Сан­та-Ма­рия ди Ло­ре­то, Сант-Оноф­рио в Ка­пуа­не, Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Пье­та-деи-Тур­кини и Деи По­ве­ри ди Дже­зу Кри­сто (Ни­щих Хри­сто­вых), вы­пус­тив­шие мно­го ком­по­зи­то­ров и пев­цов (в ча­ст­но­сти, ка­ст­ра­тов). Ин­тен­сив­ной бы­ла и му­зы­каль­но-те­ат­раль­ная жизнь го­ро­да: в 18 в. од­но­вре­мен­но дей­ст­во­ва­ли не ме­нее 4 опер­ных те­ат­ров (в т. ч. «Сан-Бар­то­ломео», «Сан-Кар­ло»). Опер­ные по­ста­нов­ки от­ли­ча­лись вы­со­ким уров­нем ис­пол­ни­тель­ско­го иск-ва, пыш­но­стью и зре­лищ­но­стью сце­нич. оформ­ле­ния (арх. и сце­но­граф Ф. Юва­ра, ди­на­стия Гал­ли-Биб­бие­на). По­пу­ляр­ны­ми бы­ли так­же пред­став­ле­ния муз. ко­ме­дий на не­апо­ли­тан­ском диа­лек­те, кар­на­ва­лы, празд­нич­ные це­ре­мо­нии с тан­ца­ми и ре­лиг. про­цес­сия­ми, со­про­во­ж­дав­шие­ся му­зы­кой и со­дер­жав­шие зна­чит. эле­мент те­ат­ра­ли­за­ции.

К пер­вым ком­по­зи­то­рам Н. ш. от­но­сят Ф. Чи­рил­ло и Ф. Про­вен­ца­ле, опи­рав­шихся на тра­ди­ции опер­ной ве­не­ци­ан­ской шко­лы. Свое­об­ра­зие сти­ля Н. ш. от­чёт­ли­во про­яви­лось у А. Скар­лат­ти, Ф. Ман­чи­ни. В 18 в. в Н. ш. ут­вер­ди­лась мощ­ная му­зы­каль­но-те­ат­раль­ная тра­ди­ция, оп­ре­де­лив­шая эво­лю­цию всей ев­роп. опе­ры. В не­драх ба­роч­ной тра­ги­ко­мич. опе­ры по­сте­пен­но обо­со­бил­ся жанр опе­ры-се­риа («серь­ёз­ной»), по­лу­чив­ший рас­про­стра­не­ние в муз. цен­трах Ита­лии и др. ев­роп. стран. Мо­де­лью опе­ры-се­риа стал тип либ­рет­то, под­го­тов­лен­ный А. Дзе­но и на­шед­ший клас­сич. вы­ра­же­ние в твор­че­ст­ве П. Ме­та­ста­зио (в Неа­по­ле по­став­ле­на пер­вая опе­ра на его либр. – «По­ки­ну­тая Ди­до­на» Д. Сар­ро, 1724). В опе­ре-се­риа от­кри­стал­ли­зо­ва­лись ти­пич­ные фор­мы арии, итал. опер­ной увер­тю­ры (sinfonia), ти­пы ре­чи­та­ти­ва – т. н. су­хой (recitativo secco, под ак­ком­па­не­мент кла­ве­си­на) и ак­ком­па­ни­ро­ван­ный (recitativo accompagnato, в со­про­во­ж­де­нии ор­ке­ст­ра), ус­та­но­ви­лись тра­ди­ции ис­поль­зо­ва­ния ор­ке­ст­ра в опе­ре (с диф­фе­рен­циа­ци­ей по груп­пам ин­ст­ру­мен­тов). С 1720-х гг. в Н. ш. всё боль­шую роль при­об­ре­та­ют как кан­ти­лен­ное, так и внеш­не бле­стя­щее вир­ту­оз­ное пе­ние (canto figurato, или бель­кан­то). В опе­ре-се­риа пре­об­ла­да­ли ми­фо­ло­гич. и ле­ген­дар­но-ис­то­рич. (в т. ч. ры­цар­ские) сю­же­ты. Клас­сич. об­раз­цы не­апо­ли­тан­ской опе­ры-се­риа соз­да­ли в 18 в. Л. Вин­чи, Н. Пор­по­ра, Л. Лео, Ф. Фео и др. Зна­чит. влия­ние не­апо­ли­тан­ской опе­ры ис­пы­тал Г. Ф. Ген­дель, к Н. ш. при­мыкал И. А. Хас­се. На либ­рет­то Дзе­но и Ме­та­ста­зио в 18 в. пи­са­ли мн. не­апо­ли­тан­ские ком­по­зи­то­ры, при­чём на од­но и то же либ­рет­то соз­да­ва­лись де­сят­ки опер. По­сте­пен­но от­ка­зы­ва­ясь от пе­ре­да­чи ис­то­рич. ко­ло­ри­та или де­та­лей фа­бу­лы, ком­по­зи­то­ры Н. ш. со­сре­до­то­чи­ли вни­ма­ние на изо­бра­же­нии аф­фек­тов: люб­ви, скор­би, во­ин­ст­вен­но­го по­ры­ва, рев­но­сти, идил­лич. со­зер­ца­тель­но­сти и т. п. В ре­зуль­та­те дли­тель­но­го ис­то­рич. от­бо­ра ха­рак­тер­ных ин­то­на­ций эмо­ции по­лу­ча­ли в опе­ре типич­ное вы­ра­же­ние, вне за­ви­си­мо­сти от кон­крет­но­го сю­же­та. От­сю­да воз­мож­ность пе­ре­ста­но­вок арий из од­ной опе­ры в дру­гую и та­кие яв­ле­ния, как пас­тич­чо (сбор­ные спек­так­ли из от­рыв­ков разл. опер). В сер. 18 в. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки пре­одо­леть дра­ма­тур­гич. ста­ти­ку ран­ней опе­ры-се­риа (Ф. Майо, Н. Йом­мел­ли, Н. Пич­чин­ни, Т. Тра­эт­та), но до ре­фор­мы К. В. Глю­ка (с 1762) это по­ло­же­ние в це­лом не бы­ло по­ко­леб­ле­но.

Начиная с 1730-х гг. из опе­ры-се­риа по­сте­пен­но вы­де­ли­лись ко­ме­дий­ные ин­тер­ме­дии; па­рал­лель­но из диа­лект­ной ко­ме­дии с му­зы­кой воз­ник­ли не­боль­шие опе­ры шу­точ­но­го ха­рак­те­ра с уча­сти­ем пер­со­на­жей, близ­ких мас­кам ко­ме­дии дель ар­те. Тем са­мым сло­жи­лись пред­по­сыл­ки к фор­ми­ро­ва­нию опе­ры-буф­фа как но­во­го жан­ра; в ча­ст­но­сти, яр­кие буф­фон­ные чер­ты про­яви­лись в му­зы­ке Дж. Б. Пер­го­ле­зи («Слу­жан­ка-гос­по­жа», 1733). Позд­нее в твор­че­ст­ве Пич­чин­ни опе­ра-буф­фа при­об­ре­ла сен­ти­мен­та­ли­ст­ский от­те­нок. Ком­по­зи­то­ры сле­дую­ще­го по­ко­ле­ния – Дж. Паи­зи­ел­ло, Д. Чи­ма­ро­за – рас­ши­ри­ли круг об­ра­зов опе­ры-буф­фа как ко­мич. жан­ра с чер­та­ми ли­рич. дра­мы, сказ­ки, фар­са, эле­мен­та­ми эк­зо­ти­ки и т. п. К кон. 18 в. об­лик не­апо­ли­тан­ской опе­ры по­сте­пен­но из­ме­нил­ся, т. к. её пред­ста­ви­те­ли (П. Ан­фос­си, П. А. и П. К. Гуль­ель­ми, Н. Пич­чин­ни, Дж. Паи­зи­ел­ло, А. Сак­ки­ни, Д. Чи­ма­ро­за и др.) ис­поль­зо­ва­ли дра­ма­тур­гич. ди­на­ми­ку опе­ры-буф­фа в жан­ре опе­ры-се­риа. Вне муз. те­ат­ра ком­по­зи­то­ры Н. ш. соз­да­ли мно­го­числ. об­раз­цы ка­то­лич. цер­ков­ной му­зы­ки, в т. ч. вы­даю­щие­ся по ху­дож. зна­че­нию («Stabat Mater» Пер­го­ле­зи и др.).

Лит.: Causa R. Pittura napoletana dal XV al XIX secolo. Bergamo, 1957; Cortese N. Cultura e politica a Napoli dal Cinque al Settecento. Napoli, 1965; Hersey G. L. Alfonso II and the artistic renewal of Naples: 1485–1495. New Haven, 1969; Зна­ме­ров­ская Т. П. Не­апо­ли­тан­ская жи­во­пись пер­вой по­ло­ви­ны XVII в. М., 1978; Civiltа̀ del Seicento a Napoli. (Cat.). Napoli, 1984. Vol. 1–2; La pittura napoletana del ’600 / A cura di N. Spinosa. Mil., 1984; Spinosa N. Pittura napoletana del Settecento. Napoli, 1986–1987. Vol. 1–2; Civiltа̀ dell’Ot­to­cento: le arti a Napoli dai Borbone ai Savoia. (Cat.). Napoli, 1997. Vol. 1–3; Negri Arnol­di F. Scultura del Cinquecento in Italia me­ri­dionale. [Naples], 1997; Blunt A. Architettura barocca e rococò a Napoli. Mil., [2006].

Лит.: Florimo F. La scuola musicale di Napoli e i suoi conservatorii. Napoli, 1880–1882. Vol. 1–4; Pannain G. Le origini della scuola musicale napoletana. Napoli, 1914; Borren Ch. van der. A. Scarlatti et l’esthétique de l’opéra napo­li­tain. P.; Brux., 1921; Tintori G. L’opera napo­le­tana. Mil., 1958; Бёр­ни Ч. Му­зы­каль­ные пу­те­ше­ст­вия. Днев­ник пу­те­ше­ст­вия 1770 г. по Фран­ции и Ита­лии. Л., 1961; Doria G., Pannain G., Bologna F. Settecento napole­ta­no. Torino, 1962; Ro­binson M. F. Naples and Nea­politan opera. Oxf., 1972; Ко­нен В. Д. Те­атр и сим­фо­ния. 2-е изд. М., 1975; Degrada F. L’ope­ra a Na­po­li nel Settecento // Storia dell’ope­ra / A cura di A. Basso, G. Barblan. Torino, 1977. Vol. 1; Viviani V. Storia del teatro napoletano. 2 ed. Napoli, 1992; Napoli e il teatro musicale in Europa tra Sette e Otto­cento. Firenze, 1993; Cotticelli F., Maione P. Onesto divertimento, ed allegria de’popoli: ma­teriali per una storia della spet­ta­colo a Napoli nel primo Settecento. Mil., 1996; Луц­кер П. В., Су­сид­ко И. П. Италь­ян­ская опе­ра XVIII в. М., 1998–2004. Ч. 1–2.

Вернуться к началу