Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЮИ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 522

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЮИ́ТА (франц. suite, букв. – ряд, по­сле­до­ва­тель­ность), ин­ст­ру­мен­таль­ный цикл из не­сколь­ких муз. пьес, как пра­ви­ло, ком­по­зи­ци­он­но са­мо­стоя­тель­ных. Тер­мин воз­ник в 16 в. во Фран­ции. Про­об­ра­зом С. в 15–16 вв. по­слу­жи­ли се­рии тан­це­валь­ных ин­ст­ру­мен­таль­ных пьес, со­про­во­ж­дав­ших при­двор­ные про­цес­сии и це­ре­мо­нии, а так­же па­ры тан­цев: па­ва­на – галь­яр­да, пас­са­мец­цо – саль­та­рел­ла и др. Ба­роч­ная С. (17–18 вв.) пред­став­ля­ет со­бой цикл лют­не­вых, позд­нее кла­вир­ных и ор­ке­ст­ро­вых тан­це­валь­ных пьес, объ­е­ди­нён­ных об­щей то­наль­но­стью, но кон­тра­ст­ных по тем­пу, мет­ру, рит­мич. ри­сун­ку. С сер. 17 в. тан­це­валь­ная С., ут­ра­тив при­клад­ное на­зна­че­ние, бы­ту­ет пре­им. под на­зва­ния­ми пар­ти­та, бал­лет­то, sonata da camera (итал.; см. так­же Трио-сонатa), lessons (англ.), ordrе, ouverture (франц.). Наи­бо­лее ти­пи­чен на­бор тан­цев, сло­жив­ший­ся в С. нем. ком­по­зи­то­ров (в ча­ст­но­сти, И. Я. Фро­бер­ге­ра): ал­ле­ман­да, ку­ран­та, са­ра­бан­да, жи­га. В 18 в. за­мет­на тен­ден­ция к уве­ли­че­нию чис­ла час­тей: ал­ле­ман­да мог­ла пред­ва­рять­ся пре­лю­ди­ей, увер­тю­рой, пре­ам­бу­лой, фан­та­зи­ей, ток­ка­той и т. п.; ме­ж­ду са­ра­бан­дой и жи­гой вклю­ча­лись ме­ну­эт, бур­ре, га­вот, пас­пье, ри­го­дон, мю­зет, лур, по­ло­нез, фор­ла­на, си­ци­лиа­на, там­бу­рин, анг­лез, хорн­пайп. Вво­ди­лись так­же пье­сы не­тан­це­валь­ные («ария», рон­до, скер­цо, бур­леска, ка­прич­чио, ча­ко­на, пас­са­ка­лия). Ху­дож. вер­шин в этом жан­ре дос­тиг­ли И. С. Бах (франц. и англ. сюи­ты, сюи­ты и пар­ти­ты для кла­ви­ра, для скрип­ки и вио­лон­че­ли со­ло) и Г. Ф. Ген­дель (17 кла­вир­ных С.). Ор­ке­ст­ро­вые увер­тю­ры-сюи­ты пи­са­ли Ж. Б. Люл­ли, Ге­орг Муф­фат, Бах, Ген­дель, Г. Ф. Те­ле­ман. С. для кла­ве­си­на франц. ком­по­зи­то­ров (Ж. Шам­бонь­ер, Ж. А. д’Англебер, Л. К. Да­кен, Ж. Ф. Дан­д­риё, Л. и Ф. Ку­пе­рен, Ж. Ф. Ра­мо) пред­став­ля­ют со­бой со­б­ра­ния жан­ро­во-пей­заж­ных муз. за­ри­со­вок (до 20 и бо­лее пьес в цик­ле). Во 2-й пол. 18 в. ба­роч­ная С. вы­тес­ня­ется ди­вер­тис­мен­том, кас­са­ци­ей, се­ре­на­дой, нок­тюр­ном (1-е зна­че­ние тер­мина), ко­то­рые, в от­ли­чие от клас­сич. сонат­но-сим­фо­нич. цик­ла, вклю­ча­ли так­же мар­ши, «ро­ман­сы», контр­дан­сы, эко­се­зы, по 2 ме­ну­эта и др. (все­го до 8–9 час­тей). Со 2-й пол. 19 в. поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью сю­жет­но-про­грамм­ные С. («Ан­тар» и «Шехе­ра­за­да» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва), С. из не­сколь­ких пьес с за­го­лов­ка­ми («Ма­лень­кая сюи­та» А. П. Бо­ро­ди­на для фп., 3 ор­ке­ст­ро­вые сюи­ты П. И. Чай­ков­ско­го). Рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли С., со­став­лен­ные из пе­ре­ло­же­ний пьес др. ком­по­зи­то­ра (од­на из пер­вых – «Мо­цар­тиа­на» Чай­ков­ско­го), из об­ра­бо­ток нар. пе­сен и тан­цев («Чеш­ская сюи­та» А. Двор­жа­ка). Ут­вер­ди­лась С. в ви­де ря­да пьес и фраг­мен­тов из му­зы­ки к дра­ма­тич. спек­так­лям («Пер Гюнт» Э. Гри­га, «Ар­ле­зи­ан­ка» Ж. Би­зе), ба­ле­там (ба­лет­ные сюи­ты Чай­ков­ско­го, С. С. Про­кофь­е­ва, И. Ф. Стра­вин­ско­го), в 20 в. – из му­зы­ки к ки­но­филь­мам (сюи­ты Про­кофь­е­ва, Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, Г. В. Сви­ри­до­ва). Тер­ми­ну «С.» не­ред­ко пред­по­чи­та­ют бо­лее об­щий и ней­траль­ный тер­мин «цикл»; сю­ит­ные чер­ты свой­ст­вен­ны мн. фп. цик­лам Р. Шу­ма­на («Вен­ский кар­на­вал», «Лес­ные сце­ны»), Э. Гри­га, К. Де­бюс­си, М. Ра­ве­ля, Про­кофь­е­ва. Сти­ли­за­ции ба­роч­ной С. («Из вре­мён Холь­бер­га» Гри­га, «Гроб­ни­ца Ку­пе­ре­на» Ра­ве­ля) под­го­то­ви­ли пе­ре­ос­мыс­ле­ние жан­ра в 20 в. (ор­ке­ст­ро­вые сюи­ты Стра­вин­ско­го, П. Хин­де­ми­та), в т. ч. с ис­поль­зо­ва­ни­ем се­рий­ной тех­ни­ки (у А. Шён­бер­га и А. Бер­га).

Лит.: Nеf K. Geschichte der Sinfonie und Suite. Lpz., 1921; По­по­ва Т. В. Сюи­та. М., 1963; Beck H. Die Suite. Köln, 1964; Die Entwicklung der Ouverturen-Suite im 17. und 18. Jahrhunderts. Michaelstein, 1996; Брян­це­ва В. Н. Фран­цуз­ский кла­ве­си­низм. СПб., 2000; Дру­скин М. С. Собр. соч. СПб., 2007. Т. 1: Кла­вир­ная му­зы­ка Ис­па­нии, Анг­лии, Ни­дер­лан­дов, Фран­ции, Ита­лии, Гер­ма­нии XVI–XVIII ве­ков; Бо­ча­ров Ю. О сюи­тах «пра­виль­ных» и «не­пра­виль­ных» // Ста­рин­ная му­зы­ка. 2008. № 1–2.

Вернуться к началу