УВЕРТЮ́РА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УВЕРТЮ́РА (франц. ouverture, от лат. apertura – открытие, начало), инструментальное вступление к крупному произведению (опере, балету, оратории, театральному спектаклю), а также самостоят. сочинение. Фанфарное вступление, открывающее оперу «Орфей» К. Монтеверди (1607), считается первой оперной У. (в оригинале «токката»). В сер. 17 в. у Ж. Б. Люлли установился тип французской У., состоящей из вступительной медленной (патетической, с острым ритмом) и быстрой фугированной частей (замыкаются кратким медленным разделом, иногда возвращением к вступит. материалу). Во 2-й пол. 17 в. (А. Страделла, А. Скарлатти) сложился тип 3-частной итальянской У. (sinfonia), в которой крайние полифонич. части быстрые, средняя – медленная. В нем. музыке 1-й пол. 18 в. франц. У. применялась, помимо опер и кантат, в сюитах (4-я партита для клавира И. С. Баха, BWV 828), причём У. могло называться и всё сочинение (оркестровые У., или сюиты, И. С. Баха, BWV 1066–1071). Оперная У. (гл. обр. итальянская) подготовила классич. симфонию (от французской У. перешло медленное вступление в первых частях симфоний). Во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. У. приобрела новые черты: обобщение осн. характера драматич. конфликта (поздние оперы К. В. Глюка); использование материала из сцен оперы («Дон Жуан» В. А. Моцарта); сонатная форма, иногда с медленным вступлением, часто со значит. развитием (увертюры Л. ван Бетховена). В 19 в. У. такого рода преобладали у К. М. Вебера, Р. Вагнера, сосуществуя с более традиц. У., напр. у Дж. Россини. Мн. У. нового типа стали фактически концертными пьесами. К жанру У. относятся первые образцы рус. симфонич. музыки – Д. С. Бортнянского (У. к операм), О. А. Козловского (к трагедиям); классич. образцы – у М. И. Глинки (У. к опере «Руслан Людмила», концертная У. «Арагонская хота»). Программная концертная У. в развитой сонатной форме (Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, И. Брамс) имеет общие черты с симфонической поэмой, симфонич. фантазией. Во 2-й пол. 19 в. получило распространение относительно короткое несонатное вступление к опере (Preludio, Introduction, Vorspiel), нередко излагающее осн. темы. Характеру оперетты соответствует У.-попурри. В 20 в. У. чаще создавались как концертные произведения (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович).