Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУ́ФФА́Т МЮФФА́ ГЕОРГ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 525

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров

МУ́ФФА́Т, Мюффа́ (Muffat) Ге­орг (кре­щён 1.6.1653, Ме­жев, Са­войя – 23.2.1704, Пас­сау), нем. ком­по­зи­тор. В юно­сти учил­ся в Па­ри­же (в т. ч. у Ж. Б. Люл­ли), затем пе­ре­брал­ся в Гер­ма­нию. С 1678 св. 10 лет слу­жил ор­га­ни­стом и ка­мер­ным му­зы­кан­том при дво­ре Зальц­бург­ско­го ар­хи­епи­ско­па. В нач. 1680-х гг. со­вер­шен­ст­во­вал­ся у Б. Пас­куи­ни в Ри­ме, там же по­зна­ко­мил­ся с му­зы­кой А. Ко­рел­ли, ока­зав­шей на не­го боль­шое влия­ние. С 1690 до кон­ца жиз­ни слу­жил при дво­ре епи­ско­па Пас­сау. Ра­бо­тал гл. обр. в жан­рах ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки (ис­клю­че­ние со­став­ля­ют мес­са и 3 уте­рян­ных сце­нич. про­из­ве­де­ния). Ис­хо­дя из творч. прин­ци­пов Люл­ли и Ко­рел­ли, со­еди­нил осо­бен­но­сти франц. и итал. ба­роч­но­го ин­ст­ру­мен­та­лиз­ма с тра­ди­ция­ми нем. му­зы­ки. Его 5 со­нат для струн­ных и бас­со кон­ти­нуо из сб. «Armonico Tri­bu­to» (1682) и 12 кон­чер­то грос­со (1701) спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию этих жан­ров в Гер­ма­нии. Од­ним из пер­вых раз­ра­ба­ты­вал тип ан­самб­ле­во-ор­ке­ст­ро­вой сюи­ты с от­кры­ваю­щей её франц. увер­тю­рой. 15 та­ких увер­тюр-сю­ит об­ра­зу­ют 2 со­б­ра­ния его про­из­ве­де­ний для струн­ных под назв. «Цвет­ник» («Florilegium», изд. 1695, 1698). Сб-к ор­ган­ных со­чи­не­ний «Apparatus musico-organisticus» (изд. 1690) вклю­ча­ет 12 ток­кат, ча­ко­ну, пас­са­ка­лию и арию с ва­риа­ция­ми.

Его сы­но­вья Франц Ге­орг Гот­фрид (1681–1710), Ио­ганн Эрнст (1686–1746) и Гот­либ Муф­фат слу­жи­ли в при­двор­ной ка­пел­ле в Ве­не.

Соч.: Florilegium primum.../Hrsg. von H. Ri­etsch. W., 1894 (Denkmäler der Ton­kunst in Österreich. Bd 1); Florilegium secundum... / Hrsg. von H. Rietsch. W., 1895 (Denkmäler der Tonkunst in Österreich. Bd 2); Ausserlesene Instrumental-Music: 12 concerti grossi / Hrsg. von E. Luntz. W., 1904 (Denkmäler der Tonkunst in Österreich. Bd 23); Ar­mo­nico tributо / Hrsg. von E. Schenk. W., 1953 (Denkmäler der Tonkunst in Österreich. Bd 89); Apparatus musico-organisticus / Hrsg. von M. Ra­dulescu. W., 1982.

Лит.: Kolneder W. G. Muffat zur Auf­füh­rungs­praxis. Strasbourg, 1970; Stampfl I. G. Muf­fat: Orchesterkompositionen: ein musikhistori­scher Vergleich der Orchestermusik. Passau, 1984; Бо­ча­ров ЮС. Фран­цуз­ская увер­тю­ра в му­зы­ке эпо­хи ба­рок­ко. М., 1998.

Вернуться к началу