НЕАПОЛИТА́НСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕАПОЛИТА́НСКАЯ ШКО́ЛА, 1) в архитектуре и изобразительном искусстве – одна из крупнейших региональных художественных школ Италии. На протяжении всей истории Н. ш. её особенностью был органичный сплав разнородных культурных компонентов, присутствие которых объяснялось географич. положением Неаполя – одного из крупнейших городов на Апеннинском п-ове и морского порта.
В архитектуре и скульптуре Н. ш. в большей степени, чем в живописи, заметно влияние др. школ, связанное, среди прочего, с широким распространением практики привлечения мастеров из др. худож. центров. В эпоху готики были особенно сильны франц. влияния, которые сменились исп. и тосканскими в период поздней готики и Раннего Возрождения. В 17 в. в архитектуре Неаполя наблюдался своего рода застой, строилось мало новых зданий, архитекторы занимались модернизацией внутр. отделки или фасадов уже существующих сооружений. Нового расцвета архитектура Н. ш. достигла в 18 – нач. 19 вв., когда Неаполь становится одним из значит. центров позднего барокко и классицизма; возводятся королевские дворцы в Каподимонте и Портичи (их строительство начато в 1738), в Казерте, строится ц. Сан-Франческо-ди-Паола в Неаполе (арх. П. Бьянки, 1817–46). После объединения Италии архитектура Н. ш. теряет свой неповторимый характер.
Для развития скульптуры 14 в. в Неаполе основополагающее значение имело «Надгробие Марии Венгерской» Тино да Камаино (ц. Санта-Мария-Доннареджина, 1326), в период Раннего Возрождения – «Надгробие Бранкаччи» Донателло и Микелоццо ди Бартоломмео (ц. Сант-Анджело-а-Нило, 1426–28) и скульптура мастеров школы Донателло, украшающая Триумфальную арку Альфонса Арагонского в Кастель-Нуово, а также работы А. Росселлино и Ф. Лаураны, которые становились местным мастерам образцами для подражания. В 16 в. в Неаполе работали Б. Ордоньец, Дж. Сантакроче, П. Бернини и М. Наккерино. В 17 в. выдвигаются на первый план местные семьи Фанцаго, Финелли и Виначча, представители которых являются авторами декора многочисл. алтарей и капелл в храмах города и его окрестностей. В 19 – нач. 20 вв. в Н. ш. выделяется фигура В. Джемито – одного из крупнейших итал. скульпторов этого времени.
Неаполитанская школа в живописи. В 1-й пол. 14 в. в Неаполе работали Джотто и его мастерская, П. Каваллини и С. Мартини, оставившие замечат. образцы флорентийской, римской и сиенской худож. традиций соответственно, под влиянием которых Н. ш. развивалась во 2-й пол. 14 – нач. 15 вв. С сер. 15 в. в неаполитанском иск-ве начинается период Возрождения, когда наряду с центральноитальянскими становятся заметны влияния нидерл. живописи. В это время в Н. работает Колантонио, сумевший органично сочетать итал. и сев.-европ. традиции. Во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв. выделяются А. Соларио, С. Спарано и А. Римпатта. Обновление неаполитанской живописи в соответствии с нормами Высокого Возрождения и раннего маньеризма связано с деятельностью П. Фернандеса, Чезаре да Сесто и Полидоро да Караваджо. Крупнейшие представители Н. ш. 2-й пол. 16 в. – М. Пино, Ф. Курия, Б. Коренцио и Ф. Сантафеде.
Наивысшего расцвета и полной стилистич. самостоятельности достигла в 17 и 18 вв., став одной из ведущих живописных школ Европы. Работы Караваджо неаполитанского периода послужили отправной точкой для становления творч. индивидуальности Дж. Б. Караччоло, К. Селлито, Л. Финсона. Крупнейшим художником 1-й пол. 17 в. стал испанец Х. де Рибера, чья манера сложилась в Риме в кругу непосредственных последователей Караваджо. Рибера работал в Неаполе с 1616, и под его влиянием сформировалось творчество М. Станционе и А. Фальконе. Последний стал учителем С. Розы, одного из крупнейших неаполитанских мастеров. С сев.-европ. живописью были связаны Монсу Дезидерио и Д. Барра, в то время как А. ди Лионе был близок рим. классицистич. традиции Н. Пуссена. Учеником Риберы был Л. Джордано – крупнейший мастер 2-й пол. 17 в. Он стал первым неаполитанским живописцем, прославившимся за пределами родного города: работал с большим успехом во Флоренции, Венеции и при королевском дворе в Испании. Его творчество стало основой для Н. ш. 18 в. – как для её крупнейшего представителя Ф. Солимены, так и для менее выдающихся мастеров (Ф. де Мура, К. Джаквинто). Реалистич. караваджистская традиция продолжилась в творчестве Г. Траверси.
В 1-й пол. 19 в. под влиянием, с одной стороны, классицистич. пейзажа (С. Роза, К. Лоррен и др.), а с другой – новшеств англ. живописцев (У. Тёрнер, Дж. Констебл) формируется т. н. Позилиппо школа, в центре внимания которой был жанр идеализированного итал. пейзажа. К ней относились не только местные живописцы (Дж. Джиганте и др.), но и иностранцы, жившие в Неаполитанском королевстве (А. Питлоо, Сильвестр Ф. Щедрин). Школа Позилиппо завершает историю самостоят. развития Н. ш., во 2-й пол. 19 в. неаполитанские художники постепенно попадают под влияние др. живописных школ, сохраняя при этом приверженность бытописанию сцен из жизни своего города и его окрестностей, а также отдельным особенностям колорита.
2) В музыке – направление, сложившееся во 2-й пол. 17 – 18 вв. в Неаполе. Испытав влияние традиций неаполитанской бытовой и католич. церковной музыки, Н. ш. проявила себя гл. обр. в области вокальной композиции. Для её развития важное значение имела деятельность неаполитанских консерваторий (организованы в 16 в. первоначально как сиротские приюты): в 1720–50-х гг. переживали расцвет консерватории Санта-Мария ди Лорето, Сант-Онофрио в Капуане, Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини и Деи Повери ди Джезу Кристо (Нищих Христовых), выпустившие много композиторов и певцов (в частности, кастратов). Интенсивной была и музыкально-театральная жизнь города: в 18 в. одновременно действовали не менее 4 оперных театров (в т. ч. «Сан-Бартоломео», «Сан-Карло»). Оперные постановки отличались высоким уровнем исполнительского иск-ва, пышностью и зрелищностью сценич. оформления (арх. и сценограф Ф. Ювара, династия Галли-Биббиена). Популярными были также представления муз. комедий на неаполитанском диалекте, карнавалы, праздничные церемонии с танцами и религ. процессиями, сопровождавшиеся музыкой и содержавшие значит. элемент театрализации.
К первым композиторам Н. ш. относят Ф. Чирилло и Ф. Провенцале, опиравшихся на традиции оперной венецианской школы. Своеобразие стиля Н. ш. отчётливо проявилось у А. Скарлатти, Ф. Манчини. В 18 в. в Н. ш. утвердилась мощная музыкально-театральная традиция, определившая эволюцию всей европ. оперы. В недрах барочной трагикомич. оперы постепенно обособился жанр оперы-сериа («серьёзной»), получивший распространение в муз. центрах Италии и др. европ. стран. Моделью оперы-сериа стал тип либретто, подготовленный А. Дзено и нашедший классич. выражение в творчестве П. Метастазио (в Неаполе поставлена первая опера на его либр. – «Покинутая Дидона» Д. Сарро, 1724). В опере-сериа откристаллизовались типичные формы арии, итал. оперной увертюры (sinfonia), типы речитатива – т. н. сухой (recitativo secco, под аккомпанемент клавесина) и аккомпанированный (recitativo accompagnato, в сопровождении оркестра), установились традиции использования оркестра в опере (с дифференциацией по группам инструментов). С 1720-х гг. в Н. ш. всё большую роль приобретают как кантиленное, так и внешне блестящее виртуозное пение (canto figurato, или бельканто). В опере-сериа преобладали мифологич. и легендарно-историч. (в т. ч. рыцарские) сюжеты. Классич. образцы неаполитанской оперы-сериа создали в 18 в. Л. Винчи, Н. Порпора, Л. Лео, Ф. Фео и др. Значит. влияние неаполитанской оперы испытал Г. Ф. Гендель, к Н. ш. примыкал И. А. Хассе. На либретто Дзено и Метастазио в 18 в. писали мн. неаполитанские композиторы, причём на одно и то же либретто создавались десятки опер. Постепенно отказываясь от передачи историч. колорита или деталей фабулы, композиторы Н. ш. сосредоточили внимание на изображении аффектов: любви, скорби, воинственного порыва, ревности, идиллич. созерцательности и т. п. В результате длительного историч. отбора характерных интонаций эмоции получали в опере типичное выражение, вне зависимости от конкретного сюжета. Отсюда возможность перестановок арий из одной оперы в другую и такие явления, как пастиччо (сборные спектакли из отрывков разл. опер). В сер. 18 в. предпринимались попытки преодолеть драматургич. статику ранней оперы-сериа (Ф. Майо, Н. Йоммелли, Н. Пиччинни, Т. Траэтта), но до реформы К. В. Глюка (с 1762) это положение в целом не было поколеблено.
Начиная с 1730-х гг. из оперы-сериа постепенно выделились комедийные интермедии; параллельно из диалектной комедии с музыкой возникли небольшие оперы шуточного характера с участием персонажей, близких маскам комедии дель арте. Тем самым сложились предпосылки к формированию оперы-буффа как нового жанра; в частности, яркие буффонные черты проявились в музыке Дж. Б. Перголези («Служанка-госпожа», 1733). Позднее в творчестве Пиччинни опера-буффа приобрела сентименталистский оттенок. Композиторы следующего поколения – Дж. Паизиелло, Д. Чимароза – расширили круг образов оперы-буффа как комич. жанра с чертами лирич. драмы, сказки, фарса, элементами экзотики и т. п. К кон. 18 в. облик неаполитанской оперы постепенно изменился, т. к. её представители (П. Анфосси, П. А. и П. К. Гульельми, Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, А. Саккини, Д. Чимароза и др.) использовали драматургич. динамику оперы-буффа в жанре оперы-сериа. Вне муз. театра композиторы Н. ш. создали многочисл. образцы католич. церковной музыки, в т. ч. выдающиеся по худож. значению («Stabat Mater» Перголези и др.).