Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УВЕРТЮ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 651

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов

УВЕРТЮ́РА (франц. ouverture, от лат. apertura – от­кры­тие, на­ча­ло), ин­ст­ру­мен­таль­ное всту­п­ле­ние к круп­но­му про­из­ве­де­нию (опе­ре, ба­ле­ту, ора­то­рии, те­ат­раль­но­му спек­так­лю), а так­же са­мо­сто­ят. со­чи­не­ние. Фан­фар­ное всту­п­ле­ние, от­кры­ваю­щее опе­ру «Ор­фей» К. Мон­те­вер­ди (1607), счи­та­ет­ся пер­вой опер­ной У. (в ори­ги­на­ле «ток­ка­та»). В сер. 17 в. у Ж. Б. Люл­ли ус­та­но­вил­ся тип фран­цуз­ской У., со­сто­ящей из всту­пи­тель­ной мед­лен­ной (па­те­ти­че­ской, с ост­рым рит­мом) и бы­ст­рой фу­ги­ро­ван­ной час­тей (за­мы­ка­ют­ся крат­ким мед­лен­ным раз­де­лом, ино­гда воз­вра­ще­ни­ем к всту­пит. ма­те­риа­лу). Во 2-й пол. 17 в. (А. Стра­дел­ла, А. Скар­лат­ти) сло­жил­ся тип 3-ча­ст­ной италь­ян­ской У. (sinfonia), в ко­то­рой край­ние по­ли­фо­нич. час­ти бы­ст­рые, сред­няя – мед­лен­ная. В нем. му­зы­ке 1-й пол. 18 в. франц. У. при­ме­ня­лась, по­ми­мо опер и кан­тат, в сюи­тах (4-я пар­ти­та для кла­ви­ра И. С. Ба­ха, BWV 828), при­чём У. мог­ло на­зы­вать­ся и всё со­чи­не­ние (ор­ке­ст­ро­вые У., или сюи­ты, И. С. Ба­ха, BWV 1066–1071). Опер­ная У. (гл. обр. италь­ян­ская) под­го­то­ви­ла клас­сич. сим­фо­нию (от фран­цуз­ской У. пе­ре­шло мед­лен­ное всту­п­ле­ние в пер­вых час­тях сим­фо­ний). Во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. У. при­об­ре­ла но­вые чер­ты: обоб­ще­ние осн. ха­рак­те­ра дра­ма­тич. кон­флик­та (позд­ние опе­ры К. В. Глю­ка); ис­поль­зо­ва­ние ма­те­риа­ла из сцен опе­ры («Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та); со­нат­ная фор­ма, ино­гда с мед­лен­ным всту­п­ле­ни­ем, час­то со зна­чит. раз­ви­ти­ем (увер­тю­ры Л. ван Бет­хо­ве­на). В 19 в. У. та­ко­го ро­да пре­об­ла­да­ли у К. М. Ве­бе­ра, Р. Ваг­не­ра, со­су­ще­ст­вуя с бо­лее тра­диц. У., напр. у Дж. Рос­си­ни. Мн. У. но­во­го ти­па ста­ли фак­ти­че­ски кон­церт­ны­ми пье­са­ми. К жан­ру У. от­но­сят­ся пер­вые об­раз­цы рус. сим­фо­нич. му­зы­ки – Д. С. Борт­нян­ско­го (У. к опе­рам), О. А. Коз­лов­ско­го (к тра­ге­ди­ям); клас­сич. об­раз­цы – у М. И. Глин­ки (У. к опе­ре «Рус­лан Люд­ми­ла», кон­церт­ная У. «Ара­гон­ская хо­та»). Про­грамм­ная кон­церт­ная У. в раз­ви­той со­нат­ной фор­ме (Ф. Мен­дель­сон, Г. Бер­ли­оз, И. Брамс) име­ет об­щие чер­ты с сим­фо­ни­че­ской по­эмой, сим­фо­нич. фан­та­зи­ей. Во 2-й пол. 19 в. по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние от­но­си­тель­но ко­рот­кое не­со­нат­ное всту­п­ле­ние к опе­ре (Preludio, Introduction, Vorspiel), не­ред­ко из­ла­гаю­щее осн. те­мы. Ха­рак­те­ру опе­рет­ты со­от­вет­ст­ву­ет У.-по­пур­ри. В 20 в. У. ча­ще соз­да­ва­лись как кон­церт­ные про­из­ве­де­ния (С. С. Про­кофь­ев, Д. Д. Шос­та­ко­вич).

Лит.: Се­ров А. Н. Те­ма­тизм увер­тю­ры «Ле­о­но­ра» // Се­ров A. H. Избр. ста­тьи. М.; Л., 1950. Т. 1; Асафь­ев Б. В. О фран­цуз­ской клас­си­че­ской увер­тю­ре и в осо­бен­но­сти об увер­тю­рах Ке­ру­би­ни; Увер­тю­ра «Рус­лан и Люд­ми­ла» Глин­ки // Асафь­ев Б. В. Избр. тру­ды. М., 1952. Т. 1; Fiske R. Beethoven concertos and overtures. L., 1970; Hell H. Die neapolitanische Opernsinfonie in der ersten Hälfte des 18. Jahrhunderts. Tutzing, 1971; Ваг­нер Р. Ста­тьи и ма­те­риа­лы. М., 1974; Kunze S. Die Sinfonie im 18. Jahrhundert: Von der Opernsinfonie zur Konzertsinfonie. Laaber, 1993; Бо­ча­ров Ю. С. Увер­тю­ра в эпо­ху ба­рок­ко. М., 2005.

Вернуться к началу