СЮИ́ТА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЮИ́ТА (франц. suite, букв. – ряд, последовательность), инструментальный цикл из нескольких муз. пьес, как правило, композиционно самостоятельных. Термин возник в 16 в. во Франции. Прообразом С. в 15–16 вв. послужили серии танцевальных инструментальных пьес, сопровождавших придворные процессии и церемонии, а также пары танцев: павана – гальярда, пассамеццо – сальтарелла и др. Барочная С. (17–18 вв.) представляет собой цикл лютневых, позднее клавирных и оркестровых танцевальных пьес, объединённых общей тональностью, но контрастных по темпу, метру, ритмич. рисунку. С сер. 17 в. танцевальная С., утратив прикладное назначение, бытует преим. под названиями партита, баллетто, sonata da camera (итал.; см. также Трио-сонатa), lessons (англ.), ordrе, ouverture (франц.). Наиболее типичен набор танцев, сложившийся в С. нем. композиторов (в частности, И. Я. Фробергера): аллеманда, куранта, сарабанда, жига. В 18 в. заметна тенденция к увеличению числа частей: аллеманда могла предваряться прелюдией, увертюрой, преамбулой, фантазией, токкатой и т. п.; между сарабандой и жигой включались менуэт, бурре, гавот, паспье, ригодон, мюзет, лур, полонез, форлана, сицилиана, тамбурин, англез, хорнпайп. Вводились также пьесы нетанцевальные («ария», рондо, скерцо, бурлеска, каприччио, чакона, пассакалия). Худож. вершин в этом жанре достигли И. С. Бах (франц. и англ. сюиты, сюиты и партиты для клавира, для скрипки и виолончели соло) и Г. Ф. Гендель (17 клавирных С.). Оркестровые увертюры-сюиты писали Ж. Б. Люлли, Георг Муффат, Бах, Гендель, Г. Ф. Телеман. С. для клавесина франц. композиторов (Ж. Шамбоньер, Ж. А. д’Англебер, Л. К. Дакен, Ж. Ф. Дандриё, Л. и Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо) представляют собой собрания жанрово-пейзажных муз. зарисовок (до 20 и более пьес в цикле). Во 2-й пол. 18 в. барочная С. вытесняется дивертисментом, кассацией, серенадой, ноктюрном (1-е значение термина), которые, в отличие от классич. сонатно-симфонич. цикла, включали также марши, «романсы», контрдансы, экосезы, по 2 менуэта и др. (всего до 8–9 частей). Со 2-й пол. 19 в. пользовались популярностью сюжетно-программные С. («Антар» и «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова), С. из нескольких пьес с заголовками («Маленькая сюита» А. П. Бородина для фп., 3 оркестровые сюиты П. И. Чайковского). Распространение получили С., составленные из переложений пьес др. композитора (одна из первых – «Моцартиана» Чайковского), из обработок нар. песен и танцев («Чешская сюита» А. Дворжака). Утвердилась С. в виде ряда пьес и фрагментов из музыки к драматич. спектаклям («Пер Гюнт» Э. Грига, «Арлезианка» Ж. Бизе), балетам (балетные сюиты Чайковского, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского), в 20 в. – из музыки к кинофильмам (сюиты Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова). Термину «С.» нередко предпочитают более общий и нейтральный термин «цикл»; сюитные черты свойственны мн. фп. циклам Р. Шумана («Венский карнавал», «Лесные сцены»), Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Прокофьева. Стилизации барочной С. («Из времён Хольберга» Грига, «Гробница Куперена» Равеля) подготовили переосмысление жанра в 20 в. (оркестровые сюиты Стравинского, П. Хиндемита), в т. ч. с использованием серийной техники (у А. Шёнберга и А. Берга).