Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТА́МИЦ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 162-163

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СТА́МИЦ (Stamic, Staimiz, Stainiz, Stamitz, Steinmetz), се­мья чеш. и нем. му­зы­кан­тов. Ян (Ян Вац­лав Ан­то­нин, так­же Ио­ганн) (кре­щён 19.6.1717, Не­мец­ки-Брод, ны­не Гав­лич­кув-Брод, Че­хия – по­хо­ро­нен 30.3.1757, Ман­гейм), ком­по­зи­тор, скри­пач, ди­ри­жёр, пе­да­гог. Ро­до­на­чаль­ник ман­гейм­ской шко­лы. Учил­ся у от­ца, Ан­то­ни­на Иг­на­ца (1686–1765), ор­га­ни­ста и ру­ко­во­ди­те­ля цер­ков­но­го хо­ра. Дея­тель­ность Яна С. б. ч. свя­за­на с Ман­гейм­ской ка­пел­лой (с 1743 1-й скри­пач, с 1750 ру­ко­во­ди­тель), ор­кестр ко­то­рой стал са­мым про­фес­сио­наль­ным ис­пол­ни­тель­ским кол­лек­ти­вом Ев­ро­пы сво­его вре­ме­ни. Мно­го кон­цер­ти­ро­вал (в т. ч. в 1754–55 в Па­ри­же, где ру­ко­во­дил ор­ке­ст­ром А. Ж. Ла Пу­п­линь­е­ра). Пер­вым ис­поль­зо­вал мн. ор­ке­ст­ро­вые эф­фек­ты (зна­ме­ни­тое ман­гейм­ское crescendo и др.). Од­ним из пер­вых пи­сал сим­фо­нии как отд. ор­ке­ст­ро­вые со­чи­не­ния, не свя­зан­ные с те­ат­раль­ны­ми по­ста­нов­ка­ми, в т. ч. че­ты­рёх­ча­ст­ные (с ме­ну­этом). Сре­ди уче­ни­ков – К. Кан­на­бих, А. Фильц, а так­же сы­но­вья Карл и Ан­то­нин. Ав­тор ок. 60 сим­фо­ний, кон­цер­тов для разл. ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром (в т. ч. 14 для скрип­ки, 12 для флей­ты, 4 для кла­ви­ра), ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лей, ка­при­сов для скрип­ки со­ло. Куль­то­вая му­зы­ка: мес­са, 2 ли­та­нии, оф­фер­то­рий.

Его сы­но­вья: Карл (Карл Фи­липп) (кре­щён 8.5.1745, Ман­гейм – 9.11.1801, Йе­на), ком­по­зи­тор, скри­пач, аль­тист, ис­пол­ни­тель на ви­оль д’амур. Пред­ста­ви­тель ман­гейм­ской шко­лы. С 1762 скри­пач Ман­гейм­ской ка­пел­лы. Жил в Па­ри­же (с 1770), Йе­не (с 1795 ка­пель­мей­стер и пре­по­да­ва­тель ун-та). В 1770–94 га­ст­ро­ли­ро­вал в Ве­не, Страс­бур­ге, Лон­до­не, Гаа­ге, Гам­бур­ге и др. Ав­тор ок. 50 сим­фо­ний, 38 кон­церт­ных сим­фо­ний, 60 кон­цер­тов для ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром, мно­го­числ. со­нат, разл. ан­самб­лей и др.; ему при­над­ле­жат так­же мес­са и ряд свет­ских во­каль­ных ком­по­зи­ций; Ан­то­нин (Ан­тон Та­де­уш Ио­ганн Не­по­мук) (27.11.1750, Не­мец­ки-Брод – ме­ж­ду 1796 и 1809, Па­риж или Вер­саль), ком­по­зи­тор, скри­пач, аль­тист. Жил и ра­бо­тал в Ман­гей­ме (с 1764 при­двор­ный му­зы­кант), Па­ри­же (с 1770, в 1782–89 при дво­ре Лю­до­ви­ка XVI). При­об­рёл из­вест­ность как вир­ту­оз. Про­дол­жа­тель тра­ди­ций ман­гейм­ской шко­лы, ав­тор ок. 15 сим­фо­ний, 5 кон­церт­ных сим­фо­ний, 25 ин­ст­ру­мен­таль­ных кон­цер­тов с ор­ке­ст­ром (пре­им. для од­ной или двух скри­пок), мно­го­числ. ан­самб­лей, в т. ч. 54 струн­ных квар­те­тов. С 1770-х гг. пре­по­да­вал; сре­ди уче­ни­ков – Р. Крей­цер.

Нот­ные изд.: Denkmäler der Tonkunst in Bayern. Lpz., 1902, 1907, 1914–1915. Bd 4, 15, 27–28; The Symphony at Mannheim: J. Stamitz, Chr. Cannabich // The Symphony, 1720–1840. N. Y., 1984. Ser. C. Vol. 3.

Лит.: Gradenwitz P. The Stamitz family: some errors, omissions, and falsifications corrected // Notes. 1949. Vol. 7. № 1; idem. J. Stamitz: Leben, Umwelt, Werke. Wilhelmshaven, 1984; Wolf E. K. The symphonies of J. Stamitz: a study in the formation of the classic style. Utrecht, 1981.

Вернуться к началу