КРЕ́ЙЦЕР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕ́ЙЦЕР (Kreutzer), франц. музыканты, братья. Родольф (16.11.1766, Версаль – 6.1.1831, Женева), скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Сын нем. скрипача. Ученик А. Стамица. Концертировал с 13-летнего возраста. С 1783 солист Королевской капеллы, затем – оркестров в парижских театрах. С 1791 гастролировал в Италии, Германии, Голландии, Австрии. С 1801 солист оркестра (преемник П. Роде), с 1817 капельмейстер Парижской оперы (в 1824–26 муз. директор). С 1802 камер-виртуоз двора Наполеона Бонапарта, с 1815 – Людовика XVIII. С 1795 проф. Парижской конс. (среди учеников – Ш. Ф. Лафон). В 1826 оставил службу. Наряду с Роде и П. Байо, К. – основатель классич. скрипичной школы Парижской конс. Его игру, близкую по духу и стилю Дж. Б. Виотти, высоко ценил Л. ван Бетховен, посвятивший ему свою сонату для скрипки и фп. ор. 47 («Крейцерова соната»). Написанная К. совм. с Роде и Байо «Скрипичная метода» («Méthode de violon», 1802, рус. пер. 1812) и его сб-к этюдов («Quarante études ou caprices», 1796; широко распространён поныне) положили начало новому направлению в скрипичной педагогике. Автор концертов для скрипки, струнных квартетов, трио, дуэтов, сонат, вариаций и др. сочинений для скрипки. Популярный оперный композитор, автор более 40 опер, среди них: «Жанна д’Арк в Орлеане» (1790), «Поль и Виргиния», «Лодоиска» (обе 1791, все пост. в Париже).
Август (Жан Никола Огюст) (3.9.1778, Версаль – 31.8.1832, Париж), скрипач. Учился у брата. С 1798 скрипач оркестра «Опера-Комик», в 1801–20 – Парижской оперы, а также придворного оркестра в Париже. С 1826 проф. Парижской конс. Автор концертов, дуэтов, сонат и др. сочинений для скрипки.