Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОКАТЕ́ЛЛИ ПЬЕТРО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 760

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров

ЛОКАТЕ́ЛЛИ (Locatelli) Пьет­ро (Пьет­ро Ан­то­нио) (3.9.1695, Бер­га­мо – 30.3.1764, Ам­стер­дам), итал. скри­пач и ком­по­зи­тор. Воз­мож­но, учил­ся у А. Ко­рел­ли. Сла­вил­ся как скри­пач-вир­ту­оз. В 1720-х гг. кон­цер­ти­ро­вал по Ев­ро­пе. С 1729 жил пре­им. в Ам­стер­да­ме, ре­гу­ляр­но уст­раи­вал в сво­ём до­ме кон­цер­ты для про­све­щён­ных лю­би­те­лей му­зы­ки. Ав­тор мно­го­числ. ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний (соль­ные и трио-со­на­ты, кон­цер­ты для скрип­ки с ор­ке­ст­ром, concerti grossi), вы­дер­жан­ных гл. обр. в сти­ли­сти­ке позд­не­го ба­рок­ко. Сре­ди опуб­ли­ко­ван­ных в 1721–62 в Ам­стер­да­ме 9 сб-ков его сочи­не­ний осо­бо вы­де­ля­ет­ся «Ис­кус­ст­во скрип­ки» («L’arte del violino» ор. 3, 1733), вклю­чаю­щее 12 скри­пич­ных кон­цер­тов в ду­хе А. Ви­валь­ди. 24 вир­ту­оз­ных ка­при­са для скрип­ки со­ло в пер­вой и фи­наль­ной час­тях ка­ж­до­го кон­цер­та, от­ме­чен­ные не­ма­лым ко­ли­че­ст­вом тех­нич. нов­шеств, ока­за­ли влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие скри­пич­но­го иск-ва, по­слу­жи­ли мо­де­лью для соз­да­ния ана­ло­гич­ных в жан­ро­вом от­но­ше­нии со­чи­не­ний Р. Крей­це­ра, П. Ро­де и Н. Па­га­ни­ни.

Соч.: Opera omnia / Ed. A. Dunning a. o. L.; N. Y., 1994–2002. Vol. 1–10.

Лит.: Dunning A. P. A. Locatelli: der Virtuose und seine Welt. Buren, 1981. Bd 1–2; Гинз­бург Л. С., Гри­горь­ев В. Ю. Ис­то­рия скри­пич­но­го ис­кус­ст­ва. М., 1990. Вып. 1; Intorno a Lo­ca­telli: studi in occasione del tricentenario della nascita di P. A. Locatelli / A cura di A. Dun­ning. Lucca, 1995. Vol. 1–2; Eynard M. Il mu­sicista P. A. Locatelli: un itinerario artistico da Ber­ga­mo a Amsterdam. Bergamo, 1995; Бер­форд Т. Ис­кус­ст­во от­дель­но взя­то­го смыч­ка // Ста­рин­ная му­зы­ка. 2006. № 3/4.

Вернуться к началу