КОРЕ́ЛЛИ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРЕ́ЛЛИ (Corelli) Арканджело (17.2.1653, Фузиньяно – 8.1.1713, Рим), итал. композитор и скрипач. Один из крупнейших мастеров музыки итал. барокко. Муз. образование получил в Болонье, с 1670 чл. Болонской филармонич. академии. Ок. 1675 переехал в Рим, не позднее 1679 стал камерным музыкантом королевы Швеции Кристины. Его покровителями были также кардиналы Дж. Б. Памфили и П. Оттобони. Длительное время был ведущей фигурой среди рим. музыкантов. Прославился как скрипач-виртуоз, руководил оркестром на многочисл. концертах, при исполнении ораторий в церквах и кардинальских палаццо, на оперных представлениях в римском «Театро Тординона». С 1706 чл. академии «Аркадия». Был знаком с молодым Г. Ф. Генделем, принимал участие в исполнении его итал. ораторий (1707–08).
К. – основатель итал. скрипичной школы, традиции которой сохранялись до нач. 19 в. (среди учеников – скрипачи и композиторы Ф. Джеминиани, Дж. Б. Сомис и, возможно, П. Локателли). Был первым композитором, прославившимся благодаря исключительно инструментальным сочинениям. В его творчестве окончательно сформировались жанры кончерто гроссо, трио-сонаты, а также сонаты для скрипки с бассо континуо. Сохранилось св. 80 сочинений К., авторство которых не подлежит сомнению (в осн. для смычковых инструментов): 54 трио-сонаты, 3 сонаты для четырёх партий (в т. ч. с участием трубы), 12 скрипичных сонат, 12 кончерто гроссо для струнных, а также увертюра к оратории Дж. Лулье «Св. Беатрис д’Эсте». Имя К. в Европе прославили публикации трио- и сольных сонат (5 опусов по 12 сочинений), осуществлённые в Риме при жизни автора (1681–1700), и их многочисл. переиздания в течение всего 18 в. 6-й опус (12 concerti grossi) вышел из печати посмертно (1714). Инструментальный стиль К. органично сочетает виртуозность с полифонич. техникой при общей ясности фактуры. Влияние К. испытали А. Вивальди, Т. Альбинони, Ф. Верачини, Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман, Ж. М. Леклер и др. На темы К. создавали свои произведения И. С. Бах (Фуга для органа BWV 579), Дж. Тартини (вариации «Искусство смычка» для скрипки). Образ К., который уже в 1-й пол. 18 в. считался классиком, воссоздан в музыке Ф. Куперена (трио-соната «Парнас, или Апофеоз Корелли»), Ж. Ф. Дандриё (пьеса «Корелли» для клавесина). Особая популярность выпала на долю «Фолии» К. (ор. 5 № 12) – традиция сочинения вариаций на её тему сохранилась до 20 в. («Вариации на тему Корелли» С. В. Рахманинова).